Курсовая работа|Социальная работа

Социально культурные технологии профилактики правонарушений среди старшеклассников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 54

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения проблемы реализации социально-культурных технологий профилактики правонарушений среди старшеклассников

1.1            Сущность и специфика профилактики правонарушений среди старшеклассников 

1.2            Психолого-педагогическая характеристика детей старшего школьного возраста 

1.3            Характеристика основных направлений профилактики правонарушений среди старшеклассников в условия внеклассной работы

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2 Практические аспекты реализации социально-культурных технологий профилактики правонарушений среди старшеклассников

2.1 Характеристика социально-культурных технологий, способствующих профилактике правонарушений среди старшеклассников

2.2 Проект программы профилактики правонарушений среди старшеклассников 

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

В последние годы стал очень актуален вопрос о правильном правовом воспитании молодежи в общеобразовательных учреждениях. Как известно, социальное положение детей сильно влияет на поведение ребенка. И чем труднее данное положение, тем сложнее ребенку определять какие из поступков, совершенные окружающими его людьми, являются правильными, а какие нет.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.

Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

Противоречием является то, что количество подростков «группы риска» увеличивается, поэтому нужны новые методы по профилактической работе с такими подростками. С каждым годом растет количество подростков «группы риска» в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их.

Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.

Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Объект исследования нашей курсовой работы – исследования профилактика правонарушений среди старшеклассников.

Предметом нашего исследования - социально культурные технологии профилактики правонарушений среди старшеклассников.

Цель рассмотреть социально-культурные технологии профилактики правонарушений среди старшеклассников и разработать проект данной деятельности

Гипотезы эффективное использование социально-культурных технологий, содержание которых будет правовое просвещение старшеклассников, их активное включение в проф. Деятельности в условиях внеклассной работы будет способствовать предотвращению правонарушений среди старшеклассников

Чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить характеристику подростков как потенциально возможных правонарушителей.
  2. Определить основные направления и задачи социальных работников в школе.
  3. Определить школьные социальные организации и мероприятия по предотвращению правонарушений со стороны школьников.
  4. Изучить сущность социально-культурных технологий.
  5. Определить виды современных социально-культурных технологий.
  6. Выполнить анализ плана мероприятий по организации правового воспитания школьников.

Теоретическую основу работы составили работы следующих авторов: по исследованию сущности и специфике профилактики правонарушений А. Е. Тараса, М. А. Паздникова, Н. Н. Верцинской и Г. Ф. Бедулиной; по изучению психологи-педагогических особенностей старшеклассников - Н.С., Карцевой, Л.В. Шавриновой и Солдатовой; по изучению СКТ - А.В., Ляпского, П.А, Лисицы В.А., Маралова В.Г., Ситарова В.А., Самойлова В.Д., Ениколопова С.Н., Кочергина Г.Д., Ляпиной Е.Ю.и др.

Методы исследования: описательный, методы анализа, обобщения, системный подход, метод классификации.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами были исследованы сущность и специфика профилактики правонарушений среди старшеклассников, психолого-педагогическая характеристика детей старшего школьного возраста, характеристика основных направлений профилактики правонарушений среди старшеклассников в условия внеклассной работы, Характеристика социально-культурных технологий, способствующих профилактике правонарушений среди старшеклассников, проект программы профилактики правонарушений среди старшеклассников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате практического анализа результаты могут быть полезны для составления планов социально-культурных мероприятий в других учреждениях образования.

В качестве базы для практического исследования был выбран План мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди учащихся на 2020/2021 учебный год в Государственном учреждении образования «Средняя школа №1 г. Чашники».

Общая характеристика работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников. В первой главе нашей курсовой работы были рассмотрены уже существующие работы ученых, работающие в области данной проблемы. Вторая глава посвящена более детальному рассмотрению методов и мероприятий по профилактики правовых нарушений школьников.

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения проблемы реализации социально-культурных технологий профилактики правонарушений среди старшеклассников

1.1 Сущность и специфика профилактики правонарушений среди старшеклассников

Проблеме профилактики противоправного поведения школьников посвящены труды отечественных педагогов и психологов. Причины и особенности правонарушений среди школьников, содержание и специфика работы в данном направлении раскрыта А. Е. Тарасом [Тарас 1982: 36]. Профилактика правонарушений несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема актуализирована в работах М. А. Паздникова [Праздников 1996: 42]. Педагогические особенности предупреждения трудновоспитуемости подростков охарактеризованы в исследовании Н. Н. Верцинской. Г. Ф. Бедулиной определено содержание социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростка. Многочисленные исследования подтверждают актуальность и междисциплинарный характер проблемы профилактики правонарушений среди детей и подростков. Выявление сущности ее педагогического аспекта предполагает рассмотрение таких понятий, как «профилактика» и «профилактика правонарушений». Профилактика (от греч. «prophylaktikos») означает комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.

