Можно констатировать, что ныне в УК РФ сформировался относительно самостоятельный институт освобождения от уголовной ответственности, включающий два сравнительно обособленных субинститута, предусматривающих соответственно общие и специальные виды освобождения. Тем самым в ряде случаев закон предполагает неприменение уголовной репрессии к виновным. Общие нормы об освобождении от уголовной ответственности основаны на утрате общественной опасности лиц, совершивших преступления. А в целях предупреждения совершения новых, более тяжких преступлений и прекращения совершаемых преступных деяний предусмотрены специальные основания освобождения от уголовной ответственности.
Несмотря на то, что проблема закрепления и применения норм об освобождении от уголовной ответственности широко обсуждается в современной литературе, до сих пор нет решений по ряду ключевых вопросов их законодательной регламентации и практического применения.
-
Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
Согласно ст. 76 УК РФ «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред».
Рассматриваемое основание нашло широкое применение в практике. Так, только судами в 2016 г. было прекращено 157 316 уголовных дел в связи с примирением с потерпевшим, в 2017 г. - 135 956, а в 2018 г.- 125 8731.
Такие требования освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, как совершение преступления впервые небольшой или средней тяжести были рассмотрены ранее как элементы освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Понимать их нужно единообразно, их содержание и значение в этих основаниях освобождения от уголовной ответственности одинаково.
Особенности данной нормы целесообразно рассмотреть сквозь призму объективных и субъективных признаков.
Субъектом здесь является вменяемое лицо, достигшее определенного возраста привлечения к уголовной ответственности, совершившее впервые преступление небольшой или вредней тяжести1. Субъективная сторона примирения с потерпевшим - это психическое отношение виновного к совершаемым общественно полезным посткриминальным поступкам[1] [2].
Объект примирения - конкретные общественные отношения, сложившиеся в силу факта совершенного преступления, которые изменяет или старается изменить виновный в позитивную сторону. Это общественные отношения, которым был причинен вред преступлением или создалась угроза причинения вреда.
Объективная сторона рассматриваемой нормы заключается в примирении как таковом и заглаживании причиненного вреда. Характер и содержание последнего такой же, как мы описали выше относительно деятельного раскаяния. Примирение же может выражаться в устном или письменном заявлении потерпевшего. Так, согласно ст. 25 УПК РФ («Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон») суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести в случаях, предусмотренных ст. 76 УК РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред. Активность может проявить в данном случае и виновный, то есть непосредственно он может обратиться к потерпевшему с просьбой о примирении. Отметим, что ст. 76 УК РФ не предполагает помощь следственным органам. Следует обратить внимание на факультативность применения освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
Согласно ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего, предусмотренные данной статьей, переходят к одному из его близких родственников и (или) близких лиц, а при их отсутствии или невозможности их участия в уголовном судопроизводстве - к одному из родственников.
Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.
Из этого следует, что не каждый гражданин, которому причинен моральный, физический или имущественный вред преступлением, является потерпевшим. Он им становится только после вынесения соответствующего постановления компетентным органом. Следовательно, ст. 76 УК РФ до вынесения указанного постановления не может применяться.
Под заглаживанием вреда при примирении с потерпевшим следует понимать возмещение ущерба, а также иные меры, направленные на восстановление нарушенных в результате преступления прав и законных интересов потерпевшего. Способы заглаживания вреда, а также размер его возмещения определяются потерпевшим[3].
Необходимо отметить, что применение данной нормы, даже при наличии описанных условий освобождения от уголовной ответственности, не является обязательным для компетентного органа. При разрешении вопроса об освобождении от уголовной ответственности следует также учитывать конкретные обстоятельства уголовного дела, включая особенности и число объектов преступного посягательства, их приоритет, наличие свободно выраженного волеизъявления потерпевшего, изменение степени общественной опасности лица, совершившего преступление, после заглаживания вреда и примирения с потерпевшим, личность совершившего преступление, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание[4].
Действительно, логично предположить, что из позитивной постпреступной деятельности, отраженной в ст. 76 УК РФ, должен вытекать вывод об утрате виновным общественной опасности в результате примирения с потерпевшим или о ее значительном снижении, хотя это не закреплено в рассматриваемой норме в отличие от ч. 1 ст.75 УК РФ, где такое положение есть.
[4] См.: п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности».