Курсовая работа|Менеджмент

Мотивация и стимулирование труда работников: состояние и пути совершенствования

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2015 | Страниц: 35

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.      Теоретические аспекты мотивации персонала

1.1.              Сущность мотивации в системе управления персоналом

1.2      Теории мотивации

1.3    Методы анализа мотивации

Глава 2.     Анализ системы мотивации работников компании «Монро»

1.1.         Общая характеристика компании «Монро»

2.2.          Анализ уровня мотивации персонала в компании «Монро»

Глава 3.     Рекомендации по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности компании «Монро»

3.1.          Предложения, направленные на улучшение сложившейся системы мотивации персонала в компании «Монро»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью лишь традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников – задача мотивационного менеджмента.

Какой бы деятельностью не занималось предприятие, для совершения трудового процесса очень важно предложить работникам убедительную, аргументированную мотивацию [7].

Решению такой важнейшей задачи, как поиск мотивации к труду, призваны служить два момента: определение уровня оплаты труда; создание механизма, позволяющего стимулировать материальную и социальную заинтересованность работников, трудящихся на данном предприятии.

Доказано, что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают, или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Тема мотивации в нашей стране была актуальна всегда, но в настоящее время, с переходом на рыночные отношения, эта проблема обострилась, так как особую цену приобрели качество обучения и впоследствии продуктивность трудовой деятельности. Именно это определяет актуальность выбранной темы.

Предмет исследования: мотивация персонала.

Объект исследования:  мотивация и стимулирование труда персонала в компании «Монро» (г. Новосибирск).

Выяснив актуальность, определив предмет и объект исследования, можно установить  цель  исследования

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей мотивации и стимулирования  труда работников, а также в разработке рекомендаций по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности в компании «Монро».

Цель  исследования  определяет  задачи, которые направлены на:

  • анализ наиболее известных теорий мотивации, а также обзор научных подходов к мотивации и стимулированию трудовой деятельности;
  • изучение системы мотивации труда в компании «Монро»;
  • разработку рекомендаций, направленных на развитие мотивационной деятельности в компании «Монро»;
  • подведение итогов по результатам исследования.

В качестве теоретической базы использовались литература по теме исследования (под авторством А. Я. Кожевникова, Е. В. Маслова, Н. В. Самоукиной, Г. Хагеманн,  В.А. Шаховой и др.), данные современной периодической печати (статьи из следующих источников: «Консультант директора», «Служба кадров», «Справочник кадровика», «Человек и труд»), а также материалы собственных исследований.

Методологической основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов: метода анализа и синтеза, группировки и сравнения. Применение каждого из данных методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.

Структура работы представлена  введением, 3 главами (теоретической, аналитической, рекомендательной), заключением, библиографическим списком.

 

Глава 1.       Теоретические аспекты мотивации персонала

1.1.              Сущность мотивации в системе управления персоналом

Достаточно часто, когда речь заходит о руководителе и персонале звучат такие слова как мотивация и стимулирование.

Мотивация - одна из центральных категорий науки управления. В научной литературе существуют различные определения мотивации. В качестве рабочего определения мотивации будем использовать следующее: мотивация — это процесс побуждения людей к деловой активности для достижения личных целей, а так же для целей организации.

Стимулирование - это один из методов мотивации и способ руководства. Стимул - это своеобразный рычаг влияния на человека. Чаще всего когда говорят о стимулировании вспоминают об экономической, социальной или психологической стороне. В общем виде, концепция стимулирования – это, прежде всего, способ влияния на личность с помощью материальной благодарности, повышения в должности, похвалы и пр.

Принято считать, что стимулирование напрямую зависит от руководителя, а вот мотивация в свою очередь связана с подчиненным. Руководитель может лишь создать позитивную атмосферу на предприятии для того, чтобы разогреть мотивацию своих работников. Если работник мотивирован, то есть, заинтересован в чем-то, он будет пытаться достичь поставленных целей.

