Введение
1 Общетеоретические аспекты административного порядка обжалования решений и действий органов исполнительной власти
1.1 Понятие решения, действия и бездействия должностных лиц
1.2 Порядок обжалования в административном (досудебном) порядке
2 Практические аспекты административного порядка обжалования решений и действий органов исполнительной власти
2.1 Правовые основы и пределы реализации права на досудебное обжалование
2.2 Особенности жалобы как формы реализации права на досудебное обжалование
2.3 Правовые условия реализации права на досудебное обжалование
2.4 Правовые последствия реализации права на досудебное обжалование
Заключение
Список литературы
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы[1].
К государственным органам, действия которых могут быть обжалованы, относятся государственные органы и администрации, образованные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик на территории Российской Федерации и другими законодательными актами. К местным органам власти относятся все объекты, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими правовыми актами в городах, сельских населенных пунктах и других районах для обеспечения того, чтобы население самостоятельно решало проблемы местного значения.
Действия любого лица, постоянно или временно владеющего государственными органами, органами местного самоуправления, компаниями, учреждениями, организациями, независимо от их собственности, в кооперативах, общественных организациях и объединениях, могут быть обжалованы в суд для решения административных или административных задач или выполнения этих задач специальным органом.
Актуальность исследования состоит в том, Российская правовая действительность демонстрирует, что, несмотря на конституционное признание права на досудебное обжалование как одного из способов защиты нарушенных прав (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ), реализация этого способа затруднена ввиду отсутствия в федеральном законодательстве единого порядка реализации. В настоящее время действует Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон о порядке рассмотрения обращений[2]), но он лишь гарантирует право на обжалование и получение итогового решения по спору, но не обеспечивает всестороннего и полного рассмотрения требований заявителя в рамках досудебного обжалования административных актов. Поэтому вопрос об эффективности добровольного досудебного обжалования неоднократно ставился не только в российской научной литературе, но и объявлялся одним из направлений административной реформы. Однако он не решен до настоящего времени.
Цель исследования – изучить особенности административного порядка обжалования решений и действий органов исполнительной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие решения, действия и бездействия должностных лиц;
- изучить порядок обжалования в административном (досудебном) порядке;
- изучить правовые основы и пределы реализации права на досудебное обжалование;
- исследовать особенности жалобы как формы реализации права на досудебное обжалование;
- рассмотреть правовые условия реализации права на досудебное обжалование;
- рассмотреть правовые последствия реализации права на досудебное обжалование.
1 Общетеоретические аспекты административного порядка обжалования решений и действий органов исполнительной власти
1.1 Понятие решения, действия и бездействия должностных лиц
К решениям относятся акты должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
К действиям должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления относится властное волеизъявление названных лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Например, к действиям относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль[3].
К бездействию относится неисполнение должностным лицом органа государственной власти, местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
1.2 Порядок обжалования в административном (досудебном) порядке
По выбору заявителя жалоба на действия (бездействие) должностных лиц органов власти может быть подана как сразу в суд, так и сначала в вышестоящий в порядке подчиненности государственный или муниципальный орган, вышестоящему по подчиненности лицу (ст. 218 КАС РФ[4], п. 4 ст. 21, ч. 1 ст. 23 Закона № 294-ФЗ[5]). Если заявитель воспользовался досудебным порядком обжалования, в дальнейшем при обращении в суд к административному исковому заявлению необходимо приложить копию ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа.