ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения проблемы реализации социально-культурных технологий профилактики правонарушений среди старшеклассников
1.1 Сущность и специфика профилактики правонарушений среди старшеклассников
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего школьного возраста
1.3 Характеристика основных направлений профилактики правонарушений среди старшеклассников в условия внеклассной работы
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 Практические аспекты реализации социально-культурных технологий профилактики правонарушений среди старшеклассников
2.1 Характеристика социально-культурных технологий, способствующих профилактике правонарушений среди старшеклассников
2.2 Проект программы профилактики правонарушений среди старшеклассников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В последние годы стал очень актуален вопрос о правильном правовом воспитании молодежи в общеобразовательных учреждениях. Как известно, социальное положение детей сильно влияет на поведение ребенка. И чем труднее данное положение, тем сложнее ребенку определять какие из поступков, совершенные окружающими его людьми, являются правильными, а какие нет.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.
Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.
Противоречием является то, что количество подростков «группы риска» увеличивается, поэтому нужны новые методы по профилактической работе с такими подростками. С каждым годом растет количество подростков «группы риска» в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их.
Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.
Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Объект исследования нашей курсовой работы – исследования профилактика правонарушений среди старшеклассников.
Предметом нашего исследования - социально культурные технологии профилактики правонарушений среди старшеклассников.
Цель рассмотреть социально-культурные технологии профилактики правонарушений среди старшеклассников и разработать проект данной деятельности
Гипотезы эффективное использование социально-культурных технологий, содержание которых будет правовое просвещение старшеклассников, их активное включение в проф. Деятельности в условиях внеклассной работы будет способствовать предотвращению правонарушений среди старшеклассников
Чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
- Изучить характеристику подростков как потенциально возможных правонарушителей.
- Определить основные направления и задачи социальных работников в школе.
- Определить школьные социальные организации и мероприятия по предотвращению правонарушений со стороны школьников.
- Изучить сущность социально-культурных технологий.
- Определить виды современных социально-культурных технологий.
- Выполнить анализ плана мероприятий по организации правового воспитания школьников.
Теоретическую основу работы составили работы следующих авторов: по исследованию сущности и специфике профилактики правонарушений А. Е. Тараса, М. А. Паздникова, Н. Н. Верцинской и Г. Ф. Бедулиной; по изучению психологи-педагогических особенностей старшеклассников - Н.С., Карцевой, Л.В. Шавриновой и Солдатовой; по изучению СКТ - А.В., Ляпского, П.А, Лисицы В.А., Маралова В.Г., Ситарова В.А., Самойлова В.Д., Ениколопова С.Н., Кочергина Г.Д., Ляпиной Е.Ю.и др.
Методы исследования: описательный, методы анализа, обобщения, системный подход, метод классификации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами были исследованы сущность и специфика профилактики правонарушений среди старшеклассников, психолого-педагогическая характеристика детей старшего школьного возраста, характеристика основных направлений профилактики правонарушений среди старшеклассников в условия внеклассной работы, Характеристика социально-культурных технологий, способствующих профилактике правонарушений среди старшеклассников, проект программы профилактики правонарушений среди старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате практического анализа результаты могут быть полезны для составления планов социально-культурных мероприятий в других учреждениях образования.
В качестве базы для практического исследования был выбран План мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди учащихся на 2020/2021 учебный год в Государственном учреждении образования «Средняя школа №1 г. Чашники».
Общая характеристика работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников. В первой главе нашей курсовой работы были рассмотрены уже существующие работы ученых, работающие в области данной проблемы. Вторая глава посвящена более детальному рассмотрению методов и мероприятий по профилактики правовых нарушений школьников.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения проблемы реализации социально-культурных технологий профилактики правонарушений среди старшеклассников
1.1 Сущность и специфика профилактики правонарушений среди старшеклассников
Проблеме профилактики противоправного поведения школьников посвящены труды отечественных педагогов и психологов. Причины и особенности правонарушений среди школьников, содержание и специфика работы в данном направлении раскрыта А. Е. Тарасом [Тарас 1982: 36]. Профилактика правонарушений несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема актуализирована в работах М. А. Паздникова [Праздников 1996: 42]. Педагогические особенности предупреждения трудновоспитуемости подростков охарактеризованы в исследовании Н. Н. Верцинской. Г. Ф. Бедулиной определено содержание социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростка. Многочисленные исследования подтверждают актуальность и междисциплинарный характер проблемы профилактики правонарушений среди детей и подростков. Выявление сущности ее педагогического аспекта предполагает рассмотрение таких понятий, как «профилактика» и «профилактика правонарушений». Профилактика (от греч. «prophylaktikos») означает комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.