Существуют различные виды мотивации, из которых чаще всего выделяют следующие [14]:

  • материальная мотивация - стремление к достатку, более высокому уровню жизни - зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов;
  • трудовая мотивация порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Безусловно, каждый работник испытывает потребность в содержательной, интересной, полезной работе, заинтересован в определенности перспектив должностного роста, чувствует самоуважение, если результаты его труда оцениваются высоко. В целом трудовая мотивация связана, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой — с самовыражением, самореализацией работника.
  • статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения человека, связанного с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально значимых сферах организации. Кроме того, человеку может быть свойственно стремление к лидерству в коллективе, более высокому неофициальному статусу, а также стремление стать признанным специалистом, пользоваться авторитетом [18].

По используемым способам различают мотивацию нормативную, принудительную и, как уже было упомянуто, стимулирование.

  • нормативная мотивация — это побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.
  • принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.
  • стимулирование — воздействие не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ — стимулов, побуждающих работника к определенному поведению [5].

Первые два вида мотивации прямые, так как предполагают непосредственное воздействие на подчиненных, третий — косвенный, так как в его основе лежит воздействие внешних факторов — стимулов.

По источникам возникновения мотивов различают мотивацию внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя мотивация проявляется тогда, когда человек, решая задачу, формирует мотивы. Например, это может быть стремление к достижению определенной цели, завершению работы, познанию, желание бороться, страх.

На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее; они добросовестнее выполняют работу, затрачивают меньше сил, лучше понимают задания и овладевают знаниями. Внутреннее побуждение к действию является результатом взаимодействия сложной совокупности изменяющихся потребностей, поэтому руководитель для осуществления мотивации должен определить эти потребности и найти способы их удовлетворения.

При внешней мотивации воздействие на субъект происходит из вне, например, через оплату за работу, распоряжения, правила поведения и т. д.

Внутренняя и внешняя мотивации четко не разграничены, поскольку в различных ситуациях мотивы могут возникать как по внутренним, так и по внешним причинам. Руководителям очень важно знать о наличии этих двух видов мотивации, так как эффективно управлять можно, только опираясь на внешнюю мотивацию, но при этом принимать во внимание и возможное возникновение определенных внутренних мотивов [21].

По направленности на достижение целей фирмы различают мотивацию положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую этому [8].

К основным видам положительной мотивации относятся материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий, повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе, поручение особо важной работы и т. п.

Отрицательная мотивация — это, прежде всего, материальные взыскания (штрафные санкции), снижение социального статуса в коллективе, психологическая изоляция работника, создание атмосферы нетерпимости, понижение в должности. Система штрафных санкций должна быть непрерывной, не иметь «запретных зон», последствия санкций должны доводиться до всех работников и быть понятны [12].

Мотивы и их формирование, все многообразие потребностей, установки, потенциал личности, так или иначе, отражаются, систематизируются и изучаются в различных теоретических концепциях мотивации труда и служат первым шагом в разработке мотивационного механизма.

Мотивационный механизм управления поведением сотрудников базируется на таких факторах, как система формальных процедур и правил выполнения функций и работ, предназначенных для достижения целей организации.

В настоящее время нет однозначных трактовок мотивационного механизма. Некоторые ученые определяют его как совокупность мотивов, формирующихся под влиянием мотивирующих воздействий. В основе содержания мотивационного механизма лежит представление о сущности мотивации и закономерностях людей в организации [25].

Мотивационный механизм должен строится с учетом особенностей персонала, работающего в организации, включающих в себя потребности, интересы, установки и ценностные ориентации работников. Мотивационный механизм должен учитывать существующую структуру управления персоналом организации, факторы, воздействующие на организацию внутри и извне, а так же сложившиеся на фирме традиции и исторический опыт работы [7].

