Введение
Глава 1. Муниципальное образование как часть социально-юридического механизма обеспечения прав человека
1.1. Понятие муниципального образования в контексте обеспечения прав человека
1.2. Способы обеспечения социальных прав и свобод человека и гражданина муниципальным образованием
Глава 2. Социальная сфера и ее взаимосвязь с муниципальным образованием
2.1. Цели социальной поддержки населения в муниципальных образованиях
2.2. Проблема совершенствования правовой основы государственного управления в социальной сфере
Глава 3. Основные меры и принципы социальной поддержки населения г. Новосибирска
3.1. Цели и задачи социальной поддержки населения г. Новосибирска
3.2. Характеристика служб социальной поддержки населения в городе Новосибирске
3.3. Реализации социальной политики в городе Новосибирске
Заключение
Список литературы
В условиях сложного социально-экономического положения в стране, ограниченных финансовых ресурсов, эффективность решения социальных проблем на уровне местного самоуправления приобретает все большую актуальность. Несмотря на то, что государством заложена определенная нормативно-правовая база по организации социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам, отставание кардинальных реформ в социальной сфере привело к обострению многих социальных вопросов. Специфика ситуации заключается в том, что в числе бедных находятся не только традиционно малоимущие слои населения (многодетные и неполные семьи, инвалиды, одинокие пенсионеры), но и группы активного населения, которые при соответствующих социально-экономических условиях способны самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния. Это трудоспособные родители, имеющие 1-2 детей, военнослужащие, уволенные с военной службы, и члены их семей, безработные. Все это обуславливает актуальность выбранной темы.
Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Законодатель относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство, а к компетенции поселений – оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут осуществлять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты покрывают весомую долю затрат по социальной поддержке населения. Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения – это денежные пособия; помощь в натуральной форме (продукты, одежда); льготы (скидки) при оплате ряда услуг; субсидии (целевые средства для оплаты услуг); компенсации (возмещение некоторых расходов).
Цель курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области организации социальной поддержки населения муниципального образования (на примере г. Новосибирска), а также развитие аналитических навыков, овладение элементами самостоятельной исследовательской работы.
Задачи работы:
1. Отметить правовые проблемы муниципального образования как части социально-юридического механизма обеспечения прав человека.
2. Проанализировать социальную сферу и ее взаимосвязь с муниципальным образованием.
3. Рассмотреть основные меры и принципы социальной поддержки населения г. Новосибирска.
Теоретической основой исследования послужили труды российских процессуалистов, историков, юристов.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики.
Объект исследования – общественные отношения в области организации социальной поддержки населения муниципального образования (на примере г. Новосибирска).
Предмет исследования – законодательство, регулирующее особенности правового регулирования организации социальной поддержки населения муниципального образования (на примере г. Новосибирска).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Нормативные акты
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
3. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // 1995. № 32. Ст. 3198.
4. Проект Федерального закона № 249303-6 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // КонсультантПлюс: Законопроекты.
5. Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 // Российская газета. 1999. 21 октября.
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СПС КонсультантПлюс.
7. Постановление ГД ФС РФ от 27.01.1999 № 3571-II ГД «О проекте Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
8. Постановление мэрии города Новосибирска от 23.12.2013 № 12128 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Социальная поддержка населения города Новосибирска» на 2014-2016 годы» // СПС КонсультантПлюс.
Научная литература
9. Актуальные вопросы развития муниципальных образований / Под ред. проф. К.Н. Барцица, проф. В.В. Бакушева. – М.: РАГС, 2008. – 432 с.
10. Александрова А., Колесник А., Якимович М. Методика мониторинга результативности услуг здравоохранения на муниципальном уровне // Муниципальная экономика. – 2012. – № 1. – С. 21-29.
11. Астафичев П.А. Территориальные основы местного самоуправления как объект правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 4. – С. 24.
12. Баженова О.И. Муниципальное образование как субъект права. – М., 2010. – 490 с.
13. Дмитриев Ю.А., Комарова В.В., Пылин В.В. Муниципальное право Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 187 с.
14. Зотов В.Б. Система муниципального управления. – СПб.: Питер, 2008. – 290 с.
15. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 12 октября 2005 г. № 129-ФЗ) / Под ред. В.И. Шкатуллы. – 2-е изд., доп. – М., 2011. – 822 с.
16. Михайлов В.И. Проблемы правового регулирования территориальной основы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2010. – 196 с.
17. Мордовец А.С. Проблема эффективности социально-юридического механизма обеспечения прав человека и гражданина // Правоведение. – 2010. – № 4. – С. 4.
18. Сытников Д.О. Место и роль муниципальных органов в механизме реализации социально-экономических прав и свобод человека и гражданина // Юридический мир. – 2008. – № 9. – С. 73.
19. Тишин Е.В. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. – М.: Муниципальная власть, 2011. – 288 с.
20. Ткаченко И.В. Реализация демографической политики на территории области // Вестник образования. – 2008. – № 4. – С. 8.
21. Шишов В.П. Конституционно-правовой механизм правозащитной деятельности местного самоуправления в России // Социология власти: Научный и общественно-политический журнал. – 2009. – № 4. – С. 185.
22. Шугрина Е.С. Проблемы использования международно-правовых механизмов защиты права на осуществление местного самоуправления // Право и политика. – 2007. – № 4. – С. 56.