ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
1.1. Основания наступления ответственности за преступления в сфере нарушения правил дорожного движения
1.2. Особенности административной ответственности в области обеспечения безопасности дорожного движения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОПРИМИНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
2.1. Административная правоприменительная практика в сфере административной ответственности за нарушения правил дорожного движения
2.2. Повышение безопасности дорожного движения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы. Привлечение к административной ответственности за несоблюдение безопасности на дорогах, несмотря на весь комплекс мер, предпринимаемые государством, на сегодняшний день характеризуются негативной динамикой и только увеличением числа таких нарушений. Согласно статистике МВД РФ, только за февраль 2019 года в Российской Федерации произошло 9 290 дорожно-транспортных происшествий (ДТП). По данным Госавтоинспекции МВД России, в 2020 г. на территории Российской Федерации было совершено 169432 дорожно-транспортных происшествий, что на 2,5 % меньше по сравнению с 2019 годом (173694 дорожно-транспортных происшествий), а раненых - на 4,2 % меньше - 215374 человек. Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2020 г. - 19 088 человек (сократилось на 5,1 % по сравнению с 2019 годом). Однако каждое четвертое дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом случилось по вине водителей транспортных средств, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. Несмотря на то, что за последние годы наблюдается тенденция снижения количества совершённых дорожно-транспортных происшествий, общее количество раненных и погибших людей в результате ДТП остаётся достаточно высоким.
Наибольшее количество ДТП в 2020 г. приходится на летние месяцы и сентябрь. Наименьшее количество ДТП произошло в феврале 2020 г.
Наиболее аварийными днями недели являются суббота (27496 аварий) и пятница (26924 аварии). Самым напряженным промежутком времени, согласно статистике, является период с 17 до 21 часа. В это время происходит больше всего дорожно-транспортных происшествий.
За допущенные участниками дорожного движения нарушения правил и нормативов законодательством Российской Федерации предусмотрено пять основных видов юридической ответственности: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная, уголовная. Институт административной ответственности выступает основой системы регулирования безопасности дорожного движения. Реализация данного института путем применения административных наказаний на лиц, совершивших то или иное правонарушение. Правовое регулирование данного института имеет своей целью достижение максимального полного соответствия поведения участников дорожного движения тем правилам, которые предусмотрены в области дорожного движения от травм, а также уровню организации работы по ликвидации последствия дорожно-транспортного происшествия и масштаба характера дорожно-транспортного травматизма. Для более эффективного функционирования указанной структуры необходима ее модернизация, однако на сегодняшний день в Российской Федерации именно частые изменения в нормативно правовом регулировании функционирования данной системы и подрывают ее эффективность. По мнению автора данной работы необходимо применение совершенствования данной структуры – введение законодателем в действие норм, направленных на ужесточение мер наказания, которые применяются к нарушителям, при совершении правонарушений в области дорожного движения. Важнейшей проблемой также выступает несовершенство порядка процессуального производства по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Отсутствие обязанности суда по ведению протокола, отражающего весь ход судебного разбирательства, порождает ряд проблем, возникающих при обжаловании постановлений суда. Также нельзя не отметить еще одну проблему, возникающую при рассмотрении дел об административных правонарушениях- проблема привлечения понятых по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, на сегодняшний день, существует необходимость внесения изменений в законодательные акты, регулирующие процедуры привлечения к административной ответственности в области дорожного движения.
Степень научной разработанности темы. Исследования в области обеспечения безопасности дорожного движения имеют свою историю: вопросы борьбы с ДТП изучались в рамках криминологии, криминалистики, уголовного права. Так, проблемы уголовно-правовой квалификации и ответственности за совершение ДТП достаточно подробно освещались в трудах П.С. Дагеля, В.И.Жулева, С. А. Домахина, Б.А. Куринова, В.В. Лукьянова, Ю.П. Ляпунова, И.Г Маландина, Г.М. Миньковского, К.А. Мирзоева, Б.В. Петухова, В.П: Ревина, А.И. Чучуева и других правоведов.
