Актуальность исследования. Современное общество, несмотря на многообразие позитивных перемен в его укладе, характеризуется крайне негативными тенденциями в росте показателей конфликтности и бездуховности, углублении социальной дифференциации, приобретающей все более крайние формы и очертания. Статистика социальных учреждений и органов правоохраны и правопорядка свидетельствует о том, что с каждым годом неуклонно растет количество лиц, не достигших совершеннолетия, и вовлеченных в преступную деятельность. Так, по данным отечественных исследований в 2014 году было зарегистрировано 3 604,8 тыс. преступлений несовершеннолетних по всей территории РФ, что составляло 6,83% от всех совершенных правонарушений; в 2015 году их количество возросло до 3 802,2 тыс. (6,9% от общего количества правонарушений) [81]. Вызывает опасение и факт вовлечения в криминальную среду, а также сферу употребления наркотических и алкогольных веществ подростков, чье социальное положение можно было бы охарактеризовать эпитетом «благополучное». Такие подростки могут иметь обоих родителей, воспитываться в полной семье, не состоять на учете соответствующих отделов, органов, учреждений социальной работы. Полагаем, что данная тенденция связана с кризисным состоянием развития не только общества, но и института семьи, влекущих за собой рост так называемого «социального сиротства», а также безнадзорных и беспризорных детей подросткового возраста.
В литературных источниках по возрастной психологии подростковый возраст характеризуется зачастую как наиболее «сложный», «проблемный», «кризисный» в становлении и развитии личности [16; 26; 28]. Характеризуемые подобными эпитетами психологические особенности в совокупности с неблагоприятной социальной ситуацией развития личности могут привести к формированию разнообразных отклонений в развитии несовершеннолетних, вплоть до девиантной и делинквентной форм поведения. Подростки с нарушениями, отклонениями в развитии, в поведении, с разнообразными нарушениями эмоционально-волевой сферы, с нарушениями социального поведения зачастую относятся к группам детей, попавшими в сложную жизненную ситуацию. Эти дети могли испытывать угрозу своей жизни и здоровью, безнадзорные и беспризорные дети, возможно – дети беженцев и вынужденных переселенцев, и пр.
Эмпирические исследования Н.Л. Хананашвили свидетельствуют о том, что подростки в возрасте 12 – 15 лет, попавшие в трудную жизненную ситуацию и нуждающиеся в социальной реабилитации – составляют основную массу воспитанников социально-реабилитационных центров [58]. Пребывание в подобном учреждении, а также сама «трудная жизненная ситуация» оказывает значительное влияние на эмоциональное состояние личности, социальный статус подростка, его психофизиологическое развитие, ведущее зачастую к крайним формам дезадаптации. Перед сотрудниками социально-реабилитационных центров стоит непростая задача – своевременной диагностики подобных нарушений в развитии личности, их предупреждений развития.
Проблема изучения личностных особенностей личности подростков в условиях социально-реабилитационных центров исследуется в отечественной и зарубежной психологии, педагогике, а также других отраслях научного знания. Развитие личностных качеств личности тесно связывается с понятиями социализации, объективных и субъективных факторов ее развития. Проблема социализации подростков обширно рассматривалась в трудах Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, П.П. Лямцева, А.В. Мялкина, Б.Д. Парыгина, Г.Л. Смирнова, Г.Н. Филонова, И.Т. Фролова и т.д. Внутренний потенциал развития личности в тех или иных социальных ситуациях рассматриваются К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалевой, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и т.д. Теоретические и методологические подходы к изучению личности в социуме изучали: К.А. Абульханова-Славская, В.В. Козлов, В.В. Новиков, Б.Д. Парыгин, А.А. Смирнов, Н.П. Фетискин, В.Ф. Шевчук); положения об адаптации человека и об адаптационном потенциале (Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, Д.А. Леонтьев, А.Г. Маклаков, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, М.С. Яницкий).
Анализ указанных теоретических источников позволил определить внутренние механизмы развития личности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также в условиях социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Но тем не менее, указанные фундаментальные подходы не могут решать актуальные проблемы социализации и развития личности подростков на современном этапе, поскольку требования времени и условия развития тех или иных социально-реабилитационных центров оказывают отпечаток на решение проблемы развития личностных качеств подростков. Сложившееся противоречие между многообразием теоретических исследований и актуальными запросами общества обуславливает актуальность темы данной магистерской работы «Исследование психологических особенностей подростков, находящихся на дневном сдержании в социально-реабилитационном центре».
Объект исследования – подростки, находящиеся на дневном содержании в социально-реабилитационном центре г. Волгограда в количестве 25 человек.
Предмет исследования – психологические особенности подростков, находящихся на дневном сдержании в социально-реабилитационном центре.
Цель исследования – изучение психологических особенностей подростков, находящихся на дневном сдержании в социально-реабилитационном центре.
