Введение
Глава 1. Гражданско-правовые средства обеспечения информационной безопасности
1.1. Роль договорных отношений в обеспечении информационной безопасности
1.2. Особенности применения гражданско-правовых способов защиты информационной безопасности
Глава 2. Проблемы гражданско-правового регулирования информационной безопасности
2.1. Законодательные и правоприменительные проблемы гражданско-правового регулирования информационной безопасности
2.2. Пути совершенствования правового регулирования гражданско-правового регулирования информационной безопасности
Заключение
Библиографический список
Целью работы является проведение комплексного исследования гражданско-правового регулирования информационной безопасности, выявление правовых проблем, возникающих при обеспечении информационной безопасности и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной исследователем цели в рамках научно-исследовательской работы по теме «Гражданско-правовое регулирование информационной безопасности» предполагается решить следующие задачи:
- Охарактеризовать роль договорных отношений в обеспечении информационной безопасности.
- Отразить особенности применения гражданско-правовых способов защиты информационной безопасности.
- Выявить законодательные и правоприменительные проблемы гражданско-правового регулирования информационной безопасности.
- Предложить пути совершенствования правового регулирования гражданско-правового регулирования информационной безопасности.
Объект исследования - общественные отношения, которые складываются в процессе гражданско-правового регулирования информационной безопасности.
Предмет исследования – гражданско-правовое регулирование информационной безопасности.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частноправовые методы.
Глава 1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Роль договорных отношений в обеспечении информационной безопасности
Договоры упорядочивают информационные отношения и тем самым стоят на страже информационной безопасности. Согласно ст. 420 ГК РФ договор определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В соответствии с этим договором реализуются нормы действующего права, и он имеет индивидуальный характер применительно к конкретным договаривающимся лицам. Основными признаками такого договора являются совпадение у договаривающихся лиц интересов, добровольность заключения, равенство сторон, эквивалентность, возмездность, ответственность контрагентов за невыполнение договорных обязательств, организационное, экономическое, юридическое и иное обеспечение[1].
Охарактеризуем отдельные договоры, которые применяются в сфере оборота информации, для сохранения ее безопасности.
Участники гражданского оборота заключают маркетинговый договор в целях защиты информации, полученный при исполнении данного договора.
В традиционном, классическом понимании под маркетингом понимается предпринимательская деятельность, которая управляет движением товаров и услуг от производителя к потребителю, или социальный процесс, с помощью которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги с помощью их разработки, поступления и реализации. Исходя из этого, напрашивается вывод, что маркетинговые услуги могут по своей сути быть разными - это и посреднические услуги, услуги по сбыту и поставке продукции, информационные, консультационные услуги, услуги по управлению производством и др. Современная маркетинговая практика также показывает, что при разработке такого комплексного соглашения стороны активно используют элементы различных договоров, в том числе регламентированных в указанных главах ГК РФ[2].
Информация в системе маркетинга имеет ключевое значение, поскольку любая маркетинговая деятельность базируется на понимании конкретной ситуации, сложившейся на рынке производства товаров и услуг, а понимание достигается в результате получения всей необходимой информации. Поэтому с юридической точки зрения необходимо рассмотреть информационное содержание в системе маркетинга.
Так, Е. Измайлова указывает, что в рамках маркетингового договора могут решаться задачи проведения маркетинговых исследований, оказания консалтинговых и экспертных услуг, оказания информационных, правовых услуг и других видов услуг[3]. Таким образом, в качестве информационного содержания маркетинга можно выделить оказание информационных, консультационных услуг и маркетинговые исследования. В то время как С.В. Алексеев считает, что такими формами являются договоры: на проведение маркетинговых исследований, оказание информационных услуг, подписки на периодическое печатное издание, о неразглашении конфиденциальной информации предприятия[4]. Соглашаясь в целом с изложенными авторами точками зрения, тем не менее скажем, что приведенные формы информационного содержания маркетингового договора требуют уточнения.
Следует отметить, что в ходе информационного обеспечения маркетинга потребители получают необходимую информацию для производственно-хозяйственной деятельности, а также для реализации товаров, работ и услуг - маркетинговую информацию. Понятие маркетинговой информации системно и детально описано И.К. Беляевским, считающим: "Маркетинговая информация - это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности"[5]. Безусловно, в соответствии с данным критерием к маркетинговой информации следует относить только те сведения, которые сопутствуют и способствуют достижению рыночных целей хозяйствующего субъекта через уменьшение неопределенности условий хозяйствования.