Магистерская диссертация|Психология

Исследование психологических особенностей подростков, находящихся на дневном содержании в социально-реабилитационном центре

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: gotovoe

Год: 2017 | Страниц: 83

Цена: 2 000
Купить работу

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

1.1 Теоретический анализ понятия трудной жизненной ситуации в психолого-педагогической литературе

1.2 Характеристика семей, относящихся к группе риска

1.3 Психологичексие особенности развития подростков в условиях социально-реабилитационного центра

Выводы по Главе I 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДНЕВНОМ СОДЕРЖАНИИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

2.1 Оценка организации работы с подростками в социально-реабилитационном центре 

2.2 Методы и методики исследования

2.3 Результаты исследования и их интерпретация

2.4 Рекомендации по направлению совершенствования организации социальной работы с подростками в условиях социально-реабилитационного центра

Выводы по Главе II 

Заключение

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Актуальность исследования. Современное общество, несмотря на многообразие позитивных перемен в его укладе, характеризуется крайне негативными тенденциями в росте показателей конфликтности и бездуховности, углублении социальной дифференциации, приобретающей все более крайние формы и очертания. Статистика социальных учреждений и органов правоохраны и правопорядка свидетельствует о том, что с каждым годом неуклонно растет количество лиц, не достигших совершеннолетия, и вовлеченных в преступную деятельность. Так, по данным отечественных исследований в 2014 году было зарегистрировано 3 604,8 тыс. преступлений несовершеннолетних по всей территории РФ, что составляло 6,83% от всех совершенных правонарушений; в 2015 году их количество возросло до 3 802,2 тыс. (6,9% от общего количества правонарушений) [81]. Вызывает опасение и факт вовлечения в криминальную среду, а также сферу употребления наркотических и алкогольных веществ подростков, чье социальное положение можно было бы охарактеризовать эпитетом «благополучное». Такие подростки могут иметь обоих родителей, воспитываться в полной семье, не состоять на учете соответствующих отделов, органов, учреждений социальной работы. Полагаем, что данная тенденция связана с кризисным состоянием развития не только общества, но и института семьи, влекущих за собой рост так называемого «социального сиротства», а также безнадзорных и беспризорных детей подросткового возраста.

В литературных источниках по возрастной психологии подростковый возраст характеризуется зачастую как наиболее «сложный», «проблемный», «кризисный» в становлении и развитии личности [16; 26; 28]. Характеризуемые подобными эпитетами психологические особенности в совокупности с неблагоприятной социальной ситуацией развития личности могут привести к формированию разнообразных отклонений в развитии несовершеннолетних, вплоть до девиантной и делинквентной форм поведения. Подростки с нарушениями, отклонениями в развитии, в поведении, с разнообразными нарушениями эмоционально-волевой сферы, с нарушениями социального поведения зачастую относятся к группам детей, попавшими в сложную жизненную ситуацию. Эти дети могли испытывать угрозу своей жизни и здоровью, безнадзорные и беспризорные дети, возможно – дети беженцев и вынужденных переселенцев, и пр.

Эмпирические исследования Н.Л. Хананашвили свидетельствуют о том, что подростки в возрасте 12 – 15 лет, попавшие в трудную жизненную ситуацию и нуждающиеся в социальной реабилитации – составляют основную массу воспитанников социально-реабилитационных центров [58]. Пребывание в подобном учреждении, а также сама «трудная жизненная ситуация» оказывает значительное влияние на эмоциональное состояние личности, социальный статус подростка, его психофизиологическое развитие, ведущее зачастую к крайним формам дезадаптации. Перед сотрудниками социально-реабилитационных центров стоит непростая задача – своевременной диагностики подобных нарушений в развитии личности, их предупреждений развития.

Проблема изучения личностных особенностей личности подростков в условиях социально-реабилитационных центров исследуется в отечественной и зарубежной психологии, педагогике, а также других отраслях научного знания. Развитие личностных качеств личности тесно связывается с понятиями социализации, объективных и субъективных факторов ее развития. Проблема социализации подростков обширно рассматривалась в трудах Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, П.П. Лямцева, А.В. Мялкина, Б.Д. Парыгина, Г.Л. Смирнова, Г.Н. Филонова, И.Т. Фролова и т.д. Внутренний потенциал развития личности в тех или иных социальных ситуациях рассматриваются К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалевой, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и т.д. Теоретические и методологические подходы к изучению личности в социуме изучали: К.А. Абульханова-Славская, В.В. Козлов, В.В. Новиков, Б.Д. Парыгин, А.А. Смирнов, Н.П. Фетискин, В.Ф. Шевчук); положения об адаптации человека и об адаптационном потенциале (Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, Д.А. Леонтьев, А.Г. Маклаков, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, М.С. Яницкий).