Ряд авторов (С.П. Ломтев, Б.В. Россинский, И.К. Шахриманьян) изучал юридическую природу ответственности за совершение ДТП и межотраслевой характер правового регулирования в сфере безопасности дорожного движения; уделялось внимание (хотя и вне прямой связи с ДТП) проблеме административного процесса и, в частности, производству по делам об административных правонарушениях (А.И. Ахмедов, А.А. Бахрах, И.А. Галаган, А.П. Герасимов, А. С. Дугенец, В. Р. Кисин, А. П. Коренев, С. И. Ко-тюргин, А.Е. Лунев, М.Я. Масленников, А.П. Михайленко, И. В. Панова, Э.Н. Ренов, Н.Г. Салищева, А. В. Серегин, В.Д. Сорокин, А.С. Телегин, Ю.А. Тихомиров, Н.М. Тищенко, А.П. Шергин, А.Ю. Якимов и др.).
Но административно-правовая квалификация и особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях, посягающих на безопасность дорожного движения, как элементы системы обеспечения безопасности дорожного движения еще не стали объектом самостоятельного исследования, что в известной степени характеризует невысокий уровень разработки избранной автором темы в условиях второй кодификации административного законодательства.
Объект исследования - комплекс правоотношений, складывающихся в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Предмет исследования - административно-правовые основы системы обеспечения безопасности дорожного движения, практика законодательного регулирования и применения норм КоАП России, реализуемых в процессе квалификации и рассмотрения дел об административных правонарушениях, посягающих на безопасность дорожного движения.
Цель работы – изучить квалификацию и особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях, посягающих на безопасность дорожного движения.
Задачи работы:
- определить основания наступления ответственности за преступления в сфере нарушения правил дорожного движения;
- провести правовой анализ КоАП РФ в сфере административной ответственности за нарушения правил дорожного движения;
- охарактеризовать административную правоприменительную практику в сфере административной ответственности за нарушения правил дорожного движения;
- изучить повышение безопасности дорожного движения.
Методология и методика исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляет комплексный анализ правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, проведенный путем изучения научной литературы по проблемам теории и истории административного права, законотворческого процесса и практики применения административного законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
1.1. Основания наступления ответственности за преступления в сфере нарушения правил дорожного движения
Наше государство находится в непрерывном поиске действенных механизмов организационного, правового, материального обеспечения безопасности дорожного движения. Помимо всего прочего, это обусловливается тем, что, ежегодно, согласно предоставленным статистическим данным, в России, в дорожно-транспортных происшествиях, погибает порядка 20 тысяч человек[1].
Содержание понятия «основания административной ответственности», не совсем однозначно трактуется в научной литературе. По мере становления и развития административного процесса как самостоятельного вида юридической процессуальной деятельности взгляд отечественных ученых на категорию оснований административной ответственности стал еще более широким и, выделяются уже три таких основания:
1) нормативное основание как систему норм, регламентирующих административную ответственность;
2) фактическое основание, выделяя в качестве такового противоправное деяние конкретного субъекта, административное нарушение;
3) процессуальное основание, каковым является акт компетентного субъекта о наложении конкретного наказания за конкретное административное нарушение.
Для наступления реальной ответственности обязательно, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности.
Что касается процессуального основания административной ответственности, то оно также неотъемлемо, как нормативное и фактическое, поскольку любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются исключительно посредством издания полномочным органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм. Иными словами, как нормативное, так и фактическое основания административной ответственности имеют место быть, но до издания постановления о назначении административного наказания в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы самой административной ответственности как таковой не будет.
В сфере дорожного движения существует система норм, регламентирующих поведение участников движения и запрещающих определенное поведение под угрозой применения к ним соответствующих административно-правовых (а отчасти также и уголовных) санкций. Однако статистика правонарушений в сфере дорожного движения свидетельствует о том, что далеко не у всех участников дорожного движения сформирована установка на правомерное поведение. В этой связи представляется, что одной из целей института административной ответственности в области дорожного движения, прежде всего, предупреждение нарушения установленных требований участниками дорожного движения путем формирования, наряду с другими средствами регулирования, установки на правомерное поведение (позитивной ответственности) с помощью такого средства, как наказание правонарушителей. Причем уже само наличие нормативно закрепленной возможности наступления такой ответственности (т.е. ее нормативного основания) играет на пути достижения этой цели немаловажную роль.
Нормативная основа административной ответственности - это система действующих норм права, закрепляющих:
а) составы административных проступков (основания ответственности);
б) систему административных наказаний;
в) круг субъектов, имеющих право назначать административные наказания;
г) процедуру привлечения к ответственности, ее процессуальную форму.
В соответствии с положениями ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об
административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие двух субъектов правового регулирования круга общественных отношений, связанных с привлечением к административной ответственности, обусловлено характером распределения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.