Введение
Глава 1. Функциональный подход к менеджменту
1.1. Понятие, эволюция и типология функций управления
1.2. Содержание функций управления
Глава 2. Основная документация, регламентирующая функции менеджмента
2.1. Типы и виды документов, регламентирующие функции менеджмента
2.2. Процессы разработка документов, регламентирующих функции
менеджмента процесс управления
2.3. Анализ управления документацией
Заключение
Литература
Приложения
Цель работы - рассмотреть функция управления сквозь призму проблем по их регламентации.
Задачи работы:
- Охарактеризовать понятие, эволюция и типы функций управления.
- Определить содержание функций управления.
- Выявить специальные функции менеджмента.
- Охарактеризовать типы и виды документов, регламентирующих функции менеджмента.
- Показать процессы разработки документов, регламентирующих функции менеджмента процесс управления.
- Провести анализ структуры и группировок документооборота.
Предмет исследования - функция управления предприятием.
Объектом исследования являются управленческие документы предприятия.
Теоретической основой изучения форм регламентации функций управления послужили нормативно-законодательные акты, специальная литература, научные труды и практические разработки исследователей в области документационного обеспечения управления и делопроизводства.
Глава 1. Общая характеристика функций управления
1.1. Понятие, эволюция и типология функций управления
Функция, являясь категорией управления, характеризует определенный вид управленческой деятельности или вид связей и отношений между людьми. Это область формирования управляющего воздействия или непрерывных взаимодействий между субъектом и объектом управления по поводу решения конкретной проблемы. В этой связи функция рассматривается как неотъемлемая часть процесса управления, имеющего пространственную и временную определенность и конечную результативность[1].
Каждая функция (частная или специфическая) в системе управления (далее - СУ) представляет собой сферу действия конкретного процесса управления, осуществляемого конкретным субъектом в отношении конкретного объекта. Исходя из этого управленческие функции – это совокупность функций или процессов управления, появившихся в результате проведения функционализации управления и ориентированных на совокупность объектов управления.
Изначально в литературе[2] содержание управленческих функций в СУ исследовалось путем выделения характеристик отдельных его сторон. Такие характеристики выступают критериальными признаками выделения и обособления взаимосвязанных групп управленческих функций в СУ. Эти критериальные признаки могут быть получены при рассмотрении управления в статике, динамике, а также как взаимодействие субъекта и объекта управления. Вероятно, также имеет смысл выделить еще один критериальный признак – профессионализм управляющих. Каждый из признаков отражает определенный аспект содержания управления, но лишь исходя из их совокупности можно получить более полное представление о функциях как возможных областях или сферах деятельности управляющих.
Рассмотрение управления в статике позволяет выявлять функции в рамках подсистем управления, устанавливать горизонтальные и вертикальные связи, инициализирующиеся в процессе функционирования СУ. С позиций системного подхода управление рассматривается как органическое единство взаимосвязанных компонентов и элементов, образующих подсистемы СУ[3].
В рамках взаимодействия субъекта и объекта управления проявляется действие общих функций управления или, другими словами, этапов управленческого цикла: планирование, организация, мотивация и контроль.
Рассмотренные критериальные признаки не раскрывают всего многообразия содержания функций системы управления, но отражают основы современной теории и практики управления.
В последнее время в менеджменте исследуются «уровневое» управление. При успешном развитии компании и увеличении численности сотрудников происходит иерархическое структурирование управления и функциональное разделение труда. Формируются функциональные подразделения, в том числе служба по управлению персоналом. Сужается специализация сотрудников - соответственно повышается уровень их профессионализма в определенном направлении. Однако со временем цели компании перестают быть целью работы для персонала подразделений и замещаются функциональными задачами. Появляется опасность рассогласованности действий отдельных подразделений, снижается производительность труда в целом. Для того чтобы это предотвратить, нужно разработать систему согласования функциональных задач подразделений с целями компании.
Если руководство начнет решать проблему согласования деятельности отдельных подразделений путем ее формализации (разработки должностных инструкций, положений), то получит к своим основным функциям (отбор, адаптация и обучение) еще и дополнительные: разработка организационной структуры компании, регламентация основного документооборота и организация информационных потоков. (Все эти вопросы регулируются должностными инструкциями и положениями о подразделениях.)