Гипотезы исследования:
- Возможно, подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и находящиеся в условиях социально-реабилитационных центров, будут характеризоваться рядом социально-психологических качеств, препятствующих их эффективной социальной реабилитации.
- Предполоительно, существует зависимость характеризующая подростков в трудной жизненной ситуации с позиции приспосабливающегося поведения, радикализма, принятия неизбежности сложившейся ситуации.
Конкретизируя цель исследования и, исходя из его гипотез, были выдвинуты следующие задачи исследования.
Теоретические:
- Исследовать психологические особенности детей подросткового возраста;
- Изучить в теоретических источниках социально-психологические качества подростков в условиях социально-реабилитационных центров.
Методические:
- Подобрать диагностический пакет методик для исследования психологических особенностей подростков, находящихся на дневном сдержании в социально-реабилитационном центре.
- Сформировать выборку и выполнить планирование эмпирического исследования.
Эмпирические:
- Провести корреляционное эмпирическое исследование психологических особенностей подростков, находящихся на дневном сдержании в социально-реабилитационном центре.
- Провести анализ полученных результатов с применением методов статистической обработки данных.
- Описать полученные результаты.
Методологическая основа исследования. В основу данной научно-исследовательской работы легли фундаментальные философские идеи И. Канта, Г. Гегеля, И.С. Кона о соотношении деятельности, сознания и развития личности, а также взаимообусловленности и взаимосвязи явлений окружающей действительности И.В. Блауберга, К.К. Платонова, Н.В. Кузьминой, В.Д. Шадрикова, А.И. Субетто, В.А. Якунина, а также научные положения концепций указанных авторов об определяющей роли деятельности в развитии личности, которое обеспечивает целостное рассмотрение социальной среды как условия для формирования личности. Гуманистические идеи Я.А. Коменского, А. Маслоу, К. Роджерса, К.Д. Ушинского, Б.С. Гершунского, С.И. Гессена, Э.Н. Гусинского, В.П. Зинченко, В.М, Розина, В.И. Слободчикова, Ю.И. Турчаниновой также легли в основу данного исследования, поскольку их концептуальный подход признает человека в качестве наивысшей ценности. Концептуальные положения деятельностного подхода в педагогическом процессе Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, К.А. Абульхановой-Славской, В.В. Серикова, основы антропологического подхода С.В. Кривых, Б.Б. Прохорова, А.А. Макареня – также составили методологическую основу проведенного исследования.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели, последовательного решения обозначенных задач и подтверждения рабочих гипотез исследования используются нижеследующие методы научного исследования.
- Теоретические: анализ научной литературы и периодических изданий по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение, конкретизация и систематизация полученных данных, методы аналогии, индукции и дедукции.
- Эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, моделирование.
Методики исследования:
- тест «Агрессивность» А.И. Крупнова [Приложение 1];
- копинг-тест Р. Лазарус, С. Фолкман в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой [Приложение 2];
- методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению – СОП (А.Н. Орел) [Приложение 3];
- опросник «Самоотношение» В.В. Столин, С.Р. Пантелеев [Приложение 4].
Математическая обработка данных включала стандартные методы математической статистики. В ходе обработки данных применялся статистический критерий Манна-Уитни, а также корреляционный анализ.
База исследования: КСУ СО «Ворошиловский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»; МОУ СОШ 48 Ворошиловского района города Волгограда.
Первый этап – изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы – октябрь 2015 – декабрь 2015;
Второй этап – подбирался диагностический материал, рассматривалась природа понятий «социальная среда», «социально-личностные качества», «социализация», «девиантное поведение», «трудная жизненная ситуация» и их критерии. Была проведена диагностика уровней личностных характеристик подростков в условиях социально-реабилитационного центра – ноябрь 2015 – март 2016;
Третий этап – проверить подтверждение рабочей гипотезы исследования, установить общие качества и тенденции развития личностных харкетристик подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационных центров – апрель 2016 – сентябрь 2016.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
1.1 Теоретический анализ понятия трудной жизненной ситуации в психолого-педагогической литературе
Согласно общей теме исследования и логике изложения материала исследовательской работы, стоит начать анализ проблемы определения личностных характеристик подростков в условиях социально-реабилитационных центров с анализа первопричин развития указанных качест и особенностей условий жизни и деятельности подростков данной категории. Для оказания специализированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, создаются центры временного содержания. По мнению Р.М. Желиготовой, такая помощь необходима в ситуациях, когда ребенка приходится в экстренном порядке изымать из семьи. Учредителями таких центров, как правило, выступают органы социальной защиты населения или общественные организации [25].
Условия развития подростков, попадающих в социально-реабилитационные центры, произрасходит из особенностей организации предшествующих условий жизни и деятельности, обусловленных трудной жизненной ситуацией развития. Остановимся подробнее на анализе понятия «трудная жизненная ситуация».
Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературе.
