Введение
Глава 1. Теоретические основы классификации по ТН ВЭД ЕАЭС транспортных средств и оборудования для перемещения грузов (подъема, погрузки, разгрузки)
1.1. Классификация товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза
1.2. Товарные позиции 8703 и 8704 ЕТН ВЭД ЕАЭС
Глава 2. Проблемы и перспективы классификации транспортных средств по ТН ВЭД ЕАЭС
2.1. Анализ практики классификации транспортных средств по ТН ВЭД ЕАЭС
2.2. Проблемы классификации транспортных средств по ТН ВЭД ЕАЭС
2.3. Направления совершенствования классификации транспортных средств по ТН ВЭД ЕАЭС
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Классификация товара является одним из актуальных вопросов таможенного законодательства. Верное определение кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) является ключевым моментом для участников ВЭД, поскольку от этого кода зависит размер таможенных платежей, а также соблюдение порядка применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно статье 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) заявление полноты и достоверности сведений о перемещаемых товарах и о коде ТН ВЭД ЕАЭС является обязанностью декларанта, проверка достоверности заявленных декларантом сведений о продукции и правильности ее классификации по ТН ВЭД ЕАЭС возложена на таможенные органы.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в последнее время наблюдается постоянный рост экспорта и импорта товаров группы 87 ТН ВЭД ЕАЭС - «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности». Увеличение доли экспорта связано с тем, что государство разными способами поддерживает отечественного производителя автомобилей. Доля ввозимых автомобилей также высока. Многие предприятия закупают автомобили премиум-класса импортных производителей. Высоким спросом среди населения пользуются поддержанные автомобили среднего класса из-за их высокого качества, эргономичности и ценовой категории.
Цель данной работы – исследовать особенности классификации транспортных средств (раздел XVII ЕТН ВЭД ЕАЭС).
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Изучить классификацию товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
- Рассмотреть товарные позиции 8703 и 8704 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
- Провести анализ практики классификации транспортных средств по ТН ВЭД ЕАЭС.
- Проанализировать проблемы классификации транспортных средств по ТН ВЭД ЕАЭС.
- Выявить направления совершенствования классификации транспортных средств по ТН ВЭД ЕАЭС.
Объект исследования - классификация по ТН ВЭД ЕАЭС транспортных средств и оборудования для перемещения грузов (подъема, погрузки, разгрузки).
Предмет исследования - проблемы и перспективы классификации транспортных средств по ТН ВЭД ЕАЭС .
При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи. Отдельно стоит отметить такие источники как федеральное и законодательство ЕАЭС, интернет-публикации и др.
Для решения поставленных задач применялись следующие основные методы исследования: системный, статистический анализ, методы сравнительного, структурного анализа и др.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы классификации по ТН ВЭД ЕАЭС транспортных средств и оборудования для перемещения грузов (подъема, погрузки, разгрузки)
1.1. Классификация товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза
Правильное оформление грузовой таможенной декларации (ГТД) является важным фактором свободного и легального перемещения товаров по миру в соответствии с установленными правилами, повышения эффективности таможенных процедур, систематизации процесса таможенного контроля, снижения риска ошибок, упрощения таможенного оформления.[1]
Ускорение потока процессов электронной регистрации БЮД, в первую очередь, распределение и классификация групп, классов и других разделов в ясной, простой, понятной форме, с учетом общих признаков, характерных особенностей, свойств товара продукта является очень важным фактором.
Автомобильный транспорт появился в конце 19 века и в 20-е годы прошлого века начал конкурировать с железнодорожным и речным транспортом при перевозке груза и пассажиров на короткие расстояния,. Доля автомобильного транспорта в общем объеме перевозок грузов в развитых странах с рыночной экономикой составляет значительную долю.
Для того, чтобы поднять на новый уровень использования человеческих мышц, для общественных нужд автомобилестроения на суше в 1980-х и 1990-х годах во Франции и Германии, а в конце 19-го и начале 20-го веков в Англии, Австро-Венгрии, Италии, США, Бельгии и Канаде, Швейцарии, Швеции и Российской Империи зародился железнодорожный транспорт.[2]
Классификация товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) считается одним из наиболее актуальных вопросов для участников внешнеэкономической деятельности.
Во-первых, от того, к какому классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС будет отнесен товар, зависит ставка импортной/экспортной таможенной пошлины, а соответственно, и размер оплачиваемых таможенных платежей, и применение к товарам и транспортным средствам нетарифных мер, запретов и ограничений.
Во-вторых, отнесение товара к тому или другому классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС нередко требует присутствия особых технических сведений и проведения дополнительных экспертиз, связанных с определением технических характеристик товаров, способов его производства и т. д.
Верность классифицирования товаров обладает немалым значением и для роста объективности таможенной статистики внешней торговли, применяемой при формировании таможенной политики государств — членов ЕАЭС, и принятия конкретных мер по ее осуществлению в процессе таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств.
Объемный перечень классифицирующих видов транспортных средств указывает на необходимость точной классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Классификация средств наземного транспорта и оборудования для перемещения грузов, перемещаемых через границу ЕАЭС, представляет собой трудоемкий процесс, который предполагает определенный уровень знаний и умений, способность думать гибко, нестандартно, а также отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, судах на основе юридических норм и досконального знания ТН ВЭД ЕАЭС.
О важном значении рынка транспортных средств во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в настоящее время свидетельствует статистика Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России). Так, доля экспорта машин и оборудования в январе-июле 2019 года составила 5,8% (в январе-июле 2018 года - 5,7%). Стоимостный объем экспорта средств наземного транспорта, кроме железнодорожного возрос на 14,2%, электрического оборудования - на 12,8%. При этом возросли физические объемы поставок легковых автомобилей на 28,0%, а грузовых автомобилей - на 2,8%.[3]
В товарной структуре импорта России за 2019 год наибольший удельный вес приходился на машины и оборудование - 45,9% (в январе-июле 2018 года - 46,7%). Возросли физические объемы импорта грузовых автомобилей на 23,7%, легковых автомобилей - на 5,4%.
Таким образом, доля задекларированных импортных автомобилей с каждым годом растет.
[1] Федотова Г. Ю. Актуальные проблемы описания товаров в таможенных целях // Научные труды Северо-Западного института управления. 2018. Т. 9. № 3 (35). С. 298.
Федотова Г. Ю. Внедрение ТН ВЭД ЕАЭС 2017 и трудности перевода // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. 2017. Т. 8. Вып. 3 (30). С. 51.
[2] Шаныгин С. И., Ризванова Э. Р. Сопоставительный статистический анализ официальных итогов внешней торговли // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2016. № 4. С. 49.
[3] Федеральная таможенная служба. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/(дата обращения: 14.10.2020)