Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих в Российской Федерации
1.1 Содержание понятия федеральных государственных гражданских служащих в Российской Федерации
1.2 Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих в Российской Федерации: основные понятия
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 Анализ системы пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих в Российской Федерации.
2.1 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих в Российской Федерации.
2.2 Порядок назначения и правила исчисления государственных пенсий федеральных госслужащих
Выводы по главе 2
Глава 3. Совершенствование механизма пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих в Российской Федерации
3.1 Основные пути развития механизма пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих в Российской Федерации
3.2 Необходимость совершенствования механизма пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих в Российской Федерации
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Актуальность темы работы заключается в том, что в любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Государственный аппарат - это, прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления. В современной России проблема модернизации государственного управления становится одной из приоритетных, учитывая ту большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления.
Ключевым же направлением реформирования данной сферы является создание эффективного законодательства. Поэтому знание различных аспектов построения и функционирования федеральной государственной службы, лежащих в ее основе теоретических представлений, истории ее возникновения и развития, динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен, необходимо не только специалистам в области государственного управления, а также юристам и представителям других общественно значимых профессий. В науке трудового права и права социального обеспечения явный недостаток исследований проблем пенсионного обеспечения государственных служащих свидетельствует, что избранная тема является актуальной. Она позволяет заполнить имеющийся пробел в научном осмыслении не только собственно проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих, но и более общей проблемы предоставляемых им государственных социальных гарантий.
Степень научной разработанности темы работы, государственное пенсионное обеспечение государственных служб всегда интересовало таких ведущих юристов, как: Дмитриев Ю.А., Чиркин В.Е., Россинский А.И., Петров С.М., Оболонский А.В., Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в сфере пенсионного обеспечения государственных федеральных служащих.
Предметом работы являются правовые нормы, регулирующие пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих Российской Федерации.
Целью работы является комплексное правовое изучение проблем правового регулирования и организации пенсионного обеспечения в системе государственной службы в качестве одной из основных государственных гарантий, предоставляемых государственным служащим, а также выработка концептуальных основ формирования правовой базы пенсионного обеспечения в системе государственной службы.
Цель определила постановку следующих задач:
-раскрыть понятие государственной федеральной службы Российской Федерации;
-исследовать понятие, цели и виды пенсий, назначаемым государственным федеральным служащим Российской Федерации;
-рассмотреть порядок назначения и правила начисления пенсий сотрудникам государственных федеральных служб Российской Федерации; -
обосновать предложения по дальнейшему совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики в исследуемой сфере.
Методологической основой работы являются общенаучные и частно-научные способы познания: диалектический, исторический, системный, формально-логический, анализ и синтез, статистический, сравнительно- правовой, моделирование.
Нормативной базой работы выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной федеральной службе Российской Федерации» и т.д.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников информации.
ГЛАВА 1. Теоретические основы пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих в Российской Федерации.
1.1 Содержание понятия федеральных государственных гражданских служащих в Российской Федерации.
В условиях модернизации государственного управления в Российской Федерации, как уже указывалось, особое внимание уделяется реформе государственной службы, возрастает ее роль как правового механизма, призванного обеспечить реализацию функций государства, от которого в решающей степени зависит эффективность функционирования всех сфер жизни общества.
Государственная служба - важнейший институт государства. Она на всем пространстве России должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно урегулирована, укомплектована специалистами высшей квалификации, способными анализировать происходящие процессы, обеспечивать организацию и проведение в жизнь принятых решений.
Изучение государственной службы необходимо начать с определения ее понятия. Еще дореволюционные юристы пытались сформулировать дефиницию государственной службы. Под государственной службой понималась в основном совокупность отношений, возникающих между государством и лицами, которые являются его служащими и проводят в жизнь волю государства.
Например, О. Эйхельман считал, что государственная служба есть "исполнение лицом, по собственному его согласию и по назначению правительственной властью, постоянной должности, по штату или сверх штата, с определенными обязанностями в учреждениях государственного управления и служебной ответственностью, соединенное с получением жалованья, выслугой чинов, знаков отличия и пенсии"[1].
Видный государствовед Н.М. Коркунов под службой государству понимал всякую деятельность на пользу государству, а в узком смысле определял ее как особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности[2]. Если учесть, что Н.М. Коркунов рассматривал государственную службу в широком смысле слова как социальный институт, который представляет собой устойчивую форму организации совместной деятельности лиц, "совершаемую от лица государства", и реализует функции государства, то становится очевидно, что государственная служба возникла с момента образования государства.
Долгое время понятие "государственная служба" не фиксировалось в законодательстве. Впервые оно было нормативно закреплено в п. 1 ст. 2 Закона об основах государственной службы, где под государственной службой понималась профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий только государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов. Позднее оно было скорректировано в ст. 1 Закона о системе государственной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного Закона государственная служба РФ - это профессиональная служебная деятельность граждан России по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
субъектов РФ;
органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
В настоящее время к числу субъектов, для обеспечения исполнения полномочий которых предназначена государственная служба, относятся также Российская Федерация и ее субъекты.
Сейчас служба в государственных организациях рассматривается как обычная наемная работа, не имеющая ничего общего с государственной службой.
Закон о системе государственной службы вводит новую видовую классификацию государственной службы.
Если ранее согласно Закону об основах государственной службы государственная служба подразделялась только на федеральную и субъектов РФ, то теперь единая система государственной службы подразделяется не только в зависимости от уровня осуществления государственной власти, но и в зависимости от правового положения государственных служащих.
В соответствии с Законом о системе государственной службы система государственной службы первоначально включала государственную гражданскую, военную и правоохранительную службу. Однако данная система не получила реализации в полной мере. В частности, положение о том, что функционирование системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, не было реализовано в отношении правоохранительной службы.
Единая система государственной службы, указывает Б.В. Россинский, должна включать такие виды государственной службы, как: 1) федеральная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта РФ; 2) федеральная государственная служба в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ; 3) федеральная государственная служба лиц, имеющих специальные звания или дипломатические ранги[3].
К сожалению, в законодательстве не обобщена специфика правового положения государственных служащих, которые осуществляют правоохранительную деятельность в различных органах государственной власти. И вследствие этого вопрос о содержании, которое законодатель вложил в понятие "государственная служба иных видов", остается открытым.
Отдельного внимания заслуживает институт государственной гражданской службы. Государственная гражданская служба - это публично-правовой институт, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях гражданской службы, содержанием которой является оказание государственных услуг и осуществление публичных функций.
Как указывает А.А. Гришковец, недостаточно лишь назвать гражданскую службу публично-правовым институтом. Ее следует таковым сделать путем внесения основополагающих изменений в законодательство, закрепления в нем неких постулатов, наличие которых позволит идентифицировать деятельность кадров государственного аппарата как гражданскую службу, а не обычную наемную работу[4].