Но сточки зрения педагогики понятие рассматривается гораздо шире: профилактика - это научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика правонарушений определяется педагогами как комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, предупреждение противоправных или других отклонений в поведении учащихся [Загвязинский 2002: 63]
Различают следующие виды профилактики: первичная, вторичная, третичная. Первичная профилактика - это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения [Рябинцев 2012: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnava-pedagogika/librarv/programma-profilaktika-pravonarushenii-sredinesovershennoletn.]. Первичная профилактика включает мероприятия, направленные, на предупреждение причин правонарушений еще задолго до того, как они могут появиться. С педагогической точки зрения данный этап предполагает деятельность педагога по созданию для ребенка условий и возможностей удовлетворять свои потребности социально положительными способами, изучение личности ученика, исследование его ближайшего окружения: семьи, школьного коллектива, микрогрупп и неформальных объединений, а также возникающих в них межличностных отношений и процессов. Тем самым решаются задачи как можно раннего выявления и устранения предпосылок возникновения правонарушений. Вторичная профилактика - это комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с учащимися, для которых характерно отклоняющееся поведение [7]. К педагогическим мероприятиям вторичной профилактики относится ранняя диагностика противоправного поведения учащегося; раскрытие психологического неблагополучия личности. На данном этапе главным в деятельности педагога является недопущение совершения учеником более тяжелого проступка, правонарушения, преступления. Данная задача решается комплексно с привлечением комиссии и инспектора по делам несовершеннолетних, социальных педагогов, психологов школы и родителей.
Третичная профилактика - это комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих цель предотвращение совершения повторного преступления [7]. Отличительной особенностью профилактики третичной является направленность работы не столько на профилактику, сколько уже на преодоление проблемы, реабилитацию и социализацию правонарушителя.
Ранее педагогами уже были предприняты попытки рассмотрения педагогического аспекта профилактики правонарушений. Как результат - выделение ими термина «педагогическая профилактика» (Э. П. Погребняк, А. Е. Тарас, А. И. Островский, М. А. Паздников и др.).
Педагогический аспект профилактики В. Г. Баженов рассматривает как непосредственное воспитательное воздействие учителя, коллектива школьников на педагогически запущенных подростков, интенсификацию процесса их исправления и перевоспитания [Бгаженов]. А от согласно мнению Э. П. Погребняка, педагогический аспект проблемы заключается в деятельности по развитию устойчивого чувства ответственности подростков за свое поведение, поднимающегося до ответственности за своих товарищей и коллектив, в выработке у них готовности и привычки постоянно соблюдать нормы общества [Погребняк].
Как мы видим, педагогический аспект профилактики правонарушений, рассматриваемый в исследованиях прошлых лет, чаще раскрывает внешнюю сторону организации профилактической работы, то есть воздействие на причины и факторы противоправного поведения, на личность ребенка, на его сознание и в целом перевоспитание учащегося. В настоящее время в воспитании детей и подростков с отклоняющимся поведением произошла смена ориентиров: от административно-карательного к охранно-защитному. Естественно, это повлекло за собой и изменения в организации профилактической работы - отказ от доминирования административных мер и переход к педагогическим средствам профилактики.
В связи с этим мы рассмотрим педагогическую профилактику правонарушений среди школьников с позиций личностно-ориентированного подхода, то есть определить внутреннее содержание педагогической профилактики. В рамках личностно-ориентированного подхода педагогическая профилактика правонарушений рассматривается, прежде всего, как взаимодействие педагога и ученика, в основе которого лежит деятельность по выявлению, вскрытию внутренних механизмов и закономерностей, влияющих на противоправное поведение ребенка. В связи с этим профилактическая работа строится с учетом потребностей и интересов учащегося, направлена на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно и ответственно определить свою позицию в сфере правовых отношений. Важным в этой работе является принятие учеником личностно значимых нравственных, правовых ценностей; формирование мотивов, установок социально ценного поведения, личностных качеств, согласовывающихся с нравственноправовыми нормами общественной жизни.
Особое место отводится диагностической деятельности педагога, позволяющей своевременно выявить различные отклонения в поведении учащихся, проанализировать и понять его причины, и на основании этого осуществлять планирование и определять содержание, формы, методы профилактической работы. Основой педагогической профилактики правонарушений с позиций личностно-ориентированного подхода является «безусловное» принятие педагогом ученика, понимание его внутренних потребностей, переживаний, чувств; создание предпосылок для его саморазвития, самосовершенствования, ситуаций успеха, позволяющих скорректировать негативные линии в его поведении. Такой подход к профилактической работе позволяет педагогу сделать цель и задачи профилактики близкими и понятными ребенку, перенести их в жизнь школьного коллектива, и сформировать тем самым у школьников осознанный выбор правового поведения.
Таким образом, современные способы правовой профилактики среди школьников основывается именно на личности самого ребенка. Подбирается необходимая, индивидуальная программа для каждого отдельного случая.