Введение
- Сохранение культурного наследия как воплощение ценности традиции
1.1. Понятие и значение культурного наследия
1.2. Проблемы сохранения культурного наследия
1.3. Роль ЮНЕСКО в сохранении культурного наследия
- Характеристика деятельности ЮНЕСКО в сохранении Всемирного историко-культурного и природного наследия Японии
2.1. Формирование культурных ценностей Японии
2.2. Общая характеристика деятельности ЮНЕСКО в сохранении культурного наследия Японии
2.3. Характеристика отдельных объектов наследия Японии, находящихся под эгидой ЮНЕСКО
Заключение
Источники и литература
Актуальность исследования заключается в том, что ценности прошлых поколений должны не только сохраняться, но и постоянно транслироваться, чтобы каждое последующее поколение могло жить и культурно развиваться. Сегодня важно не только сохранять культурное наследие, но и восстанавливать памятники культуры.
Культурные традиции – это своего рода фундамент, на котором может и должно развиваться общество. Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.
Объекты культурного наследия исторического значения Японии это прежде всего памятники архитектуры, мемориальные комплексы, имеющие огромное значение для истории. Особенностью культурного и природного наследия является не только их высокая значимость, но и подверженность разрушению вследствие неблагоприятного воздействия внешних факторов.
Именно поэтому на первый план выходит огромная роль организации ЮНЕСКО в сохранении наследия современных государств. Цели, декларируемые ЮНЕСКО – содействие по укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций[1], для всех народов, без различия расы, пола, языка, ориентации или религии.
Степень изученности. Вопросы организации и оценки работы ЮНЕСКО в области сохранения Всемирного историко-культурного и природного наследия стран широко рассмотрены в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. В монографиях таких американских ученых, как Д. Рассел[2], М. Каттанео прослеживается заинтересованности в рассмотрении особенностей культурного наследия Японии для мировой культуры. Автор М. Каттанео[3] рассматривает особенности и причины включения тех или иных объектов в состав охраняемых памятников культурного наследия мира.
Вместе с тем, роль ЮЕНСКО в сохранении наследия Японии рассматривается лишь в отдельных трудах авторов, таких как Е. В. Утко[4], К. П. Рубанек[5]. Их интересы лежат в сфере изучения развития Японии и однозначного подхода к оценке роли ЮНЕСКО в сохранении наследия страны нет. Так, в своих трудах К. П. Рубанек отразил основные проблемы, с которыми сталкивается организация ЮНЕСКО в деле сохранения объектов культурного наследия как Японии, так и всего мира.
Такие авторы как Е. В. Малявская[6] всесторонне рассматривает проблему отказа Японии в уплате взноса в бюджет ЮНЕСКО в 2016 году. Одни авторы рассматривают это как вызов сложившейся системе оценки культурного наследия (Л. В. Петрова[7]), другие отмечают это как прецедент и необходимость пересмотра правил оценки значимости объектов культуры для мировой истории. Так, автор Е. И. Кузьмин[8] в своих трудах дал определение понятию культурное наследие и выделил классификационные признаки отнесения объекта к тому или иному виду культурного наследия
Проблематика формирования и сохранения культурного наследия освещена в исследованиях таких российских ученых, как Ф. А. Георгиенко[9]. Автор А. Гебель[10] исследует принципы отнесения того или иного объекта к памятникам культурного наследия страны. В своей работе он рассмотрел роль и значение охраны культурного наследия. Им рассматривается роль ЮНЕСКО в сохранении культурного наследия стран мира, в том числе и Японии.
Объект исследования – Всемирное историко-культурное и природное наследие Японии.
Предмет исследования – роль ЮНЕСКО в сохранении Всемирного историко-культурного и природного наследия стран.
Цель исследования – рассмотреть деятельность ЮНЕСКО по сохранению Всемирного историко-культурного и природного наследия Японии.
Задачи исследования:
– выделить понятие и значение культурного наследия;
– охарактеризовать проблемы сохранения культурного наследия;
– описать роль ЮНЕСКО в сохранении культурного наследия;
– рассмотреть формирование культурных ценностей Японии;
– дать общую характеристику деятельности ЮНЕСКО в сохранении культурного наследия Японии;
– дать общую характеристику отдельных объектов наследия Японии, находящихся под эгидой ЮНЕСКО.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2018 по 2020 годы. 1972 года. При всем этом необходимо рассмотреть более ранний период, когда ЮНЕСКО только начали свою деятельность по охране Всемирного наследия.
Источниковая база исследования – Основой источников базой проводимого исследования является комплекс документов ЮНЕСКО, такие как Устав Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (1945)[11], Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972)[12] и другие.
Среди основных документов – Меморандум ЮНЕСКО[13]. В нем отражены подходы к отнесению объектов наследия к памятникам культуры. Так, по состоянию на 1 июля 2009 года в списке Всемирного наследия – 890 объектов (в том числе 689 культурных, 176 – природных и 25 – смешанных) в 148 странах: отдельные архитектурные сооружения и ансамбли – Акрополь, соборы в Амьене и Шартре, исторический центр Варшавы (Польша) и Санкт-Петербурга (Россия), Московский Кремль и Красная площадь (Россия) и др.; города – Бразилиа, Венеция вместе с лагуной.
-
Сохранение культурного наследия как воплощение ценности традиции
1.1. Понятие и значение культурного наследия
Природа и культура составляют среду обитания каждого человека, живущего в обществе. Многие ученые считают, что это и является важнейшим отличием человеческого вида от других живых существ. Стоит отметить, что понятие культурного наследия не имеет одного признанного определения:
В культурологии культурное наследие – это вся совокупность накопленных людьми на протяжении длительного времени знаний, умений и объектов материальной культуры, которые выдержали испытание временем и передаются человечеством или отдельным народом из поколения в поколение[14].
История трактует это понятие как дошедшие до наших времен подлинные факты и доказательства развития общества в определенную эпоху.
В юриспруденции делается акцент на том, что любой объект культурного наследия имеет определенную материальную и историческую ценность, влияние на общество[15].
Такая историческая часть духовной культуры играет важную роль в процессе становления и развития как современного общества, так и каждого отдельного человека, поскольку развитие образованной и социально-ориентированной личности невозможно без знаний традиций, обычаев и опыта прошлых поколений. Современная культура возникла в результате селекции определенного набора исторических ценностей и норм, одни из которых были безвозвратно утеряны, а другие сохранились до наших дней. Культурное наследие рассматривается многими специалистами как базис для дальнейшего развития духовной сферы жизни общества.
Выделим основные виды культурного наследия[16]:
- Нематериальное культурное наследие
Важной составной частью понятия являются нематериальные памятники культурного наследия, которые несут огромную историческую ценность для настоящих и будущих поколений. Часто они со временем могут приобрести материальное воплощение. Как яркие примеры культурного наследия неосязаемого спектра можно привести: традиционные танцы народа, к примеру, фламенко или танго; процессии и ритуальные действа; истории и предания, передаваемые из поколения в поколение; навыки, к примеру, особое плетение ковров или содержание и дрессировка охотничьих птиц, стиль ритуального пения (ведическое, горловое); необычные традиции, например, чаепитие или театр теней; элементы стиля жизни, будь то средиземноморская диета или выполнение традиционных упражнений национальной гимнастики[17].
- Материальное культурное наследие
Более четко классифицирован материальный аналог духовной культуры народа. Традиционно к осязаемым объектам, которые включает в себя культурное наследие, относятся:
- памятники и творения. К ним причисляются все материальные произведения искусства, будь то картины или скульптуры, и археологические объекты. Это могут быть как захоронения, так и надписи на скалах и многое другое;
- ансамбли или комплексы. Это совокупности топографических рукотворных архитектурных объектов в природном ландшафте, обладающих ценностью для истории и культуры;
- выдающиеся и достопримечательные места. Такие места отличаются тем, что могут быть как природного, так и антропоприродного происхождения и обладать эстетической, архитектурной, исторической ценностью.
Выделяют следующие объекты культурного наследия:
- археологические находки. К примеру, курганы, мегалиты, могильники, наскальные изображения, инженерные сооружения прошлого;
- исторические объекты. Это могут быть как строения, так и территории. Например, храмы и соборы, поля сражений;
- произведения монументального искусства: картины, скульптуры, барельефы;
- элементы архитектуры и градостроительства: площади, улицы, застройки, старинные ритуальные сооружения;
- произведения садово-паркового искусства;
- естественные ландшафтные территории, например, пещера или метеоритный кратер, обладающие особым историческим и научным значением[18].
К тому же, весь перечень объектов культурного наследия по категории можно разделить на особо ценные для всего человечества или всемирные, федерального значения, регионального значения, местного или муниципального уровня[19].