Таможенная процедура свободной таможенной зоны - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Таможенная территория Российской Федерации включает в себя ее территорию, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с ее законодательством. На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, которые являются частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные в особые экономические зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании ВЭД, за исключением случаев, определяемых Кодексом.
Данная тема на сегодняшний день актуальна тем, что в связи с переменами в общественном, политическом и экономическом устройстве общества, изменилось понимание понятий таможенной территории и таможенной границы. Некоторые государства объединяются в союзы и иные таможенные образования и устанавливают единую таможенную политику, заключающуюся в ведении единых мер тарифного и нетарифного регулирования, а также мер и средств контроля. Помимо этого, существуют и государства, таможенная политика которых, не направлена на объединение территорий. В силу этих перемен усложнились функции и задачи таможенных органов, изменилась их структура.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения по регулированию отдельных аспектов и видов, а непосредственным предметом являются таможенные территории.
Предмет исследования составляют правовые основы становления и функционирования таможенного союза как в рамках ЕАЭС и международно-правовые аспекты перспективных направленных на развитие единой таможенной территории.
Цель курсовой работы – рассмотреть правовой режим таможенной территории ЕАЭС.
В ходе проведения исследовательской работы для достижения поставленной цели свое решение нашли следующие задачи:
- Раскрыть понятие правового режима таможенной территории.
- Ознакомиться с видами территорий в таможенном праве.
- Изучить правовые основы свободной таможенной территории.
- Охарактеризовать таможенный союз стран ЕАЭС.
- Изучить особенности и результаты функционирования таможенной территории ЕАЭС.
- Проанализировать проблемы правового регулирования таможенной территории ЕАЭС.
Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы: анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и статистический метод.
Теоретическая база исследования основывается на Договоре о Евразийском экономическом союзе, Таможенном кодексе ЕАЭС, законодательстве России в сфере таможенного дела, международных договорах и соглашениях, данных представленных на официальных сайтах Евразийской экономической комиссии и ФТС России. Также в работе была использована учебная и научная литература таких авторов как: Ворона А.А, Понаморенко В.Е, Абрамова Г.А, Логинова А.С, Ливанова Е.Ю. и др.
Новизна: анализ правового режима таможенной территории ЕАЭС в рамках международной организации, оценки деятельности ЕАЭС, его роли в экономическом развитии России.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении и анализе экономических отношений, которые возникают в результате объединения заинтересованных стран в таможенные союзы, в том числе и ЕАЭС.
Практическая значимость работы - полученные результаты исследовательской деятельности подходят для стимулирования интеграционных процессов стран с разным уровнем экономического развития и повышения эффективности работы в стран-участниц ЕАЭС, в том числе и улучшения правового обеспечения его деятельности.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, 6 подпунктов, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обозначены цель курсовой работы, выделен объект и предмет исследования, приведены задачи, решение которых предполагает достижения поставленной цели исследования.
В первой главе рассматриваются общие теоретические положения о таможенном союзе, свободных таможенных зонах и правового режима таможенной территории ЕАЭС.
Вторая глава посвящена вопросам практического характера, таким как особенности функционирования таможенной территории ЕАЭС и проблемы ее правового регулирования.
В заключении представлены выводы, полученные в ходе исследовательской работы над выбранной темой.
1 Характеристика таможенной территории
1.1 Понятие правового режима таможенной территории
В обеспечении экономических интересов и национальной безопасности любого государства важной составляющей является таможенное дело, которое допускается установить как комплекс приемов и методов, нацеленных на гарантию соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений при ввозе товаров на таможенную границу или вывозе за ее пределы. Отношения в сфере таможенного дела представляют собой синтез политических, экономических, финансовых, административных сфер жизни государства. Основными составляющими таможенного дела являются [3]:
- таможенная служба;
- таможенная политика;
- таможенная деятельность.
Каждый из этих элементов функционирует на основе таможенного права, как международного, так и национального.
Международное таможенное право - отрасль международного права, которая призвана регулировать таможенно-правовые отношения, возникающие между государствами в сфере таможенного дела, и обусловлена развитием мировых экономических связей.
В Российской Федерации таможенное право определяется как отрасль российского законодательства, которая состоит их системы правовых норм, направленных на регулирование социальных взаимоотношений, формирующихся при транспортировке продукции, услуг и различных работ, при помощи таможенной границы.
Уже из этих определений можно сделать вывод: пределы действия правовых актов и норм законодательства таможенного дела определяются таможенной территорией государства или таможенного союза. Потому, следует четко сформировать понятие таможенной территории и проанализировать правовую основу ее регулирования.
Согласно словарю терминов Всемирной торговой организации, таможенная территория – это область, применительно к которой существуют индивидуальные тарифы и иные приемы регуляции торговли, то есть функционирует единое таможенное законодательство и ведется целостный учет статистики внешней торговли.
В международном праве акцентируют нижеприведенные таможенные территории [3]:
- таможенная территория определённых государств;
- таможенная территория таможенных союзов;
- международные территории;
- государственные территории;
- территория со смешенным режимом.
Для начала дадим определение понятия территории государства в целом. Территория государства – часть земного шара, которая включает в себя сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства, находящиеся под суверенитетом определенного государства. Например, территория России насчитывает [4]:
- территориальное мoре;
- внутренние воды;
- территории субъектов РФ;
- воздушное пространство над всеми вышеуказанными элементами.
Пределы государственной территории определены государственными границами, они условны, однако выполняют немаловажную роль - они обозначают пространственный предел государственной власти определенной страны.
В связи с этим, таможенная территория государства – это некая область государства, где полностью используют таможенное законодательство данного государства. Тем не менее, таможенная территория не обязательно может совпадать с территорией государства и вполне может выходить за ее пределы, в случаях, когда действует законодательство таможенных интеграционных формирований, в том числе и таможенных союзов. В статье XXIV ГАТТ основной атрибут таможенного союза - создание общей таможенной территории и формирование общей внешней таможенной границы.
Так, например, в статье 5 «Таможенная территория Союза и таможенная граница Союза» ТК Евразийского экономического союза определен состав таможенной территории ЕАЭС: таможенную территорию ЕАЭС составляют территории государств-членов ЕАЭС, а это Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация, а также конвенциональные установки, острова, сооружения и иные предметы, находящиеся за рамками территорий стран-участниц, однако применительно к которым данные государства отличаются преимущественной юрисдикцией [3].
Также стоит дать определение понятию - таможенная граница. Также на примере ЕАЭС, можно сказать, что таможенная граница Евразийского экономического союза, согласно ТК ЕАЭС, являются пределы таможенной территории ЕАЭС, а также пределы отдельных территорий, которые находятся на территориях государств-членов.
При создании единой таможенной территории внутри таможенного союза или любой другой экономической интеграционной группировки можно достичь таких взаимовыгодных условий ведения ВЭД, как [5]:
- создание благоприятных условий для внешней торговли со странами участницами интеграционных сообществ, чьи территории и создают единую таможенную территорию;
- установление и применения единого торгового режима с третьими странами;
- установление общей внешней границы для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами 3- х лиц;
- проведение единого таможенно-тарифного регулирования и таможенной политики:
- упрощение и таможенного контроля на внутренних таможенных границах.
Вместе с тем и таможенно-правовое регулирование исходит из принципа единства таможенной территории. Например, правовое регулирование в пределах таможенной территории ЕАЭС осуществляется на основании таких нормативно-правовых актов и документов, как [1]:
Договор о Евразийском экономическом союзе.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
- Международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования.
- Национальное таможенное законодательство стран-участниц ЕАЭС.
Согласно ТК ЕАЭС, в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, которое включает в себя [1]:
- установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;
- установление порядка и условий нахождение и использования ввезенных или вывезенных товаров на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами;
- установление порядка совершения таможенных операций, которые связаны с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС или убытием товаров с таможенной территории ЕАЭС и т.д.
Также ТК ЕАЭС регулирует такие вопросы в таможенном регулировании ВЭД, как [1]:
- Места перемещений товаров через таможенную границу ЕАЭС.
- Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.
- Нахождение товаров под таможенным контролем.
Следовательно, в ЕАЭС гарантируется свободное перемещение импорта и экспорта на таможенной территории ЕАЭС, а в то же время и осуществления согласованной и целостной экономической политики, как внутри таможенного союза, так и со странами 3-х лиц.
На основе проведенных выше примеров, можно сделать вывод: таможенная территория – это территория одного или нескольких государств, при условии, что они создают таможенный союз, на которой действует таможенного законодательство или отдельного государства, или таможенного союза. Правовое регулирование таможенной территории также зависит от вида самой таможенной территории: в таможенных союзах или других экономических интеграционных сообществах правовой базой управления таможенной территории являются международные соглашения и договоры стран-участниц друг с другом и со странами 3-х лиц, а также единый таможенный кодекс. На таможенной территории одного отдельного государства таможенное регулирование происходит на основе национального законодательства и международных договоров с другими странами.