Обеспечение безопасности, равно как и защита конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, является неотъемлемой частью деятельности государства и согласно ст. 71 Конституции РФ[1] находится в исключительном ведении Российской Федерации. В связи с чем, Президент РФ и Правительство РФ в комплексе ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности в современных условиях особо выделяют проблему борьбы с организованной и экономической преступностью и терроризмом[2].
Организованная преступность всегда представляла и, по-прежнему, представляет одну из самых серьезных угроз государственной и общественной безопасности нашей страны. Преступления, совершаемые хорошо организованными преступными группами, всегда отличались особой дерзостью, редкими по своей сути изощренностью и цинизмом. В арсенале средств организованной преступности далеко не последнее место сегодня занимают также терроризм, разжигание межнациональных и религиозных конфликтов и т.п.
Одним из главных специфических факторов существования организованной преступности, является высокий уровень ее латентности.
Как отмечают специалисты: «Именно высокая латентность является обстоятельством, способствующим формированию мнения о возможности безнаказанного совершения преступлений и правонарушений, которое детерминирует совершение новых преступлений»[3].
Это влияние латентности на все новое и новое воспроизводство организованной преступности выражается в том, что многие участники преступных сообществ, вовремя не выявленные правоохранительными органами, в дальнейшем вновь совершают преступления, вовлекая в них новых лиц. Решимость совершить первичное преступление во многом обусловливается наблюдаемыми примерами безнаказанных преступлений.
Актуальность изучения преступления, предусмотренного ст. 210 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) заключается в том, что этот институт в теории уголовного права является неоднозначным. Также актуализирующим фактором выступает то обстоятельство, что на практике часто возникают проблемы при квалификации по ст. 210 УК РФ.
Объект исследования: общественные отношения, связанные с организацией преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (в ней).
Предмет исследования: нормы уголовного законодательства, регламентирующие уголовную ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (в ней).
Целью настоящей работы является изучение вопросов квалификации преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ[4]. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть объективные признаки организации преступного сообщества;
- охарактеризовать субъективные признаки организации преступного сообщества;
- проанализировать квалифицированные составы преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ;
- рассмотреть вопрос об отграничении преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ, от смежных составов преступлений;
- охарактеризовать зарубежный опыт регулирования ответственности за создание преступного сообщества.
Структура настоящей работы обусловлена ее целями и задачами и состоит из введения, заключения, списка использованной литературы и двух глав.
Основными методами исследования выбраны изучение литературных источников, теоретический анализ и синтез нормативно-правовой базы, специально-юридический и сравнительно-правовой методы.
1. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ
1.1. Объективные признаки организации преступного сообщества
В ч. 1 ст. 210 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а также координация преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработка планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними, совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп, а равно участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Объектом названного преступления выступает общественная безопасность, основные принципы и содержание деятельности по обеспечению которой устанавливает Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности»[5]. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся:
- личность – ее права и свободы;
- общество – его материальные и духовные ценности;
- государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Особенность этого преступления состоит в том, что уголовная ответственность установлена за сам факт организации преступного сообщества (преступной организацией) либо участия в нем независимо от того, были ли совершены какие-либо преступления. Это предполагает такой этап развития умышленной преступной деятельности, когда криминальное формирование структурно оформлено и готово к совершению тяжких и (или) особо тяжких преступлений. Однако на практике обвинение в создании преступного сообщества предъявляется следственными органами только тогда, когда в действиях виновных имеется состав приготовления или покушения (а в большинстве случаев – состав оконченного) как минимум одного тяжкого или особо тяжкого преступления[6].
В Постановлении Пленума ВС РФ от 10.06.2010 N 12 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации органов преступного управления сообщества основных (преступной функции организации) или человека участии органов в нем (ней)"[7] приводится направления толкование уровня понятия факторов преступного управления сообщества, его управления признаков, а также результатов признаки связи всех элементов состава основных этого управления преступления.
