Глобальный финансовый кризис оказывает существенное влияние на экономическое положение большинства стран в различных регионах мира. Закрываются предприятия и банки, сокращается объем внешней торговли, постоянно снижается курс акций на мировых фондовых рынках и т.д. Различного рода организации1 пытаются преодолеть кризисную ситуацию путем сокращения объемов производства, численности персонала, снижения зарплаты работников, ликвидации малоэффективных направлений бизнеса и др.
Предприниматели, ученые, аналитики, правительства разных стран, международные организации предпринимают активные действия, направленные на разработку технологий выхода из кризиса, ликвидацию его негативных социально-экономический последствий. Вместе с тем, необходимо учитывать, что кризис – это особое состояние, перелом в развитии, которое имеет как негативные, так и позитивные последствия. Таким образом, для многих компаний в разных странах нынешний кризис является не только временем серьезных испытаний, но и редкой возможностью нового развития. Поскольку в процессе кризиса многие организации могут обанкротиться, то неминуемо произойдет передел рынка, и откроются новые возможности для завоевания и удержания его перспективных ниш.
Реализация этих целей требует разработки эффективной антикризисной стратегии, ориентированной не только на сохранение организации, но и на развитие, постоянный рост конкурентоспособности. Поэтому обеспечение конкурентоспособности продукции, компании и даже страны в целом является одной из актуальных задач.
Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.
Целью данной работы является проведение исследования конкурентоспособности предприятий в условиях кризиса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность конкуренции и конкурентоспособности,
2) проанализировать внутренние и внешние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия в период экономического кризиса,
3) изучить роль и значение оценки и анализа конкурентоспособности предприятия,
4) исследовать зарубежный опыт оценки конкурентоспособности предприятия и разработки основных направлений формирования конкурентных преимуществ.
Объектом исследования является конкурентоспособности предприятий. Предметом исследования выступают особенности конкурентоспособности предприятий в условиях кризиса.
В работе для проведения исследования использовались методы анализа, синтеза, описательные методы.
Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.
- Конкурентоспособность предприятия в условиях кризиса
1.1.Сущность конкуренции и конкурентоспособности
В переводе с латинского языка значит "столкновение", "состязание". В экономике данный термин имеет место быть, и определяется как основополагающий элемент. Конкуренция не является понятием, использующимся исключительно для среды бизнеса и предпринимательства, в живой природе - это форма существования объекта, это право быть лучшим, выделиться на фоне других. Таким тезисам подвержено практически все живое на земле.
Если говорить о бизнесе, то под конкуренцией понимается соперничество, соревнование участников рынка за право получения своего покупателя, за возможность реализации продукции на выгодных условиях, за расширение потребительской базы и получение большей прибыли.
Конкуренция может возникать в определенной среде, которая не дает возможности развития конкурентов. Если брать во внимание живую природу, то участники борются за такие объекты, как пища, вода, воздух и прочее. Если провести аналогию между всем живым и бизнесом, то различий совершенно нет, разве что отличаются объекты, за которые идет соперничество.
Что такое конкуренция и кто такие конкуренты? Последние – это субъекты, непосредственные участники состязаний за право быть первыми. Борьба происходит в среде, которая имеет определенное благо, за него, собственно, они и борются. Это добро ограничено в количестве, а каждый участник стремится завладеть максимальной его частью.
Не зря ведущие маркетологи проводят аналогию между видами конкуренции в живой природе и в бизнесе. Существует множество примеров разнообразия ее форм. Исходя из этого определяют виды конкурентов, которых связывают с живыми существами для удобства запоминания:
- Богомолы или каракурты. Данный вид соперников имеет жестокую среду существования, в которой каждый стремится уничтожить оппонента. Самки богомолов даже поедают самцов после соития. В мире бизнеса это приводит к поджогам, взрывам, убийствам.
- Жуки. Борьба таких конкурентов за определенный продукт не влечет за собой потерю здоровья и порчу имущества. Люди используют иные методы: агрессивная реклама, стимуляция продаж, демпинг и другое.
- Бабочки, которые более лояльны и предполагают достижение цели путем улучшения привлекательности своей продукции – нарядная упаковка, соответствующая реклама и прочее.
- Муравьи или пчелы. Они несколько в ином свете представляют себе, что такое конкуренция. Им свойственно объединяться в группы или сообщества, между которыми и проходит соперничество.
Кроме вышеперечисленного, существуют виды конкуренции на рынке – совершенная и несовершенная. В первом случае все субъекты среды не способны повлиять на рыночную ситуацию своей предложенной ценой на продукцию или услугу. Во втором случае имеют место обстоятельства, которые ограничивают борьбу, как при монополии.
Что такое конкуренция, должна ли она присутствовать на рынке? Безусловно - да, так как за счет нее потребитель имеет качественную продукцию, да и благодаря такому состязанию формируется вся ценовая политика.
Конкуренция в рыночной экономике играет определяющую роль, и эту роль обобщил А. Смит в своем принципе «невидимой руки». Согласно этому принципу, каждый отдельный субъект предпринимательства, добиваясь выгоды для себя, вне зависимости от собственных воли и сознания, направляется так называемой «невидимой рукой» рынка к достижению пользы и выгоды для общества в целом [3, c.162].
Поскольку доход товаропроизводителей напрямую зависит от того, насколько удовлетворены интересы потребителей, то появляется конкуренция в экономике за тот ограниченный платежеспособный спрос, который имеется на данном рыночном сегменте. А совокупность всех товаропроизводителей, будто бы управляемая «невидимой рукой», по собственной доброй воле и эффективно воплощает в жизнь все интересы общества, сама того не понимая. Ведь конкуренция в экономике создает такие условия, при которых люди производят то, что умеют, те из них, кто умеет производить лучше или дешевле, чем другие, и продают по цене более низкой, чем та, которую мог бы назначить кто-то из тех, кто данного товара не производит.
Само слово "конкуренция" означает:
1) От латинского слова concurrencia, которое переводится, как «сталкиваться» - соперничество за наиболее эффективное использование природных и человеческих ресурсов.
2) Борьба за доступный объем способного к оплате товаров спроса потребителей, которая ведется на всех тех сегментах рынка, доступный данным фирмам.
3) Конкуренция в экономике – противовес индивидуализму в ней.
Методы конкуренции - это более современные технологии, разнообразие ассортимента, сервис, более продающая реклама, более высокое качество товара, меньшие цены. Субъекты экономики - это фирмы, а объект – объем ограниченного платежеспособного спроса.
Конкуренция в экономике зависит от темпа роста спроса, применения новых конкурентных методов борьбы, увеличения количества участников игры. Она способствует эволюционированию рыночной экономики.
Какие же она выполняет функции:
1) Сопоставительная. Конкуренция в экономике - это универсальный инструмент сравнения эффективности производства разными фирмами одного и того же товара. Фирмы, издержки на производство у которых превышают рыночные цены на данный вид товара, становятся банкротами. А те, у которых они меньше – получают прибыль. В случае, когда издержки равны рыночной цене, возмещаются только затраты ресурсов, но есть ещё время на изменение ситуации в лучшую сторону.
2) Регулирования. Для того чтобы выдержать конкурентную борьбу, фирма должна производить те товары, которые на данный момент пользуются спросом на рынке, а значит, ресурсы перенаправляются в те из отраслей, продукт которых наиболее востребован на данный момент.