Введение
1 Теоретические аспекты значения руководителя для эффективной деятельности организации
1.1 Роль, функции и профессиональные компетенции современного руководителя
1.2 Основные типы руководителей
1.3 Стили руководства
1.4 Управленческие решения и факторы, влияющие на их принятие
- Исследование роли и места руководителя в системе управления организации ПАО Сбербанк России
2.1 Общая характеристика организации ПАО Сбербанк России
2.2 Управленческие качества руководителя организации их влияние на систему управления ПАО Сбербанк России
2.3 Роль руководителя в работе с персоналом
2.4 Рекомендации по совершенствованию управленческих качеств руководителя
Заключение
Библиографический список
Актуальность. Данная работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя. В ней рассматриваются основные приемы и методы работы менеджера. На стиль руководства влияет множество факторов. В первую очередь это личность самого руководителя, особенности его характера. Кроме того, стиль руководства зависит от специфики сферы деятельности, особенностей руководимого коллектива, окружающей производственной среды. В связи с этим стили руководства изучаются с разных подходов:
- Подход с позиции личных качеств человека
- Поведенческие теории, рассматривающие проблему с позиции поведения руководителя
- Ситуационные теории, исследующие стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов
В современных условиях рыночной экономики, в условиях высокой конкуренции между производителями и спросом на качественную продукцию изменились и функции руководителей. Так, к ним предъявляется ряд требований, к которым относятся обеспечение высокой производительности, контроль над качественным исполнением работниками своих обязанностей и др. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать стили руководства, применяя которые можно было бы соответствовать предъявляемым требованиям. Этим объясняется актуальность работы.
Проблема изучения влияния стиля руководства на персонал предприятия и его эффективность на предприятии возникла одновременно с развитием управления персоналом. Наиболее значимые специалисты в области теоретического обеспечения управления персоналом являются следующие отечественные ученые: А. Л. Гапоненко, А. П. Егоршин, С. Лиз, И. В. Мишуров, В. В. Травин, А. Я. Кибанов и др.
Цель исследования – анализ стилей руководства и пути его совершенствования.
Объект – система управления персоналом в организации.
Предмет – процесс формирования стиля руководства.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть роль, функции и профессиональные компетенции современного руководителя;
- Охарактеризовать основные типы руководителей;
- Проанализировать стили руководства;
- Исследовать управленческие решения и факторы, влияющие на их принятие;
- Дать общую характеристику организации ПАО Сбербанк России;
- Изучить управленческие качества руководителя организации их влияние на систему управления ПАО Сбербанк России;
- Выявить Роль руководителя в работе с персоналом;
- Дать рекомендации по совершенствованию управленческих качеств руководителя.
Теоретико-методологической базой исследования служат систематизацией и обобщением теоретического и методического опыта управления персоналом предприятия в современных условиях на основании трудов отечественных специалистов в области кадрового менеджмента.
База исследования – ПАО Сбербанк России, Волго-вятское отделение.
Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1 Теоретические аспекты значения руководителя для эффективной деятельности организации
1.1 Роль, функции и профессиональные компетенции современного руководителя
Эффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации.
В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием.
Американский ученый И. Ансофф выделяет четыре роли руководителя [2]:
- Роль лидера. В данном случае имеется ввиду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей.
- Роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений.
- Роль планировщика. Главные задачи этой роли - оптимизация будущей деятельности организации, посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших их них, концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности.
- Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизирую его.
Более детальную и близкую к российским условиям классификации ролей руководителя дают авторы учебного пособия «Менеджмент персонала. Функции и методы» [5]:
- «мыслитель» - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
- «штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;
- «организатор» - координация работы сотрудников;
- «кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;
- «воспитатель» - обучение и мотивация персонала;
- «снабженец» - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
- «общественник» - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;
- «инноватор» - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
- «контролер» - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
- «дипломат» - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. Можно выделить следующие функции руководителя:
Оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели).
Определение и подготовка мероприятий по достижению целей.
Координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями.
Контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам.
Организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью.
Информирование сотрудников.
Интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) - деловое общение с целью получение информации, консультирования, оказания помощи и т.п.
Формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивации.
Делегирование задач, компетенций, ответственности.
Предотвращение и разрешение конфликтов.
Распространение специфических для организации ценностей и норм.
Забота о подчиненных и обеспечение их лояльности.
Формирование сплоченного коллектива и поддержании его дееспособности.
Ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.
Функции руководителя выступают основной мерой его оценки индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности. Как правило, чем в большей мере эти качества соответствуют выполненным функциям, тем эффективнее руководство.