Тема выпускной квалификационной работы характеризуется актуальностью, ввиду того, что таможенная экспертиза выступает в качестве основы для эффективной таможенной деятельности. В частности, на основании результатов таможенной экспертизы формируется обоснованное решение по различным товарам.
Кроме того, постоянное развитие требований к качеству оказываемых услуг, определяет также потребность к повышению качества таможенных услуг, в том числе, по проведению таможенной экспертизы. В условиях непрерывного увеличения числа участников ВЭД, происходит увеличение экспортных и импортных операций. Однако, представленная положительная динамика сопряжена также с увеличением числа недобросовестных участников ВЭД.
Представленные выше факты определяют значение института таможенной экспертизе. Однако, постоянное развитие таможенных отношений, предполагает также развитие института таможенной экспертизы. Последний предполагает непрерывное совершенствованием способов проверки товаров. Однако, совершенствование способов проверки товаров сопряжено с необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы. Кроме того, развитие института таможенной экспертизы предполагает потребность в обеспечении таможенных органов высококвалифицированными специалистами.
Обращаясь к данным официальной статистики можно отметить наличие роста совершаемых правонарушений в области таможенной деятельности. При чем, правонарушения, как правило, связаны с применением информационных технологий. Кроме того, существует обширная преступная практика в области таможенной деятельности.
В связи с этим одной из актуальных проблем в сфере таможенного дела является необходимость совершенствования института таможенной экспертизы.
Цель исследования изучить роль и место таможенной экспертизы товаров при выявлении таможенных правонарушений.
Из поставленной цели определяем следующие задачи исследования:
- Определить сущность таможенной экспертизы товаров, рассмотреть ее виды и место в выявлении правонарушений
- Раскрыть цель, задачи, объекты и субъекты таможенной экспертизы товаров в таможенной деятельности.
- Проанализировать нормативно-правовые основы таможенной экспертизы товаров в России и ЕАЭС.
- Дать характеристику деятельности Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России и его региональных отделений.
- Изучить особенности назначения и проведения таможенной экспертизы товаров при выявлении таможенных правонарушений
- Исследовать проблемы и направления совершенствования назначения и проведения таможенной экспертизы товаров в целях выявления таможенных правонарушений.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, которые возникают в сфере таможенной экспертизы товаров при выявлении таможенных правонарушений.
Предметом выпускной квалификационной работы являются таможенное законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты ЕАЭС, регулирующие отношения в сфере таможенной экспертизы.
Теоретической базой исследования послужили учебники и монографии таких авторов как Габричидзе Б.П.., Додонкина Ю.В., Райковой Е.Ю. и т.д.
При написании данной работы использовано законодательство ЕАЭС; законодательство Российской Федерации в области назначения и проведения таможенной экспертизы; подзаконные нормативно-правовые акты; ведомственные Приказы ФТС России; Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030г. Также в работе представлены статистические данные по результатам деятельности ФТС России за 2020г. и результатам деятельности Татарстанской таможни в период с 2018г. по 2020г.
В данной работе использованы общенаучные методы: анализ и синтез. Метод анализа применен при раскрытии практической деятельности Татарстанской таможни по назначению таможенной экспертиз. Метод синтеза применен изучении проблемных вопросов в области таможенной экспертизы и поиске перспективных направлений решения выявленных проблемных вопросов.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе раскрыты теоретические основы таможенной экспертизы продовольственных товаров. Во второй главе представлен анализ роли экспертизы в принятии решений по классификации товаров в соответствии ЕТН ВЭД ЕАЭС. В третьей главе охарактеризованы перспективы развития института таможенной экспертизы.
- Общие положения о таможенной экспертизе товаров
1.1 Сущность таможенной экспертизы товаров, ее виды и место в выявлении правонарушений
Формирование института таможенной экспертизы на территории ЕАЭС связано со вступлением в силу Договора о ЕАЭС. Указанный договор вступил в силу 1 января 2015г. Среди его положений наибольшее значение в контексте тематики исследования имеет ст. 32. Указанная статья закрепляет единство правового регулирования. Согласно положениям договора регулирование составляют нормы ТК ЕАЭС, а международные соглашения между государствами-участницами [44, С.110].
Как было отмечено ранее, одним из актов на территории ЕАЭС выступает ТК ЕАЭС. Он вступил в силу 1 января 2018г. Понятие «таможенная экспертиза» закреплено в ст. 388 ТК ЕАЭС. Согласно ТК ЕАЭС под рассматриваемым понятием понимаются исследования, а также испытания, которые проводятся таможенными экспертами с использованием специальных и научных знаний для решения задач в области таможенного дела [1].
Представленное в ТК ЕАЭС определение позволяет раскрыть сущность таможенной экспертизы. Она сводится к действиям эксперта сопряженным с исследованиями и испытаниями, результатами которых будут ответы на поставленные вопросы. Однако, ряд отечественных авторов отмечает комплексный характер таможенной экспертизы. В частности, данной точки зрения придерживаются А.В. Нестеров, Г.В. Зенин, В.Г. Макаренко, А.Ф. Колпаков. Они отмечают, что деятельность эксперта сопряжена не только с проведением исследований, но и с реализаций юридических действий, которые носят процессуальный или процедурный характер [43, С.72].
Представленное отечественными авторами определение носит более широкий характер в сравнении с аналогичным, представленным в ТК ЕАЭС. В соответствии с чем возникает потребность в редакции положений ТК ЕАЭС. Перспективной является формулировка таможенной экспертизы, которая включает процессуальные действия. В частности, названными исследователями предложено рассматривать таможенную экспертизу как действия процессуального характера, реализуемые должностным лицом таможенного органа, имеющим соответствующие полномочия, основанные на положениях ТЕ ЕЭАС, а также оформленные в соответствии с нормами ТК ЕАЭС [39, С.10].
В связи с актуальность исследования института таможенной экспертизы существует объективная потребность в изучении его составляющих:
- объекта;
- предмета;
- оснований для назначения;
- методики проведения.
Объекты таможенных экспертиз носят разнообразный характер. В качестве таковых могут выступать образцы товаров.
Под предметами таможенных экспертиз рассматриваются данные, на установление которых направлены действия эксперта. Предметом конкретной таможенной экспертизы является экспертная задача, которую предстоит решить таможенному эксперту в ходе проводимого исследования (испытания) с использованием средств и методов, которые находятся в его распоряжении. Задача формулируется должностным лицом таможенного органа в форме вопросов эксперту, следовательно, можно считать, что предметом таможенной экспертизы являются вопросы, поставленные перед таможенным экспертом [38, С.122].
Предмет и объект таможенной экспертизы являются взаимосвязанными характеристиками. Так на основании объекта, представленного для исследований может быть определен перечень вопросов, на которые ответит эксперт. Так, например, для ответа на вопрос: «Из какого материала изготовлен представленный на таможенную экспертиз; образец товара?» таможенный эксперт будет самостоятельно определять пути решения данной задачи (выбирать методику исследования), в зависимости от того, что представляет собой объект исследования, является ли он, например предметом одежды, посудой или инструментом.
В качестве оснований для назначения таможенной экспертизы выступают потребности таможенных органов в специальных знаниях и специальных методах. Указанные потребности возникают в связи с необходимостью принятия обоснованного решения по таможенной операции или в рамках таможенного контроля.
Обращаясь к положениям ТК ЕАЭС, можно отметить, что деятельность таможенных органов раскрывается в разделе VII. Согласно нормам названного раздела на должностных лиц таможенных органов возложен следующий комплекс задач:
- обеспечение безопасности. В качестве объектов выступают государство и человек, а также объекты растительного и животного мира;
- формирование условий, способствующих оперативности перемещения товаров через таможенную границу;
- обеспечение соблюдения международных договоров и соглашений в сфере таможенного регулирования;
Однако, необходимо отметить, что среди представленных задач, таможенная экспертиза отвечает не всем. В частности, она не может способствовать повышению оперативности перемещения товаров.
Место таможенной экспертизы в деятельности таможенных органов определяется обеспечение таможенного контроля. При чем, согласно ТК ЕАЭС таможенная экспертиза может применяться, как самостоятельно, так и в рамках таможенного контроля[27, С.140].
Наиболее часто, объектом таможенной экспертизы выступает товар. Проанализируем, действия которые реализуются в отношении товара таможенными органами. Во-первых, товар пересекает таможенную границу, после пересечения которой он попадает в таможенную операцию прибытия. Во-вторых, товар помещается под операцию временного хранения. После ее завершения производится таможенное декларирование. Результатом таможенного декларирования является выпуск товара. Необходимо отметить, что выпуск товара реализуется при условии соблюдения всех требований таможенного законодательства [29, С.102].
Представленные выше операции в совокупности образуют процедуру таможенного контроля. Соответственно на любом из указанных этапов в отношении товаров должностным лицом таможенного органа может быть принято решение о проведении таможенной экспертизы.
Завершение таможенного контроля в отношении товара может быть сопряжено с помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. [29, С.111].