Актуальность и разработанность темы. Федеральный бюджет нашей страны это основная смета доходов и расходов, он предназначен для выполнения государством своих функций. Пополнение федерального бюджета осуществляется из различных источников, но самым крупным источником попоплнения является таможенные доходы. На сегодняшний день таможенные доходы в структуре доходов федерального бюджета составляют около 30 процентов. Федеральная таможенная служба (далее ФТС) осуществляет исполнение возложенной функции, а именно фискальную функцию. На сегоднящний день существует необходимость в пересмотре современной системы уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет страны, требуется разработка мер по применению международного опыта администрирования уплаты таможенных платежей.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в решении проблем осуществления таможенными органами фискальных задач и применение международного опыта администрирования уплаты таможенных платежей в ЕАЭС.
Объектом исследования является таможенные доходы как инструмент пополнения федерального бюджета (на примере Татарстанской таможни).
Предмет исследования – особенности взимания таможенных доходов в бюджет.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение влияния Татарстанской таможни на формирование доходов федерального бюджета и повышения роли таможенных органов в решении фискальных задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– дать общую характеристику доходов федерального бюджета Российской Федерации;
– изучить понятие, экономическую сущность и характеристику таможенных доходов;
– рассмотреть классификация таможенных доходов;
– изучить классификацию таможенных доходов;
– проанализировать структуру и динамику перечисления таможенных платежей в бюджет Российской Федерации;
– дать общую характеристику Татарстанской таможни;
– провести анализ влияния Татарстанской таможни на формирование доходов федерального бюджета;
– провести анализ деятельности органов Федеральной таможенной службы по обеспечению уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет;
– изучить проблемы осуществления таможенными органами фискальной функции;
– рассмотреть международный опыт администрирования уплаты таможенных платежей.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных учёных по исследуемой проблематике, публикации в периодической печати по таможенному делу, таможенному праву и таможенно-тарифному регулированию.
Методологической основой исследования стали комплексный анализ и системный подход к изучению различных аспектов взимания таможенных платежей.
Информационной основой исследования послужили: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, федеральные законы РФ, Законы РФ, Постановления Правительства, а также международные Соглашения и Решения Совета Евразийской экономической комиссии в части таможенно-тарифного регулирования. Также при написании работы применены отчеты Федеральной Таможенной Службы и статистические данные Министерства Финансов Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа структурно состоит из введения, трех разделов, параграфов, заключения, списка использованных источников.
В ведении указана актуальность исследуемой темы, практическая значимость, приведены объект и предмет исследования, а также сформулированная цель работы.
В первом разделе раскрывается сущность таможенныех доходов в Российской Федерации как элемент формирования бюджета страны. В рамках первого раздела дается общая характеристика доходов федерального бюджета Российской Федерации, раскрывается понятие, экономическая сущность и характеристика таможенных доходов, приводится классификация таможенных доходов.
Второй раздел посвящен анализу поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации. В рамках второго раздела изучается структура и динамика перечисления таможенных платежей в бюджет
Российской Федерации, дается общая характеристика Татарстанской таможни проводится анализ влияния Татарстанской таможни на формирование доходов федерального бюджета
В третьем разделе проводится анализ деятельности органов федеральной таможенной службы по обеспечению уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет. В данном разделе проводится анализ деятельности органов федеральной таможенной службы по обеспечению уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет; изучаются проблемы осуществления таможенными органами фискальной функции, а также исследуется международный опыт администрирования уплаты таможенных платежей.
В заключении приведены основные выводы по выпускной квалификационной работе.
Список использованных источников из 50 наименований.
1 Таможенные доходы в Российской Федерации как элемент формирования бюджета страны
1.1 Общая характеристика доходов федерального бюджета Российской Федерации
Формирование и успешное прогнозирование бюджета для любого государства это залог процветания. В нашей стране федеральный бюджет формируется на три года.
Богатство страны определяется наличием больших доходов. Взимание доходов в бюджет – не однозначный процесс, он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает существенное влияние на состояние производства, на социальную жизнь в стране, во многом определяет отношения между членами общества и государством.
Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Предназначение федерального бюджета и бюджета субъекта РФ т.е регионального бюджета заключается, в первом случае для расходных обязательств государства, с другой субъекта федерации. Бюджет субъекта и его муниципальных единиц образуют собой консолидированный бюджет субъекта РФ.
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы в федеральный бюджет бывают налоговые и неналоговые. К налоговым относится следующие:
- В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
– налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
– налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
– транспортного налога - по нормативу 100 процентов.
- В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:
– налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
– налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 75 процентов;
– налога на доходы физических лиц - по нормативу 85 процентов;
– акцизов на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья - по нормативу 100 процентов;
– акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 100 процентов;
– акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 88 процентов;
– акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 50 процентов;
– акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина, винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и винного дистиллята, и фруктового дистиллята, - по нормативу 100 процентов;
– акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно - по нормативу 100 процентов;
– налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
– налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
– налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;
– регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
– налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, - по нормативу 100 процентов;
– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов - по нормативу 100 процентов:
– по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
– за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий;
– за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;
– за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
– за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства, а также за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации договора о залоге транспортных средств взамен утраченного или пришедшего в негодность в части регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним;
– за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
– за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
– за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
– за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов;
– за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
– за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования государственной аккредитацией образовательной деятельности;
– за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей национальным стандартам и техническим регламентам, или получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции;
– за выдачу исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области контроля (надзора), свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
– за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
– за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
– за действия уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами;
– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 25 процентов;
– налога на профессиональный доход - по нормативу 63 процента;
– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией аттракционов, - по нормативу 100 процентов [2,ст. 56].