Анализ указанных теоретических источников позволил определить внутренние механизмы развития личности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также в условиях социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Но тем не менее, указанные фундаментальные подходы не могут решать актуальные проблемы социализации и развития личности подростков на современном этапе, поскольку требования времени и условия развития тех или иных социально-реабилитационных центров оказывают отпечаток на решение проблемы развития личностных качеств подростков. Сложившееся противоречие между многообразием теоретических исследований и актуальными запросами общества обуславливает актуальность темы данной магистерской работы «Исследование психологических особенностей подростков, находящихся на дневном сдержании в социально-реабилитационном центре».

Объект исследования – подростки, находящиеся на дневном содержании в социально-реабилитационном центре г. Волгограда в количестве 25 человек.

Предмет исследования – психологические особенности подростков, находящихся на дневном сдержании в социально-реабилитационном центре.

Цель исследования – изучение психологических особенностей подростков, находящихся на дневном сдержании в социально-реабилитационном центре.

Гипотезы исследования:

  1. Возможно, подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и находящиеся в условиях социально-реабилитационных центров, будут характеризоваться рядом социально-психологических качеств, препятствующих их эффективной социальной реабилитации.
  2. Предполоительно, существует зависимость характеризующая подростков в трудной жизненной ситуации с позиции приспосабливающегося поведения, радикализма, принятия неизбежности сложившейся ситуации.

Конкретизируя цель исследования и, исходя из его гипотез, были выдвинуты следующие задачи исследования.

Теоретические:

  1. Исследовать психологические особенности детей подросткового возраста;
  2. Изучить в теоретических источниках социально-психологические качества подростков в условиях социально-реабилитационных центров.

Методические:

  1. Подобрать диагностический пакет методик для исследования психологических особенностей подростков, находящихся на дневном сдержании в социально-реабилитационном центре.
  2. Сформировать выборку и выполнить планирование эмпирического исследования.

Эмпирические:

  1. Провести корреляционное эмпирическое исследование психологических особенностей подростков, находящихся на дневном сдержании в социально-реабилитационном центре.
  2. Провести анализ полученных результатов с применением методов статистической обработки данных.
  3. Описать полученные результаты.

Методологическая основа исследования. В основу данной научно-исследовательской работы легли фундаментальные философские идеи И. Канта, Г. Гегеля, И.С. Кона о соотношении деятельности, сознания и развития личности, а также взаимообусловленности и взаимосвязи явлений окружающей действительности И.В. Блауберга, К.К. Платонова, Н.В. Кузьминой, В.Д. Шадрикова, А.И. Субетто, В.А. Якунина, а также научные положения концепций указанных авторов об определяющей роли деятельности в развитии личности, которое обеспечивает целостное рассмотрение социальной среды как условия для формирования личности. Гуманистические идеи Я.А. Коменского, А. Маслоу, К. Роджерса, К.Д. Ушинского, Б.С. Гершунского, С.И. Гессена, Э.Н. Гусинского, В.П. Зинченко, В.М, Розина, В.И. Слободчикова, Ю.И. Турчаниновой также легли в основу данного исследования, поскольку их концептуальный подход признает человека в качестве наивысшей ценности. Концептуальные положения деятельностного подхода в педагогическом процессе Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, К.А. Абульхановой-Славской, В.В. Серикова, основы антропологического подхода С.В. Кривых, Б.Б. Прохорова, А.А. Макареня – также составили методологическую основу проведенного исследования.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели, последовательного решения обозначенных задач и подтверждения рабочих гипотез исследования используются нижеследующие методы научного исследования.

  1. Теоретические: анализ научной литературы и периодических изданий по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение, конкретизация и систематизация полученных данных, методы аналогии, индукции и дедукции.
  2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, моделирование.

