Актуальность темы. Любое современное государство способно влиять на все аспекты своего существования, прежде всего на функционирование экономики, только при наличии финансовых ресурсов, которые в виде законодательно регламентированных налогов, то есть комплекса обязательных платежей государству, предоставляются физическими и юридическими лицами.
Чтобы налоги «предоставлялись» государству, а не «взимались» ею, налоговая система должна быть в первую очередь экономически обоснованной, сбалансированной, максимально эффективной, стабильной и обязательно прозрачной. Несоответствие налоговой политики сформулированным требованиям, в первую очередь, объясняется отсутствием надежной концептуальной, фундаментальной базы в области налогообложения. Подтверждением этого служат дискуссии о природе налога, имеет основополагающее значение для обеспечения общих условий становления элементов налогообложения. Знание генезиса категории «налог» в истории финансовой науки дает возможность осмыслить исторический опыт мировой и отечественной науки, в свою очередь будет способствовать результативности нашего исследования.
Сейчас налоги это эффективный инструмент воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие науки и техники, масштабы социальных гарантий населению.
Государство не может существовать за счет лишь добровольных, благотворительных поступлений. Она должна иметь бюджет со стабильным источником поступлений, роль которых выполняют, в первую очередь, налоги.
В ходе исследования было обработано научные работы российских ученых, законодательные и правительственные материалы, статистические данные. Использованы следующие общенаучные методы: метод познания, метод системного анализа, метод анализа и синтеза, а также метод сравнения. Результаты исследования. Налоговая система является одной из самых сложных в правовой системе Российской Федерации. При этом наблюдается тенденция ее нестабильности. Однако, как показывает практика право применения налогового законодательства, изменения, вносимые в законы Российской Федерации по вопросам налогообложения, достаточно часто вызывают новые проблемы.
Целью курсовой работы является рассмотрение налогообложения транспортных услуг в развитых странах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить понятие и сущность транспортного налога;
- Охарактеризовать принципы налогообложения;
- Рассмотреть особенности современной налоговой системы;
- Исследовать критерии эффективности налогообложения на примере малого бизнеса в Российской Федерации.
Теоретической и методологической базой для написания работы являются труды М.И. Баканова, Н.П. Любушина, М.В. Мельник, Э.А. Маркарьяна, Г.В. Савицкой, Л.В. Прыкиной, А.Д. Шеремета; А.С. Бакаева, В.Г. Гетьмана, 3.В. Кирьяновой, В.В. Ковалева, Н.П. Кондракова, М.И. Кутера, М.В. Мельник, В.Д. Новодворского, В.Ф. Палий, Я.В. Соколова, А.А. Шапошникоав, А.Д. и др.; нормативно-правовые акты (налоговый кодекс, федеральные законы, письма и разъяснения Минфина), учебная литература и статьи из периодической печати по налогообложению в организациях.
Объект исследования – транспортный налог.
Предмет исследования – налогообложение.
В ходе написания был проанализирован широкий спектр литературы, включая периодические издания и интернет источники.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты организации и учета расчетов с бюджетом по транспортному налогу
1.1. Налоги и их функции. Регулирующая функция налогов
Экономическая сущность налогов не обходится без глубокого и всестороннего рассмотрения. В целях раскрытия сути данного понятия необходимо более подробно рассмотреть разные категории: все виды определений налогов, определение их места и роли. Проанализировав работы многих авторов за последнее десятилетие ясно, что до сих пор к единому определению данного понятия так и не пришли. Основополагающим объектом исследования науки является – налог.
Понятие «налог» является одним из ключевых правовых понятий. Налоги - один из важнейших элементов государственной экономики, служащий источником доходов государственного бюджета и регулирующий не только экономические, правовые, социальные, демографические, но и другие процессы. Налоги обеспечивают условия для развития бизнеса и улучшения имущественного положения граждан. Кроме того, объем налоговых поступлений напрямую зависит от способности государства выполнять свои функции. Эффективность налогового администрирования компетентными органами, налоговое поведение граждан и социальные последствия напрямую зависят от правильности определения понятия налога в законодательстве.
На сегодняшний день у ученых и практиков нет единого мнения о содержании понятия «налог».
Рассмотрим понимание сущности налога в общих теориях налогообложения.
Представители теории обмена подчеркивали, что налог-это оплата подданных государству за охрану и другие услуги, при этом никто не может отказать в уплате налогов и использовании предоставляемых государством услуг.
Согласно теории удовольствия, налог - это цена, уплачиваемая гражданином за удовольствие, полученное им от общества (пользование имуществом, правосудие и т.д.)
В теории налога в качестве страховой премии налог рассматривается как страховой платеж, необходимый для финансирования государственных расходов на защиту и общественный порядок. По мнению представителей классической налоговой теории, налог - это вид государственного дохода, предназначенный исключительно для финансирования государственных расходов.
Сторонники кейнсианской теории рассматривали налог как главный рычаг регулирования экономики, с помощью которого изымаются избыточные сбережения.