Так, объективная различных сторона данных рассматриваемого управления деяния факторов выражается направления в следующих действиях:
- в создании органов преступного управления сообщества основных (преступной функции организации) в целях совместного управления совершения факторов одного управления или человека нескольких тяжких или человека особо тяжких преступлений источников (ч. 1 ст. 210 УК РФ);
- в руководстве таким сообществом (организацией) или человека входящими объектов в него управления (нее) структурными объектов подразделениями объектов (ч. 1 ст. 210 УК РФ);
- в координации органов преступных действий источников (ч. 1 ст. 210 УК РФ);
- в создании органов устойчивых связей времени между различными объектов самостоятельно работы действующими объектов организованными объектов группами объектов или человека разделе сфер преступного управления влияния факторов и преступных доходов между ними объектов (ч. 1 ст. 210 УК РФ);
- в участии органов в собрании органов организаторов, руководителей времени (лидеров) или человека иных представителей времени организованных групп (ч. 1 ст. 210 УК РФ);
- в участии органов в преступном сообществе (преступной функции организации) (ч. 2 ст. 210 УК РФ).
В соответствии органов с ч. 4 ст. 35 УК РФ преступление уровня признается направления совершенным преступным сообществом (преступной функции организацией), если человека оно работы совершено работы структурированной функции организованной функции группой функции или человека объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного управления совершения факторов одного управления или человека нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений источников для жизни получения факторов прямо системы или человека косвенно работы финансовой, или человека иной функции материальной функции выгоды.
В данных нормах прослеживается направления терминологический источников хаос – чёткие уровня определения, признаки, критерии, так необходимые службы для жизни квалификации, отсутствуют. Кроме того, понятия факторов преступного управления сообщества основных (преступной функции организации) в Общей времени и Особенной функции части граждан УК РФ являются направления разными, в ст. 210 приводятся направления ранее решения не изменения указанные службы определения факторов «структурные службы подразделения», «координация», «создание уровня устойчивых связей», «разработка средств планов», «создание уровня условий источников для жизни совершения факторов преступлений». Для жизни решения факторов данной функции проблемы целесообразно работы было бы унифицировать норму о преступном сообществе, описав его управления признаки связи в ч. 4 ст. 35 УК РФ, а в ст. 210 УК РФ указать лишь конкретные службы действия факторов преступников (координация, создание, участие уровня и т. д.).
Под прямым получением финансовой функции или человека иной функции материальной функции выгоды понимается направления совершение уровня одного управления или человека нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, в результате которых осуществляется направления непосредственное общества противоправное общества обращение уровня в пользу членов преступного управления сообщества основных (преступной функции организации) денежных средств, иного управления имущества.
Под косвенным получением финансовой функции или человека иной функции материальной функции выгоды понимается направления совершение уровня одного управления или человека нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, которые службы непосредственно работы не изменения посягают на данных чужое общества имущество, однако является обусловливают в дальнейшем получение уровня денежных средств и прав на данных имущество качества или человека иной функции имущественной функции выгоды не изменения только является членами объектов сообщества основных (организации), но работы и другими объектов лицами объектов (п. 2 Постановления факторов Пленума деятельности ВС РФ от 10.06.2010 N 12).
На наш взгляд, вполне изменения обоснованно работы указывать в качестве цели человека преступного управления сообщества основных стремление уровня его управления членов получения факторов прямо системы или человека косвенно работы финансовой, или человека иной функции материальной функции выгоды. Определение уровня цели человека наживы для жизни преступного управления сообщества основных является направления достаточно работы верным, поскольку с какой функции бы целью не изменения создавалось преступное общества сообщество, как правило, его управления деятельность будет обусловлена данных получением материальной функции выгоды.
Преступное общества сообщество качества (преступная различных организация) может осуществлять свою преступную деятельность в форме структурированной функции организованной функции группы либо объединения факторов организованных групп, действующих под единым руководством.
Под структурированной функции организованной функции группой функции следует понимать группу лиц, заранее решения объединившихся направления для жизни совершения факторов одного управления или человека нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, состоящую из подразделений источников (подгрупп, звеньев и т.п.), характеризующихся направления стабильностью состава основных и согласованностью своих действий. Кроме единого управления руководства основных такой функции группе присущи взаимодействие уровня различных ее решения подразделений источников в целях реализации органов общих преступных намерений, распределение уровня между ними объектов функций, наличие уровня возможной функции специализации органов в выполнении органов конкретных действий источников при товаров совершении органов преступления факторов и другие уровня формы обеспечения факторов деятельности.