Методики исследования:

- тест «Агрессивность» А.И. Крупнова [Приложение 1];

- копинг-тест Р. Лазарус, С. Фолкман в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой [Приложение 2];

- методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению – СОП (А.Н. Орел) [Приложение 3];

- опросник «Самоотношение» В.В. Столин, С.Р. Пантелеев [Приложение 4].

Математическая обработка данных включала стандартные методы математической статистики. В ходе обработки данных применялся статистический критерий Манна-Уитни, а также корреляционный анализ.

База исследования: КСУ СО «Ворошиловский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»; МОУ СОШ 48 Ворошиловского района города Волгограда.

Первый этап – изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы – октябрь 2015 – декабрь 2015;

Второй этап – подбирался диагностический материал, рассматривалась природа понятий «социальная среда», «социально-личностные качества», «социализация», «девиантное поведение», «трудная жизненная ситуация» и их критерии. Была проведена диагностика уровней личностных характеристик подростков в условиях социально-реабилитационного центра – ноябрь 2015 – март 2016;

Третий этап – проверить подтверждение рабочей гипотезы исследования, установить общие качества и тенденции развития личностных харкетристик подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационных центров – апрель 2016 – сентябрь 2016.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

1.1 Теоретический анализ понятия трудной жизненной ситуации в психолого-педагогической литературе

Согласно общей теме исследования и логике изложения материала исследовательской работы, стоит начать анализ проблемы определения личностных характеристик подростков в условиях социально-реабилитационных центров с анализа первопричин развития указанных качест и особенностей условий жизни и деятельности подростков данной категории. Для оказания специализированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, создаются центры временного содержания. По мнению Р.М. Желиготовой, такая помощь необходима в ситуациях, когда ребенка приходится в экстренном порядке изымать из семьи. Учредителями таких центров, как правило, выступают органы социальной защиты населения или общественные организации [25].

Условия развития подростков, попадающих в социально-реабилитационные центры, произрасходит из особенностей организации предшествующих условий жизни и деятельности, обусловленных трудной жизненной ситуацией развития. Остановимся подробнее на анализе понятия «трудная жизненная ситуация».

Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературе.

В «классической» литературе по общей и социальной психологии, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмоловым, В.С. Мухиной и пр. авторами в качестве синонимов трудной жизненной ситуации часто употребляются термины «сложные», «особые», «экстремальные» ситуации [5; 6; 44].

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ 15 ноября 1995г., дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно [73].

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ, ст. 1 сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь [74]. Согласно определению из данного федерального закона, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [74].

Данное определение трудной ситуации дано, скорее, с правовой точки зрения. Рассмотрим психологический смысл данного понятия. Сам вопрос о трудной для человека жизненной ситуации возникает тогда, когда внешние по отношению к человеку изменения в окружающей среде нарушают или угрожают нарушить его деятельность, отношения со значимыми людьми, привычный для него образ жизни в целом или в одном из жизненных пространств.

Специалист в области осциальной реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, А.Л. Александрова считает, что сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации [2].

В своих исследованиях Н.В. Кузьмина трудность определяет как «субъективное состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, которое определяется внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов» [35, с. 55].

В определении М. Тышковой трудная ситуация представляет собой систему отношений личности и ее окружения, характеризующуюся неуравновешенностью, либо несоответствием между стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, либо качествами личности. При этом выделяется несколько групп трудных жизненных ситуаций: трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инвалидности или смерти); трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи); трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты, давление) [65]. Кроме того, исследователь подчеркивает, что трудные ситуации, даже объективно аналогичные, по-разному воздействуют на разных людей, в том числе детей, находящихся на разных этапах развития.

М. Зейндер (М. Zeinder) и А. Хаммер (A. Hammer) предложили классификацию психологических ресурсов преодоления сложных жизненных ситуаций из пяти областей жизнедеятельности человека, определяющих его действия в трудный период, - это сферы познания и представлений, чувств, отношений с людьми, духовности, физического бытия. Эффективность обращения к той или иной сфере обусловлена содержанием проблемной ситуации [47].

Одним из первых сущность сложной жизненной ситуации раскрыл М.М. Ященко, который в общем смысле понимал ее как совокупность обстоятельств, которые трудно или невозможно разрешить [70]. Таким образом, автор подчеркивает объективную трудность ситуаций данного типа.

