В сложившихся современных условиях каждый субъект имеет экономическую и юридическую самостоятельность, а соответственно существует необходимость непрерывного контроля затрат и сопоставления их с выручкой для того, чтобы по итогам деятельности определить прибыльность или убыточность предприятия. Деятельность субъектов экономики, вовлеченных в любую сферу деятельности, связана с использованием различных ресурсов, следовательно, компания несет определенные издержки.
В большей степени конкурентоспособной можно назвать компанию, совмещающую в себе лучшие показатели по соотношению цены на продукцию и качество данной продукции. Цена, как известно, определяется совокупностью всех затрат отнесенных на создание данного продукта. Сумма всех затрат прямо влияет на основной результат деятельности предприятия - прибыль.
При снижении себестоимости производства одной единицы продукции, относительно тождественных показателей конкурентных организаций, улучшаются финансовые показатели. Что дает возможность сфокусировать поток средств на увеличение производительности, либо обновление оборудования предприятия. Исходя из этого, можно с уверенностью говорить о том, что одним из основных критериев успешного развития компании является грамотное управление издержками.
Существующий уровень цен формирует выручку предприятия от реализации (продажи) продукции. Но цена продукции складывается на внешнем рынке, как результат взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, цена продукции не может, как правило, повышаться по желанию производителя – ее уровень устанавливается автоматически. Другое дело затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребленных ресурсов, уровня технического оснащения предприятия, организации производства и других факторов.
Актуальность данной темы обосновывается тем, что на современном этапе развития экономики всё большее значение приобретает необходимость снижение затрат на производство.
Целью работы стало исследование методов оптимизации затрат производственного предприятия. Для достижения выбранной цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:
- Подробно изучить теоретические основы оптимизации затрат производственного предприятия:
- понятие, сущность и виды затрат ;
- методы оптимизации затрат ;
- факторы, влияющие на управление затратами ;
- Провести анализ процессов формирования затрат в ООО «Казанский молочный комбинат» и на основании полученных результатов разработать мероприятия по оптимизации затрат предприятия.
Объектом исследования послужило предприятие ООО «Казанский молочный комбинат». Предметом исследования являются методы оптимизации затрат производственного предприятия (на примере ООО «КМК»).
Теоретической базой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам формирования и оптимизации затрат на предприятиях.
Информационной базой исследования стали данные финансовой и статистической отчетности ООО «КМК», а также информация из открытых источников сети Интернет.
Методологическую базу исследования составили методы анализа, синтеза, индукции, методы ретроспективного и сравнительного анализа, экономического анализа, системного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы оптимизации затрат производственного предприятия
1.1 Понятие, сущность и виды затрат
Любая компания в процессе производства и продажи продукции или оказания услуг несет определенные затраты.
Под затратами понимают выраженные в денежной форме расходы, обусловленные тратой разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции [8, c.105].
В бухгалтерской и статистической отчетности затраты на производство отражаются в виде себестоимости. Они включают в себя материальные затраты, затраты на оплату труда, проценты за кредиты.
Затраты производства относятся к затратам, понесенными организацией при производстве товара или предоставления услуги. Производственные затраты включают различные расходы, в том числе: рабочей силы, сырья, расходных материалов, производственных и общих накладных расходов. Кроме того, любые налоги, взимаемые правительством или роялти, причитающиеся от природных ресурсов добывающих компаний, также считаются производственными затратами.
Также являясь себестоимостью продукции, затраты производства включают в себя расходы, связанные с производством или созданием товаров или услуг. Затраты производителя касаются как материалов, необходимых для создания изделия, таки потребностью в рабочей силе. Сфера обслуживания испытывает затраты производства в отношении рабочей силы, необходимой для предоставления услуг, а также любые расходы на материалы, связанные с предоставлением услуги [4, c. 117].
В производстве есть прямые и косвенные затраты.
Прямые затраты – это затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства и составляют основную часть себестоимости.
Косвенные затраты – это затраты, которые не имеют прямого отношения к производству продукции. Такие затраты не могут прямо относиться на себестоимость продукции.
Деление затрат на прямые и косвенные необходимо в учете при расчете налоговой базы налога на прибыль.