Но сточки зрения педагогики понятие рассматривается гораздо шире: профилактика - это научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика правонарушений определяется педагогами как комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, предупреждение противоправных или других отклонений в поведении учащихся [Загвязинский 2002: 63]

Различают следующие виды профилактики: первичная, вторичная, третичная. Первичная профилактика - это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения [Рябинцев 2012: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnava-pedagogika/librarv/programma-profilaktika-pravonarushenii-sredinesovershennoletn.]. Первичная профилактика включает мероприятия, направленные, на предупреждение причин правонарушений еще задолго до того, как они могут появиться. С педагогической точки зрения данный этап предполагает деятельность педагога по созданию для ребенка условий и возможностей удовлетворять свои потребности социально положительными способами, изучение личности ученика, исследование его ближайшего окружения: семьи, школьного коллектива, микрогрупп и неформальных объединений, а также возникающих в них межличностных отношений и процессов. Тем самым решаются задачи как можно раннего выявления и устранения предпосылок возникновения правонарушений. Вторичная профилактика - это комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с учащимися, для которых характерно отклоняющееся поведение [7]. К педагогическим мероприятиям вторичной профилактики относится ранняя диагностика противоправного поведения учащегося; раскрытие психологического неблагополучия личности. На данном этапе главным в деятельности педагога является недопущение совершения учеником более тяжелого проступка, правонарушения, преступления. Данная задача решается комплексно с привлечением комиссии и инспектора по делам несовершеннолетних, социальных педагогов, психологов школы и родителей.

Третичная профилактика - это комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих цель предотвращение совершения повторного преступления [7]. Отличительной особенностью профилактики третичной является направленность работы не столько на профилактику, сколько уже на преодоление проблемы, реабилитацию и социализацию правонарушителя.

Ранее педагогами уже были предприняты попытки рассмотрения педагогического аспекта профилактики правонарушений. Как результат - выделение ими термина «педагогическая профилактика» (Э. П. Погребняк, А. Е. Тарас, А. И. Островский, М. А. Паздников и др.).

Педагогический аспект профилактики В. Г. Баженов рассматривает как непосредственное воспитательное воздействие учителя, коллектива школьников на педагогически запущенных подростков, интенсификацию процесса их исправления и перевоспитания [Бгаженов]. А от согласно мнению Э. П. Погребняка, педагогический аспект проблемы заключается в деятельности по развитию устойчивого чувства ответственности подростков за свое поведение, поднимающегося до ответственности за своих товарищей и коллектив, в выработке у них готовности и привычки постоянно соблюдать нормы общества [Погребняк].

Как мы видим, педагогический аспект профилактики правонарушений, рассматриваемый в исследованиях прошлых лет, чаще раскрывает внешнюю сторону организации профилактической работы, то есть воздействие на причины и факторы противоправного поведения, на личность ребенка, на его сознание и в целом перевоспитание учащегося. В настоящее время в воспитании детей и подростков с отклоняющимся поведением произошла смена ориентиров: от административно-карательного к охранно-защитному. Естественно, это повлекло за собой и изменения в организации профилактической работы - отказ от доминирования административных мер и переход к педагогическим средствам профилактики.

В связи с этим мы рассмотрим педагогическую профилактику правонарушений среди школьников с позиций личностно-ориентированного подхода, то есть определить внутреннее содержание педагогической профилактики. В рамках личностно-ориентированного подхода педагогическая профилактика правонарушений рассматривается, прежде всего, как взаимодействие педагога и ученика, в основе которого лежит деятельность по выявлению, вскрытию внутренних механизмов и закономерностей, влияющих на противоправное поведение ребенка. В связи с этим профилактическая работа строится с учетом потребностей и интересов учащегося, направлена на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно и ответственно определить свою позицию в сфере правовых отношений. Важным в этой работе является принятие учеником личностно значимых нравственных, правовых ценностей; формирование мотивов, установок социально ценного поведения, личностных качеств, согласовывающихся с нравственноправовыми нормами общественной жизни.

Особое место отводится диагностической деятельности педагога, позволяющей своевременно выявить различные отклонения в поведении учащихся, проанализировать и понять его причины, и на основании этого осуществлять планирование и определять содержание, формы, методы профилактической работы. Основой педагогической профилактики правонарушений с позиций личностно-ориентированного подхода является «безусловное» принятие педагогом ученика, понимание его внутренних потребностей, переживаний, чувств; создание предпосылок для его саморазвития, самосовершенствования, ситуаций успеха, позволяющих скорректировать негативные линии в его поведении. Такой подход к профилактической работе позволяет педагогу сделать цель и задачи профилактики близкими и понятными ребенку, перенести их в жизнь школьного коллектива, и сформировать тем самым у школьников осознанный выбор правового поведения.

Таким образом, современные способы правовой профилактики среди школьников основывается именно на личности самого ребенка. Подбирается необходимая, индивидуальная программа для каждого отдельного случая.

  1. Quaintana V. Ocio en lassoiedades: dinamismo, desarolloturistico у / V. Quaintana – Espana: Ediciones Academicas, 2011. – 158 p.
  2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. / Ю.П. Азаров – М.: Эксмо, 2015. – 496 c.
  3. Архангельский Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. / Г. Архангельский – Москва: Манн, Иванов и Фебер, 2018. – 366 с.
  4. Воспитание и социализация учащихся. 5-9 / Науч. ред. Е.Н. Шавринова. – СПб.: Каро, 2015. –176 с.
  5. Гениева Е.Ю. Модернизация и культура. Вестник Европы. 2011; № 31 – 32. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://magazines.russ.ru/vestnik/2011/31/ge2.html – Дата доступа : 03.04.2021
  6. Загвязинский, Н. И. Профилактика девиантного поведения / Н. И. Загвязинский. - М. : Дашков и К, 2002. - 95 с.
  7. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. – М.: Дашков и К, 2016. – 280 c.
  8. Лисица В.А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре. Дополнительное образование и воспитание. / В.А. Лисицына – М. : 2011; № 11: 20 – 22 с.
  9. Паздников, М. А. Совершенствование педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Паздников. - Минск, 1996. - 207 л. \
  10. Педагогика и психология ненасилия в образовании: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 424 c.
  11. Педагогическая антропология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология девиантного поведения», «Социальная педагогика», «Психология служебной деятельности» / В.Д. Самойлов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. – 271 c.
  12. Погребняк, Э. П. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних : (На материале совместной работы школы и производ. коллективов шефских предприятий) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Э. П. Погребняк ; Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР. - М., 1970. - 23 с.
  13. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня [и др.] / под ред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
  14. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся: Методические рекомендации / Г.Д.Кочергина, С.А.Васицева, Л.Н.Кондратюк Л.Н., И.Ю.Полякова. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. – 142 с.
  15. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация / Автсост. Е.П. Картушева, Т.В. Романенко. – М.: Изд. «Глобус», 2009. – 421 с.
  16. Профилактика социального поведения школьников: система работы образовательных учреждений / Е.Ю. Ляпина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 267 с.
  17. Психологическая помощь / Сост. Н.С. Криволап, О.В. Крючкова, – Минск, 2002. –128 с.
  18. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. – М.: Дашков и К, 2013. – 224 c.
  19. Психолого-педагогическое сопровождение профилактической работы с подростками. Выпуск 4 / под общ.ред. Г.В. Солдатовой. – Спб.: АППО, 2014. – 124 с.
  20. Рябец, В. А. Программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних / B. А. Рябец ; Санкт-Петербург. - Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] - 2012. - http://nsportal.ru/shkola/sotsialnava-pedagogika/librarv/programma-profilaktika-pravonarushenii-sredinesovershennoletn. - Дата доступа : 10.02.2021
  21. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. / Сост. Г.А. Ромашкина. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 328 с.
  22. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник для вузов и ссузов / Л.В. Мардахаев. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 376 c.
  23. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / А.В. Мудрик. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 240 c.
  24. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д.Столяренко, И.В. Самыгин. – М.: Дашков и К, 2015. – 272 c.
  25. Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях Республики Татарстан: сборник методических материалов в помощь образовательному учреждению «Профилактика правонарушений и преступлений в подростково-молодежной среде». – Казань: РИЦ «Школа», 2009. – 76 с.
  26. Тарас, А. Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних / А. Е. Тарас. - Минск : Народная асвета, 1982. - 62 с.
  27. Шогенова Ф.З., Ивазова А.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ / Ф.З. Шогенова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18312 – Дата обращения : 05.04.2021.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 14 стр.
Курсовая 1 глава Особенности социальной работы с подростками
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское