-
Формирование культуры личности.
Культура личности воспитывается как системой образования, так и семьей, всем укладом жизни. Процесс формирования ее различных аспектов (гражданской, нравственно-этической, национальной, эстетической, экологической культуры, культуры здорового образа жизни, труда и семейных отношений и др.) должен тщательно продумываться и отслеживаться. И здесь чрезвычайно важно, чтобы все педагоги и специалисты системы образования были авторитетны по всем параметрам своего личностного и профессионального развития. Их собственная внутренняя культура и ответственность, личный пример стали одним из первостепенных и мощных воспитательных факторов.
должен быть сделан на активное вовлечение всех учащихся в общественно-полезную деятельность и формирование у них навыков самодисциплины и чувства ответственности перед самим собой, а также обществом и государством. Самодисциплина, самосовершенствование, следовательно, и внутренняя культура личности воспитываются всю жизнь, начиная с дошкольного учреждения, продолжаясь в школе, ПТУ, ССУЗе, ВУЗе и т.д. Именно внутренняя культура не позволяет человеку нарушать социальные нормы.
Критерием и одним из важнейших показателей нравственной зрелости детей и молодежи являются их дела и поступки, и их разговорная речь. В последние годы разговорная речь наших детей и молодежи стала изобиловать примитивным сленгом, засорена нецензурными выражениями и словами. Многие педагогические коллективы примирились с таким положением вещей, привитие навыков культуры речи не носит системного характера. В предстоящем учебном году вопросы привития навыков культуры речи у детей и молодежи должны последовательно решаться в рамках всего учебно-воспитательного процесса. Более значимыми в этой работе должны быть усилия со стороны педагогов и преподавателей филологических учебных дисциплин.
Актуальной проблемой нашего общества является формирование у учащихся национального самосознания, уважительного отношения к культуре и традициям других народов, терпимого отношения к другому мнению через использование разнообразных форм и методов национального и интернационального воспитания. Наиболее эффективными мероприятиями в этом направлении могут быть посещение выставок, музеев, проведение турпоходов, экскурсий по историческим местам, проведение ролевых игр («Мой родослов», «Остров дружбы»), устных журналов, ток-шоу, обрядовых праздников, Дней национальной культуры, организация клубов, кружков и др.
Воспитание патриотизма, становление личности, обладающей зрелой гражданской позицией, возможно только через сопереживание, любовь и уважение человека к человеку, к сообществу людей, к семье, к родной земле и своей стране. Если же человек не определился в своих духовных, моральных исканиях, реально возникновение проблем в его ценностно-ориентационном поле. Неопределенность в данной ситуации ведет к вовлечению подростков и молодежи в деятельность различного рода псевдорелигиозных и деструктивных организаций и сект, как правило, имеющих антиобщественную направленность. Принятая в марте текущего года Программа сотрудничества с Православной Церковью, определившего в качестве основных направлений совместной деятельности государства и церкви воспитание и обучение, милосердие, благотворительность, поддержку института семьи, материнства и детства, охрану окружающей среды. В перечисленные виды деятельности должны активно включиться коллективы учреждений образования. Реализация Соглашения и Программы сотрудничества позволят родителям и педагогической общественности, всему обществу более полно использовать духовные и нравственные ценности, накопленные православием, а также и другими конфессиями за многовековой период их деятельности.