С.И. Наратова-Бочавер сложную жизненную ситуацию понимает как обстоятельства, предъявляющие особые требования к индивиду в личностно значимых сферах [47]. То есть автор подчеркивает не столько объективность ситуации или степень разрешимости ситуации, сколько субъективную сторону, личностное значение, которое ситуация приобретает для субъекта.

Субъективный фактор отмечается и в работах Л.И. Анцыферовой [5] [], Л.Ф. Бурлачука [14], Ф.Е. Василюка [15], В.В. Столина [63] и ряда других исследователей, которые отмечают высокую личностную значимость ситуации.

В нашем исследовании мы будем опираться на определение трудной жизненной ситуации, оформленное законодательно в социальной сфере, и рассматривать их как ситуации, объективно нарушающие жизнедеятельность гражданина, которые он не может преодолеть самостоятельно. Под трудной жизненной ситуацией мы будем понимать такую ситуацию, в которой под влиянием внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворить свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды жизни. Осухова Н. считает, что для всех жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимых изменений [53].

Как показывает анализ Н.Л. Хананашвили [58], начиная с 1990-х гг., в России идет поиск новых институциональных форм социальной защиты детей-сирот. В условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ в 2008 году предпринята попытка создания нового механизма управления, позволяющего уменьшить степень дифференциации регионов. По Указу Президента Российской Федерации был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность Фонда направлена на применение эффективных форм и методов для работы с семьями, нуждающимися в помощи, профилактику социального сиротства, а также семейное устройство детей-сирот. В рамках проводимой административной реформы осуществляется передача исполнения социально значимых функций, в том числе в сфере опеки и попечительства, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления с целью создания эффективных механизмов помощи в конкретной жизненной ситуации.

Согласно Закону «Об опеке и попечительстве» последнего года редакции, Государственное регулирование в этой сфере реализуется «с целью выявления и устройства детей-сирот; защиты их прав и законных интересов; контроля за исполнением опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий по обеспечению достойного уровня жизни подопечных; осуществления государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, реализующих функции по опеке и попечительству. Отдельные полномочия могут осуществлять иные организации, в том числе интернатные учреждения для детей-сирот» [75].

По мнению Хананашвили Н.Л., основное противоречие в деятельности органов власти, занимающихся социальной политикой, в том, что «буква закона зачастую противоречит его духу, а правоприменительная практика – общепризнанным нормам международного права. Органы опеки и попечительства, в сущности, занимаются репрессивным контролем за семьей, поскольку для опеки и попечительства необходимы иные ресурсы: научно- методические, социально-технологические, кадровые, финансовые. Семье необходимо помогать справиться с трудной жизненной ситуацией, привлекая не только государственные, но и общественные ресурсы» [58, с. 51].

