Введение
- Таможенные органы как субъекты таможенной политики
1.1. Роль и задачи таможенных органов
1.2. Таможенные органы как участники таможенной политики
1.3. Таможенные органы в системе обеспечения экономической безопасности
Глава 2. Анализ тенденций участия ФТС РФ в сфере обеспечения таможенной политики
2.1. Статистические данные о работе ФТС РФ в 2016-2019 г.г
2.2. Проблемы обеспечения участия таможенных органов в таможенной политике
2.3. Мероприятия по совершенствованию деятельности ФТС РФ как субъекта таможенной политики
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. На данном этапе повышение эффективности реализации экономической политики и стратегии государства по развитию таможенных органов, а также способствование развитию внешней торговли является важнейшей целью совершенствования деятельности таможенных органов.
Участие Таможенных органов в разработке и осуществления таможенной политики обеспечит развитие внешнеэкономических связей России, повышение качества и сокращение времени обслуживания участников ВЭД, увеличение поступлений платежей в бюджет, повышение эффективности в пресечении контрабанды наркотических и сильнодействующих веществ, выведение из теневого оборота материальных ресурсов.
Развитие и совершенствование законодательной базы деятельности таможенных органов является приоритетным направлением и основной задачей по обеспечению экономической безопасности. Через таможенные органы государство должно контролировать и регулировать ВТД, при этом приоритет должен отдаваться экономическим методам регулирования.
В современных условиях государственный контроль в сфере внешнеторговой деятельности должен способствовать развитию внешней торговли как источника пополнения бюджета.
В части изменений такого элемента базового уровня экономической безопасности, как внешнеторговая деятельность, наблюдается увеличение объемов взаимной торговли, интеграция товаропотоков.
Цель данной работы – исследовать участие Таможенных органов в разработке и осуществления таможенной политики.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть таможенные органы в системе разработке и осуществления таможенной политики
- Проанализировать статистические данные о работе ФТС РФ в 2016-2019 г.г.
- Изучить стратегические направления развития таможенной службы.
Объект исследования - ФТС РФ. Предмет исследования - участие Таможенных органов в разработке и осуществления таможенной политики.
Источниковая база исследования. При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи. Отдельно стоит отметить такие источники как федеральное законодательство, интернет-публикации и др.
Методы исследования - аналитический, статистический, систематизации, обобщения.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Таможенные органы как субъекты таможенной политики
1.1. Роль и задачи таможенных органов
Роль таможенных органов в обеспечении экономических интересов государства растет из года в год, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими экономическими и политическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков [26].
Таможенная служба осуществляет непосредственное руководство таможенным делом и в рамках своей компетенции выполняет следующие возложенные на нее задачи:
- обеспечивает защиту экономических интересов государства;
- принимает участие в разработке и реализации таможенной политики;
- совершенствует законодательство по таможенному делу и средства таможенного регулирования хозяйственной деятельности;
- обеспечивает участие государства в международном сотрудничестве, касающемся таможенных вопросов;
- обеспечивает единство таможенной территории государства и экономическую безопасность [16].
Таможенная служба в современных условиях содействует реализации интересов страны в сфере внешней торговли, развитию отечественного производства, предотвращает угрозы безопасности Российской Федерации, административные правонарушения и преступления, обеспечивает пополнение доходной части федерального бюджета.
Основной функцией таможенных органов, помимо протекционистской, является фискальная. Таможенные платежи играют важнейшую роль в пополнении доходной части государственного бюджета. К ним относятся: таможенные пошлины, таможенные сборы (за выдачу лицензий, таможенное оформление, сопровождение товаров и другие), налоги (налог на добавленную стоимость и акцизы).
При выполнении этих задач таможенные органы вступают в широкий круг правоотношений с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами. Поэтому, важным вопросом является определение среди этих правоотношений таможенных и определения круга субъектов, которые вступают в эти правоотношения.
Субъектами таможенного права следует признать участников таможенных отношений, которых таможенно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в такие отношения.
Анализируя приведенные определения, приходим к выводу, что отдельные ученые используют понятие «участника общественных отношений», «участника таможенных отношений», «субъекта таможенных правоотношений» как синоним «субъекта таможенного права».
Поэтому следует подчеркнуть, что в теории права категории «субъект права» и «участник правовых отношений» являются разным по своей смысловой нагрузке.
Р.О. Халфина отмечает, что понятие участника правоотношений уже, чем понятие субъекта права [31]. Поскольку правоотношения не единственная форма реализации права, нормы, которые определяют положение субъекта права, реализуется, прежде всего, создавая правовой статус. Они устанавливают положение лица - человека или коллектива - в обществе, их потенциальные возможности. Это, однако, не значит, что все потенциальные возможности будут реализованы в конкретных отношениях.
Так, необходимо различать гражданина как субъекта права и как субъекта конкретных правоотношений. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, младенцы, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в- третьих, правоотношения - не единственная форма реализации права [12].