В «классической» литературе по общей и социальной психологии, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмоловым, В.С. Мухиной и пр. авторами в качестве синонимов трудной жизненной ситуации часто употребляются термины «сложные», «особые», «экстремальные» ситуации [5; 6; 44].
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ 15 ноября 1995г., дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно [73].
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ, ст. 1 сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь [74]. Согласно определению из данного федерального закона, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [74].
Данное определение трудной ситуации дано, скорее, с правовой точки зрения. Рассмотрим психологический смысл данного понятия. Сам вопрос о трудной для человека жизненной ситуации возникает тогда, когда внешние по отношению к человеку изменения в окружающей среде нарушают или угрожают нарушить его деятельность, отношения со значимыми людьми, привычный для него образ жизни в целом или в одном из жизненных пространств.
Специалист в области осциальной реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, А.Л. Александрова считает, что сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации [2].
В своих исследованиях Н.В. Кузьмина трудность определяет как «субъективное состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, которое определяется внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов» [35, с. 55].
В определении М. Тышковой трудная ситуация представляет собой систему отношений личности и ее окружения, характеризующуюся неуравновешенностью, либо несоответствием между стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, либо качествами личности. При этом выделяется несколько групп трудных жизненных ситуаций: трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инвалидности или смерти); трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи); трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты, давление) [65]. Кроме того, исследователь подчеркивает, что трудные ситуации, даже объективно аналогичные, по-разному воздействуют на разных людей, в том числе детей, находящихся на разных этапах развития.
М. Зейндер (М. Zeinder) и А. Хаммер (A. Hammer) предложили классификацию психологических ресурсов преодоления сложных жизненных ситуаций из пяти областей жизнедеятельности человека, определяющих его действия в трудный период, - это сферы познания и представлений, чувств, отношений с людьми, духовности, физического бытия. Эффективность обращения к той или иной сфере обусловлена содержанием проблемной ситуации [47].
Одним из первых сущность сложной жизненной ситуации раскрыл М.М. Ященко, который в общем смысле понимал ее как совокупность обстоятельств, которые трудно или невозможно разрешить [70]. Таким образом, автор подчеркивает объективную трудность ситуаций данного типа.
С.И. Наратова-Бочавер сложную жизненную ситуацию понимает как обстоятельства, предъявляющие особые требования к индивиду в личностно значимых сферах [47]. То есть автор подчеркивает не столько объективность ситуации или степень разрешимости ситуации, сколько субъективную сторону, личностное значение, которое ситуация приобретает для субъекта.
Субъективный фактор отмечается и в работах Л.И. Анцыферовой [5] [], Л.Ф. Бурлачука [14], Ф.Е. Василюка [15], В.В. Столина [63] и ряда других исследователей, которые отмечают высокую личностную значимость ситуации.
В нашем исследовании мы будем опираться на определение трудной жизненной ситуации, оформленное законодательно в социальной сфере, и рассматривать их как ситуации, объективно нарушающие жизнедеятельность гражданина, которые он не может преодолеть самостоятельно. Под трудной жизненной ситуацией мы будем понимать такую ситуацию, в которой под влиянием внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворить свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды жизни. Осухова Н. считает, что для всех жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимых изменений [53].
Как показывает анализ Н.Л. Хананашвили [58], начиная с 1990-х гг., в России идет поиск новых институциональных форм социальной защиты детей-сирот. В условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ в 2008 году предпринята попытка создания нового механизма управления, позволяющего уменьшить степень дифференциации регионов. По Указу Президента Российской Федерации был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность Фонда направлена на применение эффективных форм и методов для работы с семьями, нуждающимися в помощи, профилактику социального сиротства, а также семейное устройство детей-сирот. В рамках проводимой административной реформы осуществляется передача исполнения социально значимых функций, в том числе в сфере опеки и попечительства, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления с целью создания эффективных механизмов помощи в конкретной жизненной ситуации.
Согласно Закону «Об опеке и попечительстве» последнего года редакции, Государственное регулирование в этой сфере реализуется «с целью выявления и устройства детей-сирот; защиты их прав и законных интересов; контроля за исполнением опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий по обеспечению достойного уровня жизни подопечных; осуществления государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, реализующих функции по опеке и попечительству. Отдельные полномочия могут осуществлять иные организации, в том числе интернатные учреждения для детей-сирот» [75].
По мнению Хананашвили Н.Л., основное противоречие в деятельности органов власти, занимающихся социальной политикой, в том, что «буква закона зачастую противоречит его духу, а правоприменительная практика – общепризнанным нормам международного права. Органы опеки и попечительства, в сущности, занимаются репрессивным контролем за семьей, поскольку для опеки и попечительства необходимы иные ресурсы: научно- методические, социально-технологические, кадровые, финансовые. Семье необходимо помогать справиться с трудной жизненной ситуацией, привлекая не только государственные, но и общественные ресурсы» [58, с. 51].