ВВЕДЕНИЕ
- Централизованная система следственных органов и организаций России
1.1 Исторические этапы развития органов следствия в России
1.2 Система Следственного комитета России.
1.3 Правовая и организационная основы деятельности Следственного комитета РФ
- Правовой статус Следственного комитета РФ
2.1 Принципы деятельности и основные задачи
2.2 Полномочия Следственного комитета и взаимоотношения с другими государственными органами
2.3 Значение следственного комитета РФ для национальной безопасности РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Реформировании предварительного следствия российской прокуратуры достаточно много говорили и писали. Но, к сожалению, многие люди до конца так и не поняли смысл этих реформ. По существовавшей еще с советских времен системе в органы прокуратуры штатно входили органы предварительного следствия. Но при этом складывалась ситуация, когда прокурор осуществлял надзор за предварительным следствием и одновременно являлся руководителем этого ведомства, то есть надзирал сам за собой. Поэтому первым этапом создания самостоятельных, независимых органов следствия в России явилось образование 7 сентября 2007 года Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, который, хотя и входил в ее состав штатно, но уже имел самостоятельные полномочия и финансирование. Следующим этапом реформы явилось образование 15 января 2011 года Следственного комитета Российской Федерации, который был окончательно выведен из штата прокуратуры. То есть предварительное следствие прокуратуры стало процессуально обособленным следственным органом с прямым подчинением президенту страны. Надзор за его деятельностью по-прежнему осуществляет прокурор. Так что двенадцатого января этого года органы прокуратуры России отметили 290-ю годовщину своего образования, а Следственному комитету, детищу прокуратуры, в январе исполнился один год.
За время законодательных преобразований Следственного комитета в его подследственность передали все налоговые и часть экономических преступлений. А с января этого года - все преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних и самими несовершеннолетними. Между тем, одним из важнейших направлений в работе остается раскрытие и расследование умышленных убийств, причинений тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, трудоемких должностных преступлений.
Появление Следственного комитета явилось продолжением проводимой в стране судебной реформы. Сегодня уже можно смело сказать, что разделением функций прокурорского надзора и следствия в российской правовой системе достигнут необходимый баланс полномочий, что укрепило гарантии защиты прав и интересов граждан на досудебной стадии судопроизводства.
С созданием СКР в стране повысилась эффективность предварительного следствия, улучшилось качество следственных материалов, представляемых в суд.
Целью данной работы является изучение структуры и деятельности Следственного комитета Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить исторические этапы развития органов следствия в России
- рассмотреть правовой статус Следственного комитета РФ
-выявить принципы деятельности и основные задачи Следственного комитета РФ
- определить возможные направления реформирования следственных органов России.
Методы исследования. В работе применялись такие методы исследования, формально-логический, сравнительный анализ.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы инструктивного и рекомендательного характера, материалы научно-практических конференций и семинаров, статистические данные Росстата, специальная литература и материалы периодической печати по изучаемой проблеме, ресурсы сети Internet.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка литературы.
1. Централизованная система следственных органов и организаций России
1.1 Исторические этапы развития органов следствия в России
Идея о создании специального следственного органа, организационно и функционально независимого от иных органов власти, впервые возникла в эпоху Петра I. В связи с этим, первый прообраз ныне действующего Следственного комитета РФ, появился в результате судебной реформы, реализованной Петром I. Одним из направлений реформы стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.
«В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России - «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество). В результате нововведений Петра I был создан эффективный и организационно независимый орган. Так же следует отметить, что подчиненность самому государю сделала данный орган грозной силой в руках самодержца[1].
Стоит отметить, что непосредственная подчиненность самодержцу поставила данный орган в ранг отличного от других, и сделала его грозным оружием в руках самодержца с возникшей преступностью в высших эшелонах власти.
Историки отмечают, что в XVIII веке эти органы привлекли внимание российских сенаторов. Прямая подчиненность самодержцу и независимость от иных государственных органов «майорских» следственных канцелярий обеспечили беспристрастное и объективное осуществление уголовного следствия.
Современники отмечают, что даже Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской» канцелярии Следственный комитет Российской Федерации. Именно при Петре I предварительное следствие носило вневедомственный характер, следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство и занимался наиболее опасными преступлениями.
В XVIII веке на смену розыскному процессу пришел следственный процесс, основы которого закреплялись во второй части Воинского устава 1716 г. Он базировался на теории формальных доказательств. Следствие и суд исходили из объективной оценки доказательств, которые в свою очередь делились на «совершенные» и «несовершенные».
В соответствии с замыслом Петра I в последние годы царствования «майорские» канцелярии стали выполнять существенную роль в укреплении государственности, в финансовых делах. К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.
Во времена правления Екатерины II значение и роль «майорских» следственных канцелярий снижалась из-за проводимой политики усиления других институтов власти, которые явно видели ограничение своих полномочий в следственных канцеляриях. После того, как «майорские» следственные канцелярии упразднили функция предварительного следствия, рассматривалась уже как обычная процессуальная форма досудебной стадии по всем категориям уголовных дел, независимо от их тяжести и общественной опасности.
В результате статус предварительного следствия снижался, а необходимость наделения его особыми полномочиями и организационная независимость отпала. Поэтому с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России, так называемой административной модели организации следственного аппарата Следственный комитет Российской Федерации. В соответствие с Указам государя Александра I от 29 августа 1808 года, в городе Санкт-Петербурге была введена новая должность, которая называлась - следственный пристав. Люди, занимавшие эту должность, числились в штате городской полиции в системе Министерства внутренних дел (с 1810 по 1819 год – Министерство полиции). В конце XVIII века стало очевидно, что следственные силы следует расходовать более рационально. Появилась идея подразделить формы предварительного следствия в зависимости от характера и тяжести преступлений, в одну группу выделили сокращенные по времени и более простые по процедуре, а в другую - более длительные и сложные. Такое разграничение было введено в 1832 году в положениях Свода уголовных законов. Данные положения свидетельствовали о том, что досудебное следствие могло быть произведено в форме предварительного следствия (эта сокращенная и упрощенная процессуальная форма явилась, по сути, прообразом современного дознания), а так же формального (данная более продолжительная и сложная процессуальная форма - прообраз современного предварительного следствия).