В теории монетаризма налог играл аналогичную роль, но в меньших масштабах, чем в предыдущей теории. По мнению сторонников теории монетаризма, с помощью налогов необходимо вывести излишнюю сумму денег, а не сбережения.
Теория экономики предложения, появившаяся уже на нынешнем этапе развития государства и общества, изучает налог в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования [1, с. 212].
А.А. Исаев подчеркнул, что «налоги являются обязательными платежами» [2, с. 180]. С. И. Иловайский определил налог следующим образом: «налог-это доля средств, выделяемых частным хозяйством на расходы финансового хозяйства» [3, с. 92]. Однако содержание этого определения неясно, и не понятно, что такое «финансовое хозяйство», хотя получателем налогов является только государство. Кроме того, Иловайский не определяет налогоплательщика как физическое лицо. А. А. Никитский определяет налог как « обязательный платеж для граждан, который устанавливается для покрытия общих государственных расходов» [4, с. 77]. В этом определении указывается только один плательщик налога - гражданин, то есть физическое лицо. Также ничего не говорится о налоговых характеристиках, таких как законность и бесплатность. И.И. Янжулом рассматривалось определение налога как «односторонние экономические пожертвования граждан или субъектов, которые государство или другие социальные группы в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом с них частную собственность для удовлетворения общественных потребностей вызванных издержками»« [5, с. 197]. При этом в определении он использовал термин «дарение» как синоним термина «налог», но дарение-это добровольный платеж, и гражданин не может отказаться от уплаты налога, так как это обязательный платеж. По словам Л. С. Ходского, под налогом понимаются «обязательные платежи постоянного характера, которые центральное правительство или местные органы власти налагают на население в пользу государства или его представителей, независимо от частных специальных услуг, оказываемых государственными учреждениями этим плательщикам». Интересно, что в этот период Л. В. Ходский выделяет государственные и местные налоги, которые устанавливаются местными властями. Такая налоговая система похожа на нынешнюю налоговую систему. Однако Л. Ходский в качестве налогоплательщика указывает население, под которым он понимает физических лиц, но не указывает юридических лиц.
На наш взгляд, наиболее полное определение налогов было дано М. Н. Соболевым, согласно которому налоги являются «обязательными расходами, собираемыми государством или уполномоченными им государственными органами в соответствии с законодательством государства, не эквивалентными со стороны государства в соответствии с опубликованным законом и направленными на удовлетворение потребностей государства» [6, с. 56]. Но это определение не лишено недостатков. М. Н. Соболев не указывает, кто является плательщиком налога и в какой форме должен быть произведен его платеж.
Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» положил начало и впервые определил общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
Указанный Закон устанавливал виды налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, подразделяя их на федеральные налоги; налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов; местные налоги.
Именно вся сущность экономических, политических, правовых и социальных интересов государства и общества. Для тщательного анализа и определения сущности налогов, необходимо исследование методологии налогообложения. Другими словами, необходимо проанализировать систему методов познания, которая связывает теорию и практику налогов. Многие ученые и исследователи к определению «налог» подходят с разных позиций. Возможно рассматривать как с философской стороны, рассуждая о необходимом благе и зле, а возможно характеризовать как экономическую категорию. Как экономическая категория выступает специфическое общественное назначение, а именно формирование и использование денежных средств страны. С одной из сторон, налог принадлежит к финансово-распределительной категории, которая связана с формирование финансовых резервов на стадии распределения и перераспределения ВВП. Рассматривая с другой стороны (правовой природы), налог есть мера упорядочения, ведения имущественных отношений участников общества и государства в определенные границы.
Другими словами, это система правоотношений налогоплательщика и государства на основании законности, принуждения, безвозмездности, а, следовательно, понятие налог можно рассматривать как юридический аспект. Налог можно рассмотреть в политическом аспекте: воспроизводства системы государственной власти, уравновешение интересов государства и разных слоев общества. Большинство авторов подчеркивают свои отдельные характеристики, которые берут за основу при определении понятия. Так А.В. Брызгалин дал характеристику налогу как комплексной категории, которая имеет экономическое и юридическое значение [1, с. 103]. Под редакцией Юткиной Т.Ф. была сформулирована такая характеристика, что налог является не только правовой категорией, но также фискальной, финансовой, экономической и, конечно же, философской [14, с. 89].
Ранее вопросы о содержании понятия «налог», а также о его функционале и принципах по настоящее время остается дискуссионным. До сих пор авторы не могут прийти к единому определению, скорее всего это связано с различными мнениями о налогах в обществе и сложностью сущности самого понятия. Таким образом, классики политической экономики Смит А. и Рикардо Д. пришли к единому пониманию сущности налога, несмотря на явное различие в трактовке. Сущность они видят в том, чтобы рассматривать налог как категорию непроизводительного характера, который обуславливается сущностью и ролью государства. Тургенев Н.И является основоположником финансовой науки России. В своих работах он связывает возникновение налогов тесно с государством. Его взгляды неоднократны. С одной стороны, налог характеризует как добровольный взнос граждан в бюджет государства для его функционирования, а с другой – все-таки указывает на принудительность уплаты взносов налогоплательщиками.