Разработка мотивационного механизма управления персоналом требует решения ряда задач:

  1. Необходимость выявления факторов, определяющих структуру мотивационного механизма.
  2. Конкретизация их сущности в условиях определенной социальной среды, воздействие на мотивацию факторов внутренней и внешней среды.
  3. Определение возможности их самопроизвольного или намеренного изменения в соответствии с условиями развития производственной системы.
  4. Выбор соответствующих методов воздействия на мотивацию, их разумное комплексное сочетание.
  5. Выбор соответствующего комплекса инструментов воздействия на трудовое поведение персонала.
  6. Выработка принципиальных функций данного комплекса.
  7. Выявление мотивационных ресурсов в управлении.
  8. Оценка эффективности мотивационной политики предприятия [11].

В целом, мотивация есть сознательный (подсознательный) процесс выбора человеком, социумом того или иного типа поведения, обусловленный воздействием потребностей развития и связанных с их удовлетворением ожиданиями.

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учебник. – М.: Банки и биржи, 2008. – 284 с.
  2. Баранова Г.И. Модели управления персоналом: учеб. пособие. - Иркутск: ИГЭА, 2009. – 329 с.
  3. Бершова Л.В. Современная служба управления персоналом / Л. В. Бершова // Справочник кадровика. - 2010.- № 7. – С.17 - 21.
  4. Верхолазенко В. Система мотивации / В. Верхолазенко // Консультант директора. - 2011. -№ 3. – С.11 - 13.
  5. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ , 2011. – 312 с.
  6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс: учебник. - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2007. – 345 с.
  7. Генкин Б.М.. Основы управления персоналом: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2008. – 328 с.
  8. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник.- М.: ЮНИТИ, 2010. – 375 с.
  9. Глухов В.В. Основы менеджмента. - СПб: Спец. литература, 2009. – 310 с.
  10. Елин А. Мотивация в системе управления / А. Елин // Служба кадров. - - № 10. - С. 9 – 11.
  11. Каверзин Н. Метод кнута и пряника / Н. Каверзин //Служба кадров. -   - № 7. - С.21 – 24.
  12. Кожевников А.Я. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: Кордис & Медиа»,  – 295 с.
  13. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник. – 3-е изд. - М.: Дело, 2008. – 392 с.
  14. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия. — М.: Аспект Пресс, 2003. – 180 с.
  15. Озерникова Т. Профессионализм и трудовая мотивация / Т. Озерникова // Служба кадров. - 2008. - № 2. - С. 26 – 31.
  16. Озерникова Т. Мотивационное значение заработной платы / Т. Озерникова // Служба кадров. - 2012. -№ 8. - С.22 – 27.
  17. Основы управления персоналом / Под ред. Б. М. Генкина— М.: Проспект, 2009. – 295 с.
  18. Пиленцо Л. Р. Управление человеческими ресурсами и эффективность компании / Л. Р. Пиленцо //Человек и труд. - 2008. - № 2. – C. 17 – 21.
  19. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2009. – 296 с.
  20. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах. - М.: Прогресс, 2008. - 320 с.
  21. Трофимов Н.С. Современное управление персоналом организации. – СПб.: Канди, 2008. – 298 с.
  22. Управление персоналом: учебник для вузов / Под ред. А. Я. Кибанова. – СПб.: Нева, 2010. – 368 с.
  23. Хагеманн Г. Руководство по мотивации. - М.: HIPPO, 2008 - 382 с.
  24. Черёмушкинский П.В. Теория и практика управления: учеб. пособие. - М.: Академия, 2011. – 392 с.
  25. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. - М.: Вершина, 2009. – 336 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Менеджмент
2015 год 44 стр.
Курсовая Анализ коммуникационных процессов в организации
MrPowerPoint
Курсовая работа Менеджмент
2016 год 49 стр.
Курсовая Инструменты контроллинга в управлении организацией
Telesammit
Курсовая работа Менеджмент
2011 год 27 стр.
Курсовая Разработка инновационного проекта
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское