ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТ С ПОДРОСТКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Характеристика подростков как потенциально возможных правонарушителей
1.2 Основные направления и задачи социальных работников в школе
1.3 Школьные социальные организации и мероприятия по предотвращению правонарушений со стороны школьников
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК МЕТОДОВ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Сущность социально-культурных технологий
2.2 Виды современных социально-культурных технологий
2.3 Анализ плана мероприятий по организации правового воспитания школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В последние годы стал очень актуален вопрос о правильном правовом воспитании молодежи в общеобразовательных учреждениях. Как известно, социальное положение детей сильно влияет на поведение ребенка. И чем труднее данное положение, тем сложнее ребенку определять какие из поступков, совершенные окружающими его людьми, являются правильными, а какие нет.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в нашей работе мы будем рассматривать именно социально-культурные технологии проведения профилактически мероприятий по предотвращению правовых нарушений среди подростков, а степень изученности этого направления до сих пор является довольно низкой, та как не попадало в поле зрения современных исследователей данной области.
Объект исследования нашей курсовой работы – план разработанных мероприятий по профилактики правовых нарушений среди подростков.
Предметом нашего исследования выступает деятельность социальных организация и учреждений.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы изучить программу проведения социально-культурных мероприятий по профилактике правовых нарушений в общеобразовательных учреждениях.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что социально-культурные технологии должны основываться на проведении культурных мероприятий, которые будут нацелены не только на профилактику правовых нарушений, но и на общее культурное развитие школьника.
Чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
- Изучить характеристику подростков как потенциально возможных правонарушителей.
- Определить основные направления и задачи социальных работников в школе.
- Определить школьные социальные организации и мероприятия по предотвращению правонарушений со стороны школьников.
- Изучить сущность социально-культурных технологий.
- Определить виды современных социально-культурных технологий.
- Выполнить анализ плана мероприятий по организации правового воспитания школьников.
Теоретическую основу работы составили работы следующих авторов: Шавринова А.В., Ляпского, П.А, Лисицы В.А., Маралова В.Г., Ситарова В.А., Самойлова В.Д., Ениколопова С.Н., Кочергина Г.Д., Ляпиной Е.Ю., Криволапова Н.С., Кварцева Л.В. и др.
Методы исследования: описательный, методы анализа и обобщения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут стать основой для более глубокого изучения обозначенной проблемы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате практического анализа результаты могут быть полезны для составления планов социально-культурных мероприятий в других учреждениях образования.
В качестве базы для практического исследования был выбран План мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди учащихся на 2020/2021 учебный год в Государственном учреждении образования «Средняя школа №46 г. Челябинск».
Общая характеристика работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников. В первой главе нашей курсовой работы были рассмотрены уже существующие работы ученых, работающие в области данной проблемы. Вторая глава посвящена более детальному рассмотрению методов и мероприятий по профилактики правовых нарушений школьников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТ С ПОДРОСТКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Характеристика подростков как потенциально возможных правонарушителей
Психология поростков довольно сложна, так как именно в этот период происходит формирование личности человека. То есть именно в этот период жизни происходит переход, или подготовка к переходу из детства во взрослую жизнь.
Период перехода от детства к взрослости, от состояния зависимости к состоянию независимости, характеризуется появлением притязаний на взрослость, что зачастую называют чувством взрослости. Иначе говоря, чувство взрослости — это такое состояние, ощущения себя взрослым человеком, являющееся центральным новообразованием любого подростка.
Сопоставляя себя со взрослым, подросток, как правило, приходит к выводу, что между ним и взрослым нет абсолютно никакой разницы. По этой причине он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, осознавая при этом, что тоже обладает определенными правами. Внешняя взрослость подростков выражается посредством стремления к подражанию жизни взрослых, через усвоение и демонстрацию внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости. В то время как внутренняя взрослость проявляется в росте самосознания, способности анализировать свои поступки и окружающий мир, в стремлении думать и действовать осмысленно [Солдатова 2014: 36].
Потребность быть и считаться взрослым, очень взаимосвязана с потребностью в самоутверждении, что рождает у подростка необходимость во всех поступках опираться на мнение товарищей. Наряду с этим учитель для подростка уже перестает быть таким непререкаемым авторитетом, каким был для младшего школьника. Так как в этом возрасте стремление занять достойное место в коллективе сверстников есть один из основных мотивов его поведения и деятельности.
Потребность в самоутверждении настолько сильна в данном возрасте, что с целью быть признанным товарищами, подросток готов на многое: как правило, он может даже отказаться от своих взглядов и убеждений, совершая при этом поступки и действия, которые полностью расходятся с его моральными установками.
Следовательно, потребностью в самоутверждении можно также объяснить причины возникновения многочисленных нарушений социальных норм и правил поведения. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают в этом возрасте тяжелые переживания, и как результат расцениваются как личная драма [Карцева 2013: 52].
Однако наиболее неприятная для подростка ситуация заключается в искреннем осуждении коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое трудное для подростка наказание - открытый или негласный бойкот. Это объясняется тем, что потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство является самой большой трагедией для подростка. Именно по этой причине он зачастую чересчур бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Потому что с его стороны подобное замечание рассматривается как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростками и учителем.
Нельзя оставить без внимания и то, что учебная деятельность подростков значительно отступает на задний план. Главное значение получаемых в школе отметок в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Но при наличии условия, когда авторитет можно получить за счет других качеств - ценность отметок также отпадает.
В возрасте 15-17 лет у подростков в большей степени проявляются такие качества, как становление избирательности, целенаправленность восприятия, актуализация устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Кроме того, в этом возрасте у ребят активно формируется и реализуется абстрактное, теоретическое мышление, которое по своей природе опирается на понятия, не связанные с какими-либо конкретными представлениями. Для подростков этой возрастной границы характерны также формирование и проявление умений выдвигать гипотезы и проверять их, а также появляется возможность строить сложные умозаключения.
Новообразование этого периода выражается посредством становления нового уровня самосознания, «Я-концепции». Этот уровень, в свою очередь, характеризуется стремлением понять себя, определить свои возможности и особенности, вывить свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость.
Важно обратить внимание на то, что знание взрослыми увлечений подростка помогает лучше понять его внутренний мир и переживания, улучшая тем самым взаимопонимание между ними. Как утверждал некоторые исследователи особенность подросткового возраста связана с кризисом идентичности, который в свою очередь, тесно связан с кризисом смысла жизни [Солдатова 2014: 39].
При этом необходимо понимать, что в целом, процесс становления и выражения собственной идентичности личности сопровождает ее на протяжении всей жизни. В основу данного процесса вложено, как правило, личностное самоопределение, которое имеет своеобразную ценностно-смысловую природу. На основании этого, специалисты отмечают, что становление идентичности подростков абсолютно невозможно без определенных изменений системных социальных связей, по отношению к которым юноша впоследствии должен выработать определенные позиции и отношения [Криволап 2002: 43].
Таким образом, видим, что у подростков имеются достаточно специфические по своим психолого-педагогическим характеристики. На этапе этого возраста личность обретает определенные новообразования, которые определяет ее дальнейшее становление, развитие и формирование. Значительно изменяются также отношения с окружающими и отношения к самому себе, нередко возникают беспричинные конфликты, что нередко является показателем подросткового кризиса. Именно на данном возрастном этапе очень сложно найти общий язык с детьми, как в повседневной жизни, так и в процессе обучения. Следовательно, работа со подростками в рамках школы требует особого подхода.