В мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Особая острота проявилась и проявляется в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния (платежеспособности) многих других, порождая так называемый эффект домино.
Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер, именуемой за рубежом «кризис-менеджмент», а в России – «антикризисное управление». Кризисным явлением подвержены организации любых форм собственности, вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организации в таких условиях для России весьма актуальна.[1; С.43]
Основной целью антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение длительного периода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), которое позволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и дальнейшего развития производства.
Актуальность темы обуславливается необходимостью всестороннего анализа финансового состояния предприятия. Результатом, которого является установление причин ухудшения ее финансово-экономического положения, выбор методов оздоровления и определение, какие органы управления в рассматриваемой организации могут урегулировать кризисные процессы в рассматриваемой организации, не доводя ее до полного банкротства (ликвидации) с распродажей всего имущества.
Целью данной курсовой работы является – рассмотрение комплексного подхода к несостоятельности предприятия на примере ОАО «-».
Основные задачи:
1 Рассмотрение основных принципов антикризисного управления;
2 Рассмотрение критериев банкротства;
3 Определение сущности проявления кризисных тенденций;
4 Определение логической последовательности диагностики финансового состояния предприятия;
5 Финансовый анализ состояния предприятия ОАО «-».
Объектом исследования является ОАО «-», предметом – финансовая деятельность предприятия ОАО «-».
Глава 1. Антикризисное управление
1.1. Понятие антикризисного управления, основные принципы
Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
Система антикризисного финансового управления базируется на определенных принципах, которые следует рассмотреть подробно:
- Постоянная готовность к возможному нарушению финансового равновесия организации. Финансовое равновесие очень изменчиво в динамике. Его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется реакцией на изменение внешних и внутренних условий ее хозяйственной деятельности.
- Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности организации с целью своевременного использования возможностей их нейтрализации.
- Дифференциация индикаторов кризисных явлений по степени их опасности для финансового развития предприятия. В процессе диагностики банкротства организации используется арсенал индикаторов ее кризисного развития. Эти индикаторы фиксируют различные аспекты финансовой деятельности организации, характер которых с позиции генерирования угрозы банкротства неоднозначен. В связи с этим при разработке мероприятий для восстановления финансового равновесия необходимо соответствующим образом учитывать индикаторы кризисных явлений по степени их опасности для финансового развития организации.
- Срочность реагирования на отдельные кризисные явления в финансовом развитии организации. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом организации, но порождает новые, сопутствующие ему кризисные финансовые явления. Поэтому чем раньше будут включены антикризисные механизмы по каждому диагностированному кризисному явлению, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного финансового равновесия будет располагать организация.
- Адекватность реагирования организации на степень реальной угрозы ее финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями, вызванными сокращением объемов операционной производственной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т.п.
- Полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного финансового состояния. В борьбе с угрозой банкротства, особенно на ранних стадиях ее диагностики, организация должна рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности. При нормальных маркетинговых позициях организации угроза банкротства полностью может быть нейтрализована внутренними механизмами антикризисного финансового управления и в пределах финансовых возможностей организации. Только в этом случае организация может избежать болезненных для нее реорганизационных процедур.
- Выбор эффективных форм санации организации. Если масштабы кризисного финансового состояния предприятия не позволяют выйти из него за счет использования внутренних механизмов и финансовых резервов, организация вынуждена прибегнуть к внешней помощи, которая обычно принимает форму его санации. Санация организации может проводиться как до, так и в процессе производства дела о банкротстве.