Для того чтобы выяснить стоимость производства в расчете на единицу продукции, себестоимость производства делится на количество единиц продукции. После того, как затраты на единицу определены, эта информация может быть использована, чтобы помочь разработать соответствующую цену продажи товара. Для того чтобы производство было безубыточным, цена продажи должна покрывать расходы на единицу продукции. Выручка от продажи изделия, которая выше затрат на единицу часто рассматривается как прибыль, в то время как выручка от продажи изделия, которая ниже затрат в расчете рассматривается как убыток [19].
Если затраты производства продукта превышают цену, по которой она может продаваться на рынке, это может привести к тому, что производители будут рассматривать вопрос о временном прекращении операций по производству данного продукта.
Затраты можно классифицировать по различным основаниям.
1) На производственные и непроизводственные. Основание для данной классификации – отношение затрат к процессу производства Производственные затраты определяют и объясняют стоимость производства. Производственные затраты это те затраты, которые непосредственно участвуют в производстве продукции и услуг. Примеры производственных затрат: сырьевые материалы, затраты на оплату труда работников производства [19].
Затраты производства делятся на три основные категории:
1) прямые материальные затраты;
2) прямые трудовые затраты;
3) производственные накладные затраты.
Прямые материальные затраты/ Материалы, которые входят в конечный продукт, называют сырьем. Этот термин несколько вводит в заблуждение, так как, кажется, подразумевает необработанные природные ресурсы, такие как древесная целлюлоза или железная руда. На самом деле сырье - это любые материалы, которые используются для создания конечного продукта. Готовый продукт одной компании может стать сырьем для другой компании [4, c.120].
Прямые трудовые затраты. Термин прямой труд создан для тех расходов на оплату труда, которые могут быть по существу отслежены для отдельных единиц изделий. Прямой труд иногда называют сенсорным трудом, так как работники, как правило, непосредственно взаимодействуют с изделием во время его производства. Стоимость труда работников сборочных линий, например, является прямыми трудовыми затратами, равно как и стоимость труда плотника, каменщика и оператора машины.
Затраты на оплату труда, которые не могут быть физически прослежены в процессе создания продукта, называются косвенными трудовыми затратами и рассматриваются как часть производственных накладных расходов, наряду с косвенными материалами. Косвенные трудовые затраты включают в себя оплату труда дворников, контролеров, материало - обработчиков и охранников. Хотя усилия этих работников имеют важное значение для производства, затраты на оплату их труда непрактично или невозможно точно отследить в конкретном продукте. Следовательно, такие затраты на рабочую силу, рассматриваются в качестве косвенных трудовых затрат [6, c. 84].
Производственные накладные затраты. Третий элемент стоимости производства, включает в себя все расходы, связанные с производством кроме прямых материальных и прямых трудовых затрат. Примеры производственных накладных расходов включают в себя такие элементы, как косвенные материалы, косвенный труд, техническое обслуживание и ремонт производственного оборудования, затраты по оплате тепла и света, налоги на имущество, амортизацию и страхование. Непроизводственные затраты Непроизводственные затраты - это те затраты, которые связаны с коммерцией и управлением. Пример таких затрат - зарплата менеджера по продажам и расходы на рекламу.
Как правило, непроизводственные затраты разделены на две категории: 1) затраты на маркетинг и продажи; 2) административные затраты.
Затраты на маркетинг и продажи Затраты на маркетинг и продажи включают в себя все расходы, необходимые для обеспечения достаточного количества заказов клиентов и доставка готового продукта клиенту. Примеры маркетинговых затрат: расходы на рекламу, транспортные расходы, комиссионные с продаж [18].
Административные затраты Административные затраты включают в себя все исполнительные, организационные и конторские расходы, связанные с руководством организации, а не с производством, маркетингом или продажами.
2) Затраты можно классифицировать на постоянные, переменные, общие и предельные. Основанием классификации может служить то, что в краткосрочном периоде одна доля затрат меняется, а другая остается неизменной.
Постоянные затраты – это затраты, которые не изменяются с увеличением или уменьшением количества произведенных или проданных товаров и услуг. Постоянные затраты - затраты, которые должны быть оплачены компанией, независимо от любой деловой активности. Постоянные затраты и переменные затраты формируют структуру общих затрат компании, которая играет важную роль в обеспечении доходности. Бухгалтеры выполняют обширный анализ различных затрат, чтобы определить, какие являются переменными, а какие постоянными [1, c.89].