Реферат|Философия

Наука и основные стадии ее исторического развития

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2015 | Страниц: 25

Введение

  1. Сущность науки как позновательной деятельности
  2. Стадии исторического развития науки
  3. Роль науки в современном обществе
  4. Отличия науки от других сфер деятельности

Заключение

Список литературы   

Две с половиной тысячи лет истории науки не оставляют сомнения в том, что она развивается, т.е. необратимо качественно изменяется со временем. Наука постоянно наращивает свой объем, непрерывно разветвляется, усложняется и т.п.

Вопрос о возникновении науки является дискуссионным, т.е. на этот счет высказываются разные, а порой и противоположные мнения.

Историки науки возникновение математики астрономии, механики, медицины и даже химии связывают с древними восточными цивилизациями. По мнению И. Шмелева, «сегодня можно определенно сказать, что не греки были первооткрывателями фундаментальных законов, на которых держится связь миров. За тысячи лет до талантливых мужей Эллады жрецы Древнего Египта в совершенстве изучили и овладели секретами, которые мы заново открываем в наш стремительный век». Дж. Бернал развивает известное положение о возникновении науки в связи с практическими потребностями людей. С его точки зрения вся наша сложная цивилизация, основанная на механизации и науке, развилась из материальной техники и социальных институтов далекого прошлого, другими словами — из ремесел и обычаев наших предков .

Целью данной работы является проведение исследования науки и основных стадий ее исторического развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить понятие науки,

2) рассмотреть стадии исторического развития науки,

3) ищучить роль науки в современном обществе,

4) проанализировать отличия науки от других сфер деятельности.

Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.

 

  1. Сущность науки как позновательной деятельности

Во все времена люди были крайне любознательными. Они хотели знать, что их ждёт и что было до них. Интерес к тайнам давно ушедших веков раззадоривал их любопытство всё больше и больше. Азарт привёл к тому, что люди создали одну из самых величайших наук за весь период человеческого существования – историю. Невозможно представить, какое именно событие или факт побудило людей к созданию подобного детища, тем не менее историческая наука является самой древней из всех. Её истоки тянутся со времён древней Греции и Рима, когда письменность, государственный строй, литература и искусство только зарождались. По мере эволюции самого человечества развивалась история, поэтому сегодня нам дана уникальная возможность заглянуть через призму времени на те события и людей, которые некогда жили и творили великие дела. Также поражает связь исторической науки с другими популярными и важными дисциплинами современности, например с политикой, философией и экономикой. Подобная особенность показывает многогранность и незаменимость истории как фундаментальной науки. Каждый человек мечтает знать все на свете, потому что знания - это самое грозное оружие. Поэтому история предназначается для изучения прошлого, дабы как можно лучше понимать современность и предвидеть будущее [3, c.59].

Наука есть специфическая форма знания о мире и его основных структурно-функциональных компонентах. Наряду с научным знанием можно указать на ненаучные его формы: обыденное знание (здравый смысл), религиозное знание, философское знание, художественное знание и т.п. Еще древние греки различали знание и мнение, отличие между которыми заключается в том, что мнение у каждого свое (субъективное), а знание – одно для всех (объективное).

Основные отличительные признаки научного знания: позитивность, непротиворечивость. Позитивность – это требование выражать конечные результаты научного познания в форме универсальных общеутвердительных суждений. Например, «сила, действующая на тело, равна произведению массы на ускорение» - научное утверждение, тогда как утверждение о существовании зеленых человечков не является научным, т.к. оно не универсально и не общеутвердительно. Позитивность отличает науку от морали, которая внутренне негативна и представляет собой систему запретов.

Непротиворечивость – это требование избегать противоречий между учеными, устраняя взаимоисключающие концепции. Иначе говоря, ученые не должны противоречить друг другу. Последнее отличает науку от философии, которая внутренне противоречива и история которой есть непрерывное диалектическое противоборство взаимоисключающих идей.

Внутренняя связность – это требование ничего не принимать на веру и все доказывать. Последнее отличает науку от религии, где ничего не доказывается и все принимается на веру. Именно сущностной противоположностью науки и религии можно объяснить их вековое историческое противостояние.

Понятие науки занимает одно из главнейших мест в философии, поскольку является формой познания мира. Философское видение окружающего мира должно иметь конкретное представление о науке, ее развитии и доступности [2, c.53].

Понятие науки в философии состоит из:

  • Ее определения;
  • Целей ее деятельности;
  • Идеологического основания (базиса);
  • Идей и представлений в комплексе;
  • Представлений самой науки;
  • Проблем научной этики, регулирующей отношения людей в процессе проведения научных исследований [8, c.145].

Каждая идеология складывается из конкретных данных, полученных в процессе проведения опытов и экспериментов. Проверка осуществляется эмпирическими методами, что по своей сути является достаточно сложным процессом. Понятие науки в философии является сферой деятельности людей, главной функцией которой является определение знаний на объективной основе о происходящем в действительности, т.е. является формой общественного сознания, куда входят все приобретенные в недавнем времени знания.

Виды наук, относящиеся к системе наук в философии:

  • Общественные;
  • Естественные;
  • Гуманитарные;
  • Технические.

В процессе своего исторического развития система наук разделилась на несколько этапов:

  • Философская дисциплина – развитие данного этапа происходит одновременно с развитием позитивистского учения, когда появилась необходимость исследовать язык, логику и методы точных наук;
  • Позитивистская философия – главной задачей науки становится понимание научной теории, определения структуры и средств формирования; тут же возникает и проблема роста знаний науки;
  • Логико-позитивистское учение – переход от науки в метафизику, опираясь на методы эмпирического познания мира. На данном этапе происходит активное слияние науки с социальной средой, что делает науку перспективной темой для философов и в настоящее время [6, c.81].
  1. Алферов Ж.И. Наука и общество. - СПб.: Наука, 2009. - 362 с.
  2. Берков, В.Ф. Философия и методология науки / В.Ф. Берков – М.: Новое знание, 2014. – 336 с.
  3. Бойко, С.В. Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей / С.В. Бойко – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2013. - 322 с.
  4. Больцано Б. Учение о науке. Избранное. - СПб., 2010. - 482 с.
  5. Джегутанов, Б.К. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов / Б.К. Джегутанов, В.И. Стрельченков, В.В. Балахонский, Г.Н. Хон. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с.
  6. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. - М., 2010. - 512 с.
  7. Котенко В.П. История и философия классической науки. Учебн. пособие. - М.: «Академический Проект». 2011. - 428 с.
  8. Кохановский, В.П. Философия науки: учебное пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. – М. – Ростов-на-Дону: ИКЦ МарТ, 2013. – 496 с.
  9. Рузавин Г.И. Философия науки: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 422 с.
  10. Современные философские проблемы естествознания, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук / под ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2011. – 639 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2016 год 17 стр.
Философия Р.Декарта
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 12 стр.
Реферат Границы человеческого познания
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 13 стр.
Реферат Познание как вид духовной деятельности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское