Введение
- Теоретические основы инновационной модели управления таможенными органами
1.1. Основные понятия в сфере таможенного управления
1.2. Инновации в системе управления таможенными органами
- Анализ процесса перехода к инновационной модели управления таможенными органами в 2018-2020 г.г
2.1. Организация управления деятельностью таможенных органов Российской Федерации
2.2. Характеристика состояния внешней торговли РФ 2018-2020
2.3. Характеристика текущего состояния и существенные проблемы инновационной модели таможенного управления
Заключение
Список использованных источников
Приложение. Классификация управленческих решений
Актуальность темы исследования. Федеральная таможенная служба России в настоящее время проходит стадию масштабного реформирования, требующего комплексного сбалансированного обеспечения - нормативно-правового, организационно-методологического, ресурсного.
Деятельность и управление в таможенной службе России формируются и совершенствуются соответственно положениям ряда нормативных правовых актов и прежде всего Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании) и Распоряжения Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».
Федеральный закон о таможенном регулировании предусматривает, как указано в пп. 3 п. 2 ст. 1, «установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации» [1]. Среди этих основ и правил особое место занимают положения о методологии и технологии управления таможенным делом в стране, которые призваны сформировать модель управления таможенными органами на основе широкого внедрения инноваций.
Цель данной работы – исследовать особенности инновационной модели управления таможенными органами.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть основные понятия в сфере таможенного управления.
- Изучить инновации в системе управления таможенными органами.
- Проанализировать организацию управления деятельностью таможенных органов Российской Федерации.
- Дать характеристику состояния внешней торговли РФ 2018-2020.
- Выявить характеристики текущего состояния и существенные проблемы инновационной модели таможенного управления.
Объект исследования - инновационная модель управления таможенными органами.
Предмет исследования - процесса перехода к инновационной модели управления таможенными органами в 2018-2020 г.г.
Источниковая база исследования. При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи. Отдельно стоит отметить такие источники как федеральное законодательство, интернет-публикации и др.
Для решения поставленных задач применялись следующие основные методы исследования: абстрактно-логический, системный, статистический анализ, методы сравнительного, структурного анализа и др.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Теоретические основы инновационной модели управления таможенными органами
1.1. Основные понятия в сфере таможенного управления
Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможенного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью подведомственных таможенных постов.
Функция управления - это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные операции (управленческие работы). Функции управления раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются распределением обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства реализации для получения намеченных результатов.
Таким образом, все функции управления разделяются на общие, отражающие стадии процесса управления, и специфические - функции управления конкретными видами служебной деятельности таможенных органов [13].
Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, т.к. характеризуют процесс управления любым объектом. К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.
К специфическими функциями управления в таможенных органах относятся функции управления таможенной, финансово-экономической, социальной и административно-хозяйственной деятельностью [22].
Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления [15].
Принятие управленческих решений - отдельная управленческая функция. Управленческое решение - это директивный фиксированный акт субъекта управления, организующий, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели, см.приложение.
Выполняя функции планирования, организации, руководства и контроля, менеджеры берут на себя множество различных ролей. Роль-это набор поведенческих ожиданий или набор действий, которые человек должен выполнять. Роли менеджеров делятся на три основные категории: информационные роли, межличностные роли и роли принятия решений. Эти роли суммированы на рисунке. В информационной роли менеджер может выступать в качестве собирателя информации, распространителя информации или представителя компании. Межличностные роли менеджера основаны на различных взаимодействиях с другими людьми. В зависимости от ситуации менеджеру может потребоваться действовать в качестве номинального руководителя, руководителя компании или посредника. При принятии решений менеджеру, возможно, придется думать как предпринимателю, принимать решения о распределении ресурсов, помогать разрешать конфликты или договариваться о компромиссах.
В каждой выполняемой функции, взятой на себя роли и применяемом наборе навыков менеджер является лицом, принимающим решения. Принятие решений означает выбор между альтернативами. Принятие решений происходит в ответ на выявление проблемы или возможности. Решения, принимаемые менеджерами, делятся на две основные категории: запрограммированные и непрограммированные. Запрограммированные решения принимаются в ответ на рутинные ситуации, которые часто происходят в различных условиях во всей организации. Например, необходимость найма нового персонала является обычной ситуацией для большинства организаций. Поэтому в большинстве компаний разработаны и соблюдаются стандартные процедуры подбора персонала и отбора [24].
В решении формируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматриваются ограничения в их поведении, определяются необходимые ресурсы. Управленческое решение, таким образом, содержит цель и программу действий для управляемой подсистемы (для объекта).
Процесс управления таможенными органами отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный.
Организационная структура таможенного органа - это совокупность составляющих его структурных подразделений, порядок их подчиненности, а также формы распределения между ними функций и полномочий [19].
Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - Федеральная таможенная служба.
Региональные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации являются промежуточным звеном между этим органом и таможнями.