Вступление и участие Российской Федерации во Всемирную торговую организацию повлекло к созданию новых стандартов в части времени совершения таможенных операций, качества предоставления таможенных услуг, уровня бумажного и безбумажного оборота документов и т.д. Из чего следует, что достижение новых показателей возможно только при налаженном процессе взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Большое количество проблем в сфере регулирования внешней торговли появляется в процессе реализации таможенной службы Российской Федерации национальных и международных концепций. Из-за отсутствия эффективного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности данные проблемы невозможно разрешить. В особенности можно выделить проблемы упрощения таможенных процедур и их ускорение, обмена информацией, синхронизации и оптимизации совместной деятельности таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование современного процесса взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- дать характеристику деятельности таможенных органов, рассмотреть их основные задачи;
- раскрыть состав и основные цели деятельности участников ВЭД;
- рассмотреть особенности взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД;
- провести анализ современного механизма взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД;
- дать общую характеристику деятельности Татарстанской таможни;
- изучить формы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на примере Татарстанской таможни;
- дать оценку положительного зарубежного опыта в сфере взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД;
- рассмотреть проблемы и разработать предложения по оптимизации взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Степень научной разработанности темы исследования составили положения и концепции, сформулированные в научных трудах по таможенному, международному частному, гражданскому праву и экономике.
Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов: Ашмариной Е.М., Бугаева З.А., Веселковой Е.Е. и других.
Объектом исследования является таможенное регулирование ВЭД предприятий.
Предметом исследования является процесс взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Методологической основой исследования стал диалектический метод научного познания. Также в работе применялись всеобщие и частнонаучные, а именно: исторический, системный, метод статистики, а также формально-юридический, и сравнительно-правовой методы.
Нормативно-правовой базой основой исследования являются законодательные акты РФ, международные соглашения, нормативно-правовые акты Правительства РФ, нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы (далее – ФТС России) и аналитические материалы, Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), материалы исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения.
Новизна исследования заключается в совокупном рассмотрении автором процесса взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, в рамках которого:
- обозначены проблемы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности;
- рассмотрены формы сотрудничества таможенных органов Российской Федерации и бизнеса;
- проведена оценка зарубежного опыта взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности;
- предложены мероприятия по повышению эффективности взаимодействия и сотрудничества таможни и бизнеса.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности
1.1 Характеристика и основные задачи деятельности таможенных органов
Деятельность таможенных органов основана на многочисленных принципах. Обзор изменений Федерального закона от 03.08.2018 N 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относит к таким принципам:
1) принцип законности;
2) принцип равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
3) принцип ринципам относятсягановединства системы таможенных органов и централизованного руководства;
4) принцип профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
5) принципы ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве союза и законодательстве Российской Федерации (далее – РФ) о таможенном регулировании;
6) принцип единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
7) принцип недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела.
Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на территории РФ выполнение задач и функций, установленных статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [6] (далее – ТК ЕАЭС), а также выполняют следующие функции:
1) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
2) ведут таможенную статистику РФ;
3) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, условиям лицензий и разрешений;
4) проверяют маркировку товаров при проведении таможенного контроля в отношении товаров, обязательная маркировка которых предусмотрена международными договорами РФ или законодательством РФ;
5) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;
6) осуществляют в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности;
7) оказывают содействие в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом, осуществляют противодействие незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу союза и (или) через Государственную границу РФ;
8) осуществляют противодействие коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах, некоммерческих организациях и государственных унитарных предприятиях;
9) обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза и создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу Союза;
10) совершенствуют таможенное декларирование и таможенный контроль, создают условия, способствующие упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза, применяют современные информационные технологии, внедряют прогрессивные методы таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах – торговых партнерах РФ;
11) в прослеживаемости в с актами, Союза, и () РФ;
12) обеспечивают ресурсов и органов для от уплаты , налогов, , , компенсационных ;
13) технологии и иных контроля с «единого » и документооборота.
При РФ запрета на в РФ категорий органы в компетенции запрета.