  1. ГОСТ Р 52888-2013 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2013 г. N 1182-ст. Дата введения 2015-01-01. – М.: Стандартинформ, 2014. – 11 с.
  2. Александрова А.Л. Особенности использования нарративной терапии в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации [Текст] / А.Л. Александрова // Психологическое и социально- педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы международной научной конференции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015. – С. 34-35.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Флинта-М, 2014. – 370 с.
  4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анциферова // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15, № 1.-С. 3-18.
  5. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1999.-Т. 20, №1.- С. 6-19.
  6. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2011. - 416 с.
  7. Астапов В.М. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика: монография [Текст] / В.М. Астапов, Е.Е. Малкова. ‒ М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2011 ‒ 368 с.
  8. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения. Опыт включенного наблюдения [Текст] / М.С. Астоянц // Социологические исследования. – 2006. - № 3. – С. 54-63.
  9. Басс А. Опросник Басса-Дарки для диагностики состояния агрессии [Текст] / А. Басс. – М.: Когито-Центр. – 2015. – 26 с.
  10. Беляева Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков / Л.А. Беляева // Вестник ТГПУ 2011. - № 10 (112). – С. 162-165.
  11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Под ред. В.Я. Пилиповского – М.: Просвещение, 2006. – 420 с.
  12. Бойко В.В. Психоэнергетика [Текст] / В.В. Бойко. – Издательский дом «Питер», 2016. – 376 с.
  13. Борисенкова Е.С. Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры на основе кредитно-модульного обучения культуры [Текст] / Е.С. Борисенкова, О.П. Керер, А.Я. Найн // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. ‒ 2014. ‒ №3.‒ С. 61-64.
  14. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. –М.: Когита-Центр, 2008. – 316 c.
  15. Василюк Ф.Е. К истории понятия переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк. – М.: Агат+, 2016. – Т. 27. – 114 с.
  16. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2013. – 288 с.
  17. Воспитательная деятельность педагога [Текст] / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой – М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – 336 с.
  18. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] // Собр. соч. в 6-ти т. М.: Просвещение, 2012. Т.2. – 357 с.
  19. Выдрин В.М. Физическая культура ‒ вид культуры личности и общества (опыт историко-методологического анализа проблем). [Текст] / В.М. Выдрин. – СПб, 2004. – 153 с.
  20. Гущина Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: автореферат дис. ... канд. пс. наук: 19.00.05 [Текст] / Т. В. Гущина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. – 25 с.
  21. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие [Текст] / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
  22. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. [Текст] / Н.Ф. Дивицына. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 288 с.
  23. Диханова Л.Г. Социальный педагог – руководитель детского общественного объединения: учеб-метод. пособие [Текст] / Л.Г. Диханова. – Екатеринбург, 2007. – 57 с.
  24. Ефимова Е.Л. Индивидуализация процесса воспитания подростков в современных условиях [Текст] / Е.Л. Ефимова // Личностно-ориентированное образование: проблемы, опыт, пути поиска. ‒ Челябинск: Урал‒ ГАФК, 2013. – С. 35-38.
  25. Желиготова Р.М. Адаптационные перспективы детей-сирот – выпускников государственных попечительских учреждений [Текст] / Р.М. Желиготова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. - № 11. – С. 203 – 220.
  26. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 701 с.
  27. Ирхин С.М. Примерная программа изучения подростков с признаками асоциального поведения [Текст] / С.М. Ирхин // Личностно-ориентированное образование : проблемы, опыт, пути поиска. ‒ Челябинск: УралГАФК, 2012. – С. 57-61.
  28. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие [Текст] / М. Кле. - М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
  29. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст]: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2014. - 160 с.
  30. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 256 с.
  31. Кокухин Н. Дети на обочине [Текст] / Н. Кокухин // Законность. - 1992. -№ 11. - С. 20-22.
  32. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Принципы формирования личности [Текст] / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
  33. Краевский В.В. Методология науки: Новый этап [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Изд. центр «Академия», 2016. – 400 с.
  34. Крайг Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2011. - 992 с.
  35. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя [Текст] / Н.В. Кузьмина. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. - 183 с.
  36. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 464 с.
  37. Куприянов Б.В. Теория и методика социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей [Текст] / Б.В. Куприянов. – Кострома: Ред. – изд. отд. КОИРО, 2013. – 424 с.
  38. Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] / Й. Лангмейер, 3. Матейчек. – Прага: Авиценум, 1984. - 335 с.
  39. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст] / Д.А. Леонтьев //Открытое образование. – 2010. – №. 3. – С. 32-38.
  40. Липский И.А. Социальная педагогика [Текст] / И.А. Липский. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 280 с.
