Актуальность темы исследования: институт таможенных процедур является одним из основных институтов в таможенном деле. Любое перемещение товаров через таможенную границу, а также пользование и распоряжение товарами, ввезенными на таможенную территорию или вывезенными с таможенной территории, связано с помещением товара под таможенную процедуру.
Глобальные интеграционные процессы требуют упрощения правил ведения международного бизнеса, в том числе, предполагается, что сроки таможенного оформления будут максимально сжаты. Подобное упрощение возможно быстро реализовать при взаимодействии стран в рамках территориального союза или же при планомерном координировании законодательных основ таможенного регулирования двух и более государств.
Таможенные процедуры позволяют наиболее полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности, что способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей товарами и услугами. Вместе с тем, существует ряд проблем правового регулирования и применения таможенных процедур в ЕАЭС.
Для поиска наиболее эффективных путей обеспечения внешнеторговой деятельности, необходимо детальное и всестороннее изучение механизма внешнеторгового регулирования, действующего в ЕАЭС. Очевидно, что наиболее существенным элементом этого механизма являются таможенные процедуры.
1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС), с учетом единых трендов развития регулирования международной торговли и общей международно-правовой базы в виде Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), кодекс содержит в себе достаточно близкие нововведения.
Знание особенностей применения таможенной процедуры со стороны таможенного органа позволяют содействовать развитию разнообразных форм экономической деятельности, наполнению федерального бюджета, а также пресекать нарушения в таможенной сфере. Эти познания дают возможность участникам ВЭД наиболее полно и обширно применять данные им права, результативно проводить хозяйственную деятельность, выполнять налоговое планирование, соблюдая при этом действующее законодательство.
Целью курсовой работы является исследование таможенных процедур и практика их использования во ВЭД.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы таможенных процедур;
- проанализировать и обобщить практику применения таможенных процедур в ЕАЭС;
- выявить проблемы и перспективы совершенствования таможенных процедур в таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС.
Объектом исследования выступают правоотношения, складывающиеся в области применения таможенных процедур через таможенную границу стран ЕАЭС.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие систему таможенных процедур в ЕАЭС.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на положениях, отражающих правовые основы таможенных процедур и таможенного дела в Российской Федерации, описанные в трудах И. А. Гокинаева, П. Ю. Колесникова, О. А. Лебедева, содержание и порядок применения таможенной процедуры, условия помещения и завершения действия таможенной процедуры.
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов.
Эмпирическая база исследования включает в себя законодательные акты, которые предусматривают особенности осуществления таможенной процедуры на таможенной территории ЕАЭС, основные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения таможенных процедур.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены основные теоретические вопросы таможенных процедур, дано понятие таможенной процедуры и их характеристики. Во второй главе проанализирована практика применения таможенных процедур в ЕАЭС, а именно внешнеторговый оборот РФ. В третьей главе выявлены проблемы и перспективы совершенствования таможенных процедур в таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР
В настоящее время роль и значение таможенных процедур для таможенных целей имеют большое влияние. Их система является составной частью таможенного дела. Изменение порядка осуществления любого таможенного процесса может значительно повлиять на результаты таможенного контроля и его оперативность. Институт таможенных процедур является базовым, системообразующим в таможенном праве.
Таможенно-тарифное регулирование служит одним из главных способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, использующим меры экономического воздействия, которые направлены на защиту национальных производителей, регулируют товарную структуру.
Одна из составляющих таможенно-тарифного регулирования - таможенные процедуры, которые представляют собой совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами (ст. 2 ТК ЕАЭС)[1].
Современный Таможенный кодекс ЕАЭС включает в себя следующие виды таможенных процедур:
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт;
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) свободная таможенная зона;
9) свободный склад;
10) временный ввоз (допуск);
11) временный вывоз;
12) реимпорт;
13) реэкспорт;
14) беспошлинная торговля;
15) уничтожение;
16) отказ в пользу государства;
17) специальная таможенная процедура.
Рассмотрим их подробнее.
Таможенная процедура выпуск товаров для внутреннего потребления применяется, чтобы придать ввезённым иностранным товарам статус товаров ЕАЭС и использовать их на территории ЕАЭС без ограничений. Это означает, что после прохождения этой процедуры товары можно будет продавать, эксплуатировать, ремонтировать или использовать любым другим способом. Для помещения товара под эту процедуру нужно зарегистрироваться на таможне и предоставить необходимый пакет документов, подготовить и подать декларацию. Оформление процедуры выпуска для внутреннего потребления производится для физических лиц на основании Решения Совета ЕЭК №107. Согласно данному документу, такие лица могут оформлять данную процедуру без уплаты налогов, пошлин и прочих сборов в отношении товаров, предназначенных для личного пользования[2].
Экспорт — это таможенная процедура, под которую помещаются товары, вывозимые с территории ЕАЭС за рубеж, при этом они теряют статус товаров Союза. Экспорт товаров может быть использован для завершения процедур: переработка вне таможенной территории, временный вывоз. Товар, вывезенный по таможенной процедуре экспорта, может быть возвращён обратно помещением под процедуру реимпорт, если прошло не более трёх лет, и его внешний вид остался неизменным. Главное назначение таможенной процедуры экспорта – это таможенное оформление товаров, продаваемых за рубеж.
Таможенный транзит (ТТ) – это таможенная процедура, применяющаяся при перемещении товаров, следующих транзитом по таможенной территории Союза (по территории одной или нескольких стран)[3].
Таможенная процедура таможенного транзита товаров применяется: при перемещении по таможенной территории Союза в третьи страны иностранных товаров; при перемещении товаров, помещенных под таможенные процедуры экспорта или свободной таможенной зоны; при перемещении товаров, транспортируемых из одной части таможенной территории в другую морем, либо через территории стран, не входящих в Союз.
Согласно ст. 142 ТК ЕАЭС, под таможенную процедуру таможенного транзита не помещаются: товары, находящиеся на борту воздушного судна, совершившие промежуточную, вынужденную или техническую посадку на территории государства-члена Союза (при условии, что перемещаемые товары не были выгружены из самолета); товары, прибывшие на территорию Союза и покинувшие ее через один и тот же пункт пропуска на государственной границе; товары, перемещаемые по линиям электропередачи[4].
Главная особенность процедуры таможенный транзит заключается в том, что перемещаемые товары не облагаются налогами, а также таможенными пошлинами, специальными, антидемпинговыми или компенсационными. При этом декларант обязательно должен предоставить в таможенный орган в месте прибытия груза документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей (ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин, если они предусмотрены).