Актуальность темы исследования. В последнее время в деятельности туристского предприятия все большее значение приобретают такие факторы как высокая конкуренция, изучение спроса и предложения, динамика цен, неопределенность рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристские услуги. Поэтому при принятии решений необходимо опираться на постоянное обновление данных о внешней среде, их анализ, поиск новых стратегий развития фирмы.
В условиях рыночной экономики для учета данных факторов, а также жизнеспособности, конкурентоспособности и прибыльности предприятия необходимо осуществлять бизнес - планирование. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя и не прогнозируя своих действий.
Мировой опыт показывает, что только тщательное и ответственное бизнес - планирование может помочь в выживании предприятий, а также в достижении высоких результатов. В рыночной экономике бизнес - план является основным инструментом бизнес - планирования. В сфере туризма бизнес - план способствует развитию предприятия, выходу на новые позиции на рынке, привлечению новых клиентов, росту объема продаж, мотивации персонала, прогнозу возможных рисков, оптимизации использования ресурсов, получению инвестиций и кредитных ресурсов, выбору рациональных способов развития предприятия.
Бизнес - план оценивает перспективную ситуацию как внутри организации, так и вне ее. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.
Степень разработанности проблемы. Актуальность вопроса развития бизнес - планирования в туризме обусловила значительный интерес к теоретическим и практическим аспектам данной проблемы. Исследование бизнес - планирования в туризме отражено в работах О.Н. Бекетова, Г.Н. Бутова, Г.С. Драпкиной, Л.А.Одинцовой, Р.В. Савкиной, Е.Г. Непомнящего. Исследование бизнес - планирования в туризме как способа развития туристского предприятия отражено в работах О.В. Белицкой, Е.И. Богданова, С.А. Нажмутдиновой, В.К. Коптенко, И.Г. Мельниковой. Сноски на работы авторов
Новизна исследования. Тем не менее, несмотря на актуальность вопроса бизнес - планирования в туризме в современной литературе и научных исследованиях, рассмотрено недостаточно. Так недостаточно рассмотрены роль и специфика бизнес - планирования в туризме, а также роль бизнес - планирования в работе туристского предприятия.
Объект исследования: бизнес - планирование в туризме.
Предмет исследования: роль бизнес-планирования деятельности туристского предприятия.
Цель работы: представить бизнес - планирование как способ развития туристского предприятия.
Задачи:
- Рассмотреть сущность виды методы и этапы бизнес – планирования;
- Рассмотреть специфику бизнес - планирования в туризме;
- Проанализировать направления деятельности турфирме;
- Разработать бизнес - план по развитию бизнес - планирования в турфирме (задачи должны совпадать с названиями параграфов).
Эмпирическая база: документы, характеризующие организационную деятельность турфирмы, организационная структура предприятия, основные направления фирмы.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы. Краткое содержание каждой из глав
1. Теоретические основы роли бизнес-планирования деятельности туристского предприятия
1.1 Понятие и роль бизнес-планирования в туристической деятельности
Бизнес - планирование в рыночной экономике необходимо для всех сфер деятельности, так как для достижения высоких результатов необходимо планировать деятельность предприятия, собирать и анализировать информацию о внутренней и внешней среде, о положении конкурентов, о перспективах и возможностях собственной организации, ее ресурсном потенциале. Бизнес - планирование - это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно - инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.
Т.Д. Коломиец определяет бизнес - планирование в широком и узком смысле. Бизнес - планирование в широком смысле - это формирование прогноза развития ситуации, разработка рекомендаций по осуществлению общего и функциональных планов. Бизнес - планирование в узком смысле - это определение мероприятий, которые способствуют достижению предпринимательских целей посредством решения существующих проблем.
Бизнес - планирование - это отдельный вид планирования, нацеленный в большинстве случаев на привлечение финансирования со стороны инвестора (финансово - кредитных учреждений, компаний, государства) для реализации проекта (программы), создания или развития новых направлений деятельности организации.
Роль бизнес - планирования заключается в следующем:
возможность реализации новым предпринимателям
возможность увидеть перспективы своего бизнеса, оценить существующую ситуацию и свои возможности
прогноз проблемных ситуаций
формирование условия стабильного развития предприятия
формирование конкурентоспособности организации с учетом рыночной ситуации
оптимизация использования ресурсного потенциала
реализация применения инноваций
формирование условия для привлечения инвестиций
выбор наиболее эффективного пути развития предприятия.
Бизнес - планирование является основой деятельности организаций, так как позволяет обеспечить согласованность работы всех подразделений, контролировать результаты, стимулировать и мотивировать персонал.
Бизнес - планирование включает в себя:
цели и задачи развития предприятия;
принципы функционирования предприятия;
планируемые показатели деятельности и эффективности;
способы и методы достижения поставленных целей и задач;
тактики развития предприятия и ее показателей;
средства реализации плана.
Результатом бизнес - планирования является план.
План - это документ, в котором формулируются конечные и промежуточные цели деятельности предприятия и его подразделений, а также способы, методы и сроки достижения этих целей.
Объектом бизнес - планирования являются туристские предприятия, организации, их объединения, туристские регионы и отрасли.
Субъектом бизнес - планирования является директора и менеджеры туристских предприятий, сторонние организации и юридические лица, занимающиеся разработкой планов.
Предметом бизнес - планирования на туристском предприятии является система действий по обоснованию планов, а также управленческие отношения, обеспечивающие их реализацию.
Процесс по обоснованию будущего развития предприятия решает ряд задач:
прогнозирование возможных рисков и разработка способов их устранения;
обоснование целей, задач, стратегии развития предприятия и проектирование желаемого результата;
планирование ресурсов и средств их использования для достижения целей развития предприятия;
проектирование организации реализации планов и контроль над ходом их выполнения;
обеспечение целенаправленного развития предприятия и его подразделений;
координация деятельности структурных подразделений;
контроль и оценка деятельности предприятия;
мотивирование трудовой активности персонала;
информационное обеспечение работников.