Договор лизинга для России является сравнительно новым институтом гражданского права. Вопрос о юридической природе договора лизинга обсуждался и до сих пор обсуждается в юридической литературе.
Место договора лизинга в системе гражданско-правовых обязательств, правовая природа лизинга остаются в числе самых дискуссионных вопросов в юридической литературе, посвященной исследованию лизинговых правоотношений.
Точное определение юридической природы договора лизинга отражается на правах и обязанностях сторон, их ответственности, взаимоотношения с третьими лицами.
Важнейшей гарантией реализации договора финансовой аренды (лизинга) выступает надлежащее исполнение его сторонами вытекающих из него обязательств. В случае, когда обязательства не исполнены или исполнены ненадлежащим образом, говорят об их нарушении.
Подобные нарушения способны причинить значительный вред не только исправной стороне, но и всему лизинговому механизму. В целях предотвращения таких нарушений, а также устранения их негативных последствий установлена гражданско-правовая ответственность.
Целью данной выпускной квалификационной работы является комплексное исследование существующих суждений о природе финансовой аренды (лизинга) и связанных с ним общественных отношений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ правового регулирования договора финансовой аренды (лизинга);
- изучить понятие и содержания договора финансовой аренды (лизинга);
- рассмотреть порядок исполнения договора о лизинге;
- рассмотреть основания нарушения договора финансовой аренды (лизинга).
Объектом являются общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой аренды (лизинга).
Предмет - гражданско-правовые нормы, регулирующие договор финансовой аренды (лизинга).
В работе были использованы труды следующих ученых: И. А. Беляевой, М. И. Брагинского, В. В. Витрянского, А. А. Иванова, Е. Ищенко, И. Е. Кабановой, М. В. Петрищева, И. В. Сахарова, Е. П. Шарапова, А. М. Эрделевского и др.
Нормативную базу исследования составили международные договоры, Конституция РФ, гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы о финансовой аренде (лизинге).
Научная новизна заключается в комплексном исследовании лизинговых отношении в гражданском праве.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
1.1. Правовое регулирование договора финансовой аренды (лизинга)
Обстоятельства, способствовавшие появлению договора лизинга по разному оцениваются отечественными юристами и экономистами. Этап первоначального зарождения лизинга характерен тем, что последний не существовал как явление, отдельное от отношений по аренде имущества, и только в ХIХ в. произошло его выделение в самостоятельный институт. В России лизинговые отношения появились сравнительно недавно и еще не получили такого распространения, как на Западе. Однако в российском праве уже сделаны первые шаги по пути урегулирования и законодательного закрепления лизинговых отношений.
В России же наиболее подходящие условия для использования лизинга сложились на рубеже 1980-1990-х годов - в период перехода к рыночным отношениям. Начало нормативному правовому регулированию лизинга положили Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года [16], Указ Президента Российской Федерации от 17.09.1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» [17], которым Правительству Российской Федерации было поручено разработать и утвердить временное положение о лизинге. Во исполнение указанного поручения в 1995 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» [18], которым было утверждено Временное положение о лизинге. С принятием и введением с 1 марта 1996 г. в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации [3] отношения, возникающие при финансовой аренде (лизинге), стали регулироваться на законодательном уровне.
В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде предусматривались краткосрочная (на срок до 5 лет) и долгосрочная аренда (на срок от 5 лет и на более длительный срок), допускался выкуп предприятий путем уплаты арендатором арендодателю всей арендной платы со стоимости сданного на полный амортизационный срок имущества [16]. Внедрению лизинговых операций в банковскую практику способствовало развитие сети коммерческих банков [41, с.149].
Принятое Правительством Российской Федерации в июне 1995 г. Постановления № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», утвердило Временное положение о лизинге. Согласно Постановлению освобождались от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет хозяйствующие субъекты-лизингодатели, а также банки и другие кредитные учреждения.
Временное положение о лизинге стало одним из основополагающих документов, дающее разъяснение в части правового регулирования лизинговых отношений. Однако оба указанных документа определяли лизинг очень расплывчато. Принятое Временное положение подробно определяло условия, предъявляемые к договору лизинга, но во многом отставало от международных правовых актов, в частности, от Оттавской Конвенции о международном финансовом лизинге 1988 года [1].
В целях дальнейшего развития лизинговой деятельности 27 июня 1996 года Правительством Российской Федерации было принято Постановление «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» [6].
Другим важным документом стало принятие Правительством Российской Федерации Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (Постановление от 26 февраля 1996г. №167) [19], в соответствии с которым лизинговые компании могут работать исключительно на основе их лицензии в соответствии с условиями лицензии и действующим законодательством.
Первым законодательным актом, регламентирующим лизинговые отношения и решившим некоторые правовые проблемы лизинга, стал Гражданский кодекс Российской Федерации, важная особенность которого состоит в том, что лизинг определяется как разновидность аренды, следовательно, общее положение об аренде применяется и в отношении лизинга, если в статьях кодекса не содержится соответствующих исключений.
Таким образом, появление в Гражданском кодексе Российской Федерации норм о лизинге связано с современными тенденциями развития хозяйственного оборота, как в отдельных странах, так и на международном уровне.
Принятое Постановление № 1367 от 29.10.1997 г. «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации» [7] было направлено на формирование бюджетных средств для финансирования лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе. Так, предусматриваемые в федеральном бюджете ассигнования, направляемые на формирование лизингового фонда для обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе лизинга, составляют средства федерального лизингового фонда. Возвращаемые федеральному бюджету средства по финансовой аренде (лизингу) используются для осуществления финансовой аренды (лизинга) в агропромышленном комплексе.
Также принимались нормативные акты, направленные на создание благоприятных условий для развития лизинга как эффективного механизма преодоления промышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике и продолжительность действия.
В связи с развитием внешнеэкономической деятельности с начала 90-х годов, российские компании стали заключать лизинговые договоры с зарубежными партнерами на основе существующих норм международного права по лизингу и импорта зарубежного оборудования в России.
Финансовый лизинг стал довольно широко использоваться в сельскохозяйственном секторе, что позволило организовать снабжение продукции машиностроения на основе финансовой аренды (лизинга) с использованием финансовой поддержки сельского хозяйства на возвратной основе.
Широкое использование лизинга как на национальном, так и на международном уровне привело к разработке международной Конвенции УНИДРУА о финансовом лизинге [1], подписанной в Оттаве в 1988 г. Россия присоединилась к Конвенции в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге». Нормы Конвенции в соответствии со ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют большую юридическую силу по сравнению с внутренним законодательством. Но Конвенция предназначена главным образом для регулирования международного финансового лизинга, к внутреннему лизингу она применяется в части определения лизинга, его признаков и иных общих положений.
Основные цели Конвенции УНИДРУА сформулированы в ее преамбуле. К ним относятся: устранения определенных правовых препятствий в международном финансовом лизинге, адаптации правовых норм традиционных контрактов самостоятельным трехсторонним отношениям, возникающим из сделки финансового лизинга, создания определенных единообразных норм, относящихся к гражданским и коммерческим правовым аспектам международного финансового лизинга.
Конвенция УНИДРУА регулирует сделки финансового лизинга, которые содержат определенные характеристики, к которым в частности относятся:
а) арендатор определяет оборудование и выбирает поставщика;
б) оборудование, приобретенное арендодателем в связи с договором лизинга, который, и поставщик осведомлен об этом, заключены или будут заключены между арендодателем и арендатором;
в) периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования (п. 2 ст. 1).
Из Конвенции УНИДРУА исключены сделки, имеющие двухсторонний характер. Согласно ст. 1 п. 4 Конвенция не применяется к лизингу оборудования, которые будут использоваться в первую очередь для личного, семейных или домашних целей арендатора.
Статья 3 Конвенции УНИДРУА определяет территориальные границы его применения. Его суть заключается в том, что арендодатель и арендатор должен находиться в различных состояниях, и поставщик может быть зарегистрирована в одной из этих государств или в третьей стране.
Глава 2 Конвенции УНИДРУА определяет правовой статус, основные права и обязанности субъектов по договору лизинга. Определено, что имущественные права арендодателя на оборудование имеют силу в отношении доверительного управляющего при банкротстве арендатора и кредиторов арендатора, включая кредиторов.