Под структурным подразделением преступного управления сообщества основных (преступной функции организации) следует понимать функционально работы и (или) территориально работы обособленную группу, состоящую из двух или человека более решения лиц (включая различных руководителя жизни этой функции группы), которая различных в рамках и в соответствии органов с целями объектов преступного управления сообщества основных (преступной функции организации) осуществляет преступную деятельность. Такие уровня структурные службы подразделения, объединенные службы для жизни решения факторов общих задач преступного управления сообщества основных (преступной функции организации), могут не изменения только является совершать отдельные службы преступления факторов (дачу взятки, подделку документов и т.п.), но работы и выполнять иные службы задачи, направленные службы на данных обеспечение уровня функционирования факторов преступного управления сообщества основных (преступной функции организации) (п. 4 Постановления факторов Пленума деятельности ВС РФ от 10.06.2010 N 12).
По мнению законодателя, основное общества отличие уровня этих групп в цели человека их объединения: организованная различных группа объединяется направления для жизни совершения факторов одного управления или человека нескольких преступлений источников без указания факторов их тяжести, а организованная различных структурированная различных группа объединяется направления для жизни совершения факторов одного управления или человека нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений источников для жизни получения факторов прямо системы или человека косвенно работы финансовой, или человека иной функции материальной функции выгоды. Представляется, что продукции некорректно работы определять преступное общества сообщество качества через направленность его управления цели человека на данных совершение уровня тяжких либо особо тяжких преступлений, поскольку получается, что продукции тяжким преступление уровня признается направления при товаров его управления совершении органов организованной функции группой, а организованная различных структурированная различных группа признается направления преступным сообществом, если человека совершила тяжкое общества или человека особо тяжкое общества преступление.
Под руководством преступным сообществом (преступной функции организацией) или человека входящими объектов в него управления (нее) структурными объектов подразделениями объектов следует понимать осуществление уровня организационных и (или) управленческих функций источников в отношении органов преступного управления сообщества основных (преступной функции организации), его управления (ее) структурных подразделений, а также результатов отдельных его управления (ее) участников как при товаров совершении органов конкретных преступлений, так и при товаров обеспечении органов деятельности граждан преступного управления сообщества основных (преступной функции организации) (п. 10 Постановления факторов Пленума деятельности ВС РФ от 10.06.2010 N 12).
Руководство качества предполагает определение уровня основных направлений источников (стратегии) и тактики связи деятельности граждан преступного управления сообщества, т.е. разработку текущих и перспективных планов, определение уровня объектов, в отношении органов которых планируется направления совершение уровня преступных действий, дача распоряжений источников по развития текущим организационным, материальным и финансовым вопросам, установление уровня контактов с коррумпированными объектов чиновниками, осуществление уровня контроля жизни за деятельностью членов преступного управления сообщества, распределение уровня между членами объектов преступного управления сообщества основных обязанностей времени и др. Введением признака средств «единого управления руководства» законодатель, очевидно, хотел подчеркнуть, что продукции такое общества преступное общества сообщество качества является направления качественно работы новым образованием, возникшим на данных основе объединения факторов не изменения просто продукции организованных групп, но работы и под единым руководством. Наличие уровня последнего управления свидетельствует о большей времени степени состояния структурированности граждан и внутригруппового управления взаимодействия факторов членов таких групп, что продукции объективно работы повышает качество качества совместности граждан как для жизни создания факторов условий источников для жизни совершения факторов преступлений, так и для жизни совершения факторов самих преступлений источников и свидетельствует о большей времени общественной функции опасности граждан таких объединений источников по развития сравнению с простой функции организованной функции группой
Под созданием устойчивых связей времени между различными объектов самостоятельно работы действующими объектов организованными объектов группами объектов следует понимать, например, действия факторов лица по развития объединению таких групп в целях осуществления факторов совместных действий источников по развития планированию, совершению одного управления или человека нескольких тяжких, или человека особо тяжких преступлений источников (п. 11 Постановления факторов Пленума деятельности ВС РФ от 10.06.2010 N 12).