Актуальность темы исследования. Страховые обязательства, складывающиеся в результате заключения одноименных договоров представляют собой самостоятельную специфичную область правоотношений, направленных на защиту прав и интересов как граждан, так и юридических лиц. Особенность исследуемых правоотношений заключается в целевой направленности страховых правоотношений, - страхование способствует стабильности гражданского оборота, препятствует возникновению финансово-экономических потерь.
Осознавая значимость и продуктивность в расширении страховых правоотношений законодатель уделил пристальное внимание исследуемой отрасли, о чем свидетельствует широкая нормативная база, регулирующая страховое дело в России[1].
Одновременно стоит отметить, что до настоящего времени ни на доктринальном уровне, ни в правовой плоскости не решены ряд дискуссионных вопросов и проблем правового толка. Среди них мы можем выделить отсутствие понятия ключевой, базовой категории страхового дела, - понятие договора страхования (в то время как в гражданском законодательстве раскрывается понятие и содержание отдельных видов договора страхования: договор страхования имущества, договор личного страхования); отсутствие единой концепции относительно предмета договора страхования предпринимательского риска, перечень возможных страховых рисков, на случай возникновения которых производится страхование (что приобретает особую актуальность и значимость в сфере с/х страхования); злоупотребление и пренебрежение участниками страховых правоотношений своими правами и ряд других пробельных положений.
Приведенные обстоятельства обуславливают актуальность проведения исследования договора страхования как разновидности гражданско-правового обязательства.
Степень научной разработанности темы исследования. Отдельные вопросы правового регулирования страховых обязательств не изучены в науке гражданского права в должной мере.
Так, рассмотрение экономических аспектов страхования, страхового дела было представлено в работах таких авторов, как Горшкова Л.А., А.А Ножкина, А.П. Плешкова и других.
Исследование отдельных частноправовых проблем регулирования страховых обязательств проводилось в работах таких авторов как В.В. Смирнов, С.П. Гришаева, С.В. Дедикова, Ю.Б. Фогельсона и других.
Объект исследования составляют общественные отношения, вытекающие из правового регулирования договора страхования как разновидности гражданско-правового обязательства.
Предмет исследования составили положения действующего гражданского законодательства РФ (части 2 Гражданского кодекса РФ, специальных нормативных актов, регулирующих страховое дело), устоявшаяся правоприменительная практика, а также доктрина гражданского и страхового права, касающаяся страховых обязательств.
Цель исследования заключается в анализе современных тенденций правового регулирования договора страхования как самостоятельной поименованной разновидности гражданско-правового обязательства.
Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:
- провести анализ понятия и правовой сущности договора страхования;
- выявить квалифицирующие признаки договора страхования;
- изучить особенности отдельных категорий страхового дела, таких как «страховой интерес», «страховая премия»;
- проанализировать отдельные виды договора страхования;
- определить специфику договора страхования имущества, его подвидов;
- определить специфику договора личного страхования;
- выявить современные тенденции правового регулирования страховых правоотношений, складывающихся на основании заключенных одноименных договоров.
Теоретическая основа исследования. В ходе проведения исследования теоретическую основу отдельных выводов составили труды таких авторов как Ю.Б. Фогельсон, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, В.И. Серебровский и других.
Нормативно-правовая база строилась на положениях гражданского и страхового законодательства, в частности Гражданского кодекса РФ части второй, специальных отраслевых нормативных актах, - Закона «Об организации страхового дела в РФ», совокупности специальных федеральных законодательных актов, регулирующих исследуемые отношения.
Эмперическая база исследования. В ходе проведения исследования детально изучены судебные акты российских арбитражных судов, судов общей юрисдикции, информационные письма высших судебных инстанций.
Методологическую основу в совокупности составили общенаучные (метод анализа, дедукция, индукция, сравнение и другие) и частнонаучные (сравнительно-правовой метод, метод правового моделирования) приемы и способы.
Теоретическая и практическая значимость. Сформулированные автором выводы о понятии и сущности договора страхования как разновидности гражданско-правового обязательства, особенностях правового регулирования отдельных видов договора страхования, а также проведенный анализ правоприменительных проблем позволяют лучше понимать природу страховых обязательств.
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТРАХОВАНИИ
1.1 Понятие и правовая характеристика договора страхования
Понятие договора страхования раскрывается в статьях 929 (п. 1 предусматривает понятие «договора имущественного страхования») и 934 (п. 1 раскрывает понятие «договора личного страхования») ГК РФ, при этом, до настоящего времени в действующее законодательство не внесено «универсального» понятия договора страхования, т.е. такого, которое отражало бы сущность любого договора такого рода. Подобная неопределенность порождает существенные правовые последствия при разрешении споров, вытекающих из договоров страхования в целом.
Несмотря на отказ законодателя установить «единое» понятие договора страхования, закон, как для договора «имущественного страхования», так и для договора «личного страхования» выделил общий критерий: «убыток», однако, его одного недостаточно для полного отделения договоров страхования как гражданско-правовой категории, от других видов гражданско-правовых договоров. Как обоснованно указывает Фогельсон Ю.Б., критерий «убытков», присущий как личному, так и имущественному страхованию, не может самостоятельно восполнить законодательный пробел отсутствия единого понятия договора страхования, который является юридическим основанием для возникновения любых правоотношений в сфере страхования.[2]
Следует отметить, что до 31.12.1997 г. гражданское законодательство России такое понятие содержало в ст. 15 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1[3], которая определяла договор страхования как соглашение между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки. Безусловно, приведенное в данном законе понятие договора страхования не безупречно, однако, Федеральным законом от 31.12.1997 № 157-ФЗ,[4] и оно было полностью исключено из правоприменительной практики. Несомненно, что приведенное понятие нуждалось в определенной корректировке и ученые-правоведы в то время активно дискутировали о таких изменениях, однако, в настоящее время среди научного сообщества вовсе отсутствует превалирующее мнение в отношении понятие договора страхования как гражданско-правовой категории.
Более того, некоторые юристы склонны полагать, что установление «универсального», т.е. единого понятия договора страхования вовсе нецелесообразно, объясняя эту позицию тем, что сформулировать такое понятие либо крайне сложно, либо практически невозможно, ввиду того, что существует две разновидности договора страхования: личное и имущественное, которые имеют лишь общие черты (признаки), относящие их к одной гражданско-правовой категории.[5]
Мы не можем согласиться с такой позицией, т.к. с одной стороны полагаем, что внесение в законодательство такого понятия будет способствовать укреплению правоотношений в сфере страхового дела, а с другой стороны, многие ученые во все времена предпринимали попытки сформировать такое понятие. Так, например, представляют интерес выводы о «теории страхового договора» А.Г. Гойхбарга, сделанные им еще в своей теории «правового нигилизма». Он кладет в основу понятия договора страхования следующие моменты:
– правовое и имущественное положение страховщика;
– наличие платы за проведение страхования;
– и общее обеспечение, преследуемое страховым правоотношением.[6]
Тем не менее, хотя сформулированные им черты и отражают содержание любого договорного правоотношения в сфере страхования, он так и не сформулирован самого понятия договора страхования. Однако, основываясь на данных работах, мы можем говорить о том, что страховое обязательство, следующее из любого вида договора страхования, является общим как для имущественного, так и для личного, что, в свою очередь, позволяет нам утверждать, что гражданское законодательство РФ должно содержать общее понятие страхового договора.
Схожей позиции придерживаются и многие другие ученые, например, А.П. Архипов, который считает, что разработка такого определения необходима для возможности проведения правового анализа договора страхования как самостоятельного гражданско-правового института, при этом он утверждал, что факт отсутствия такого понятия в ГК РФ никак не препятствует его разработки научным сообществом. Ученый приводит такое понятие договора страхования – это соглашение, в соответствии с которым одна сторона (страховщик) обязуется за установленную плату (страховую премию) предоставить страховую защиту другой стороне - страхователю или предусмотренному договором третьему лицу – застрахованному.[7]
Также следует отметить, что некоторые правоведы напротив, стараются не вступать в полемику по данному вопросу, сохраняя нейтральное отношение к данной проблеме, например, Ю.Б. Фогельсон при написании диссертации на соискание ученой степени доктора наук, посвященной именно договору страхования в Российской Федерации, вовсе не затрагивал вопросы определения договора как гражданско-правовой категории.[8]
Таким образом, мы полагаем, что договором страхования следует считать соглашение, в соответствии с которым одно лицо (страховщик) обязуется осуществить защиту законного интереса другого лица (страхователя) путем принятия на себя обязательства по выплате страхователю, либо указанному им лицу, определенной денежной суммы при наступлении определенного в договоре юридического события (страховой суммы), а страхователь обязуется уплатить страховщику определенную договором страховую премию.
Правовая характеристика договора страхования может быть дана через раскрытие совокупности признаков, присущих исследуемой договорной конструкции.
Первым признаком договора страхования является то, что его необходимо отнести к двухсторонним, т.е. обе его стороны имеют по отношению друг другу взаимные (встречные) обязательства, т.е. для при его заключении следует иметь в виду не только то, что для его действительности требует волеизъявление двух лиц, но и то, что каждая из них должна будет принять определенные обязательства по отношению к другой. Как следует из общих положений об обязательствах ГК РФ, а также из доктрины гражданского права России, при наличии встречных обязательств, одно из них, как правило, носит второстепенный характер, а другое является главным. В договоре страхования главным является обязательство страховщика по защите интереса страхователя, а обязательство последнего по выплате страховой премии, выступает в качестве второстепенного, однако, в силу взаимности этих обязательств, в случае, если страхователь нарушил свое обязательство по выплате страховой премии, то страховщик не обязан исполнять свое встречное обязательство.
Некоторые ученые возражают против приведенного мнения о встречном предоставлении, обосновывая эту позицию тем, что в договоре страхования выплата страхового возмещения ставиться в зависимость от факта наступления страхового случая, из чего они делают вывод о том, что в случае, когда в период действия договора страхования не наступил страховой случай, то невозможно говорить о наличии встречного предоставления со стороны страховщика. Однако мы полагаем такое мнение ошибочным, т.к. эта позиция не учитывает тот факт, что встречным предоставление в данном случае является сам факт принятия на себя страховщиком соответствующего обязательства, т.е. само условие, прописанное в договоре о том, что при наступлении страхового случая страховщик осуществит выплату и является встречным предоставлением, а страховая выплата в такой ситуации носит производный характер.
Как видно из первого признака, вторым признаком договора страхования является его возмездность, которая прямо установлена нормами Гражданского кодекса РФ и Законом об организации страхового дела в РФ. По нашему мнению, следует согласиться с позицией С.И. Виниченко, который утверждает, что именно встречное предоставление (в рассматриваемом случае: выплата страховой премии), а не цена является существенным условием любого возмездного договора.[9]