Введение
- Теоретические основы изучения сущности научной деятельности
1.1 Содержание, характеристика и структура организации научной деятельности
1.2 Особенности научной деятельности
- Структура и этапы научной деятельности
2.1 Структурные компоненты научной деятельности
2.2 Организация процесса проведения научной деятельности
Заключение
Список источников
Несмотря на то, что ориентация науки - получение истинных знаний о действительности, ее не следует отождествлять с истиной. Дело в том, что истинное знание не обязательно научно. Его можно получить в различных сферах деятельности: в инженерном деле, искусстве, политике, экономике, обыденной жизни. Однако в этих случаях получение его не является главной целью данных сфер деятельности. К примеру, в искусстве основная цель - новые художественные ценности, в экономической сфере - эффективность, в инженерном деле - изобретения, технологии. Необходимо подчеркнуть, что понятие "ненаучный" далеко не всегда имеет негативную оценку. У науки есть своя специфика, так же как и у других областей - обыденной жизни, политики, экономики, искусства.
История показывает, что знание, полученное с ее помощью, не всегда бывает истинным. Само понятие "научный" нередко употребляется в ситуациях, не гарантирующих истинность добытого знания. В особенности это актуально тогда, когда мы имеем дело с теориями. В науке многие из них были опровергнуты. Некоторые мыслители (в частности, Карл Поппер), утверждают, что в будущем эта судьба может постигнуть любое теоретическое высказывание.
Научная деятельность - специфическая деятельность людей, основная цель которой - получение новых знаний о реальности. Именно знание является ее главным продуктом. Однако он не единственный. К другим продуктам науки относится и научный стиль рациональности, распространяющийся на различные сферы деятельности людей, и разнообразные приборы, методики, установки, которые применяются за пределами науки (главным образом в производстве). Кроме того, научная деятельность - это источник нравственных ценностей.
Цель данной работы – проанализировать сущность научной деятельности, ее структуру и этапы.
1. Теоретические основы изучения сущности научной деятельности
1.1 Содержание, характеристика и структура организации научной деятельности
Такое определение темы однозначно детерминирует и предмет методологии – организация научной деятельности.
Не всякая деятельность в народном хозяйстве нуждается в организации применения методологии.
Следует отметить, что человеческая деятельность может делиться на следующие виды деятельности:
- репродуктивную;
- продуктивную.
Репродуктивная деятельность основана на предыдущем опыте, практике, самоорганизации и в методологии не нуждается.
Продуктивная деятельность направлена на получение объективного или субъективного нового результата. В процессе продуктивной деятельности в науке возникает необходимость применения методологии.
Исследование методологии, как учения об организации научной деятельности, обуславливает необходимость рассмотрения содержания понятия «организация научной деятельности» (рис. 1).
Рис. 1 – Составляющие организации научной деятельности
Таким образом, в научном исследовании используется понятие «организация» в другом значении – как процесс исследования, как результат этого процесса (первое значение) и организационная система научного исследования (третье значение).
Методология рассматривает организацию деятельности как целенаправленную активность научного работника. Организовать научную деятельность означает упорядочение ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее существования, исходя из структуры и категорий диалектики: историческая (временная) и логическая.