  41. Лихтарников А.Л. Беспомощность подростков и психологическое консультирование [Текст] / А.Л. Лихтарников //Наш проблемный подросток: понять и договориться. - СПб., 2011. – 78 с.
  42. Малкова Е.Е. Особенности психологических защит и их связь с тревогой у подростков с шизотипическим расстройством [Текст] / Е.Е. Малкова // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. ‒ СПб., 2011.‒ С. 81-87.
  43. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2009. – 304 с.
  44. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа [Текст] / В.С. Мухина // Вопросы психологии. - №1. - 1989. – С. 32-39.
  45. Найн А.Я. Развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов физической культуры : учеб. пособие [Текст] / А.Я. Найн, О.Л. Назарова, В.И. Кондрух.‒ Челябинск, УралГУФК, 2011.‒ 158 с.
  46. Найн А.Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя [Текст] / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. ‒ Челябинск : УралГУФК ; Магнитогорск : МаГУ, 2010.‒ 116 с.
  47. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18, № 5. - С. 20-30.
  48. Невская С.С. Современные условия преодоления правонарушений несовершеннолетних [Текст] / С. С. Невская, И. А. Невский // Педагогика. – 1994. - № 4. – С. 52-54.
  49. Немов Р.С. Психология. В 3 Т. Т. 1. – М.: Перспектива, 2012. – 574 с.
  50. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: становление и развитие культурологического подхода [Текст] / Ю.М. Николаев// Теория и практика физической культуры. – 2009. - № 12. – С. 3-8.
  51. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
  52. Осухова Н. Применение психодрамы в психотерапии с детьми и подростками, пережившими насилие [Текст] / Н. Осухова. - М.: Изд-во МГУ, 2015. – 32 с.
  53. Осухова Н. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации [Текст] / Н. Осухова. // Школьный психолог. - 2011.-№31. – С. 5-12.
  54. Пигарева Ю.В. Социальное сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Текст] / Ю.В. Пигарева // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2014. - №2. – С. 163-178.
  55. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии [Текст]: учебно- практическое пособие [Текст] / В.Ю. Питюков. - М.: Перспектива, 2012 – 176 с.
  56. Прихожан А.М. Психология сиротства: Научный контекст, история, экспериментальное исследование проблемы [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб: Питер, 2015. – 400 с.
  57. Проблемы психологии современного подростка: Сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: АПН СССР; 1982. – 160 с.
  58. Профилактика социального сиротства. Развитие служб примирения в России [Текст] / Под общей редакцией Н.Л. Хананашвили. – М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2013. – 55 с.
  59. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райе. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
  60. Самарина Л.В., Блохина Л.В., Калинина С.В. и др. Служба раннего вмешательства. Методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи. [Текст] / Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. – М., 2011. – 198 с.
  61. Социальная психология [Текст] / Под ред. А.Л. Журавлева. – М.: ПЕР СЭ, 2012. – 351 с.
  62. Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки [Текст] / Науч. ред.: Е.Р. Ярская-Смирнова, В.М. Маркина. – М.: Перспектива. – 2015. – 141 с.
  63. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности [Текст] //дис… д-ра психол. наук. – 1985. – Т. 19. – №. 07.
  64. Столяренко А.М. Психология и педагогика [Текст]: Учеб. пособие для вузов [Текст] / А.М. Столяренко. - М.: Просвещение, 2011. – 423 с.
  65. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях [Текст] / М. Тышкова // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 27-34.
  66. Шахманова А.Ш. О программе воспитания детей дошкольного возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [Текст] / А.Ш. Шахманова // Дошкольник - Младший школьник. – 2013. - № 2. – С. 3-6.
  67. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы [Текст] / Т.А. Шишковец. - М.: «5 за знания», 2014. – 192 с.
  68. Шульга Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» [Текст] / Т.И. Шульга, В. Слот, X. Спаниярд. – М.: Изд-во УРАО, 2001. – 128 с.
  69. Ярская-Смирнова Е., Романов П., Антонова В., Бирюкова С. Благополучие и неблагополучие в концептуальном аппарате семейной политики и защиты детства в современной России [Текст] // Политика семьи и детства в постсоциализме: колл. моногр. / под ред. В. Шмидт, Е. Ярской-Смирновой, Ж. Черновой. – М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2014. С. 72–95.
  70. Ященко М.М. Сложные жизненные ситуации и становление личности старшеклассника [Текст] / М.М. Ященко // Советская педагогика. – 1968.-№ 11. – С. 6-36.

 

Электронные ресурсы:

 

  1. Проект Федерального закона № 249303–6 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в 1-м чтении 14.05.2013). Ст. 3, п. 1. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/214893/
  2. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям. ГОСТ Р 53061–2008» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 438-ст) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/117051/
  3. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: закон Рос. Федерации № 195-ФЗ от 10.12.1995 г. // Собр. законодательства РФ. – 1995. - № 50. - Ст. 4872 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/201900/
  4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // http://base.garant.ru/179146/ (Обращение к ресурсу 10.06.16)
  5. Об опеке и попечительстве. Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. и доп., вступившими в силу 01.01.2014).
  6. Постановление Правительства Москвы N 215-ПП от 24 марта 2009 г. «О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. N 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/113006/ (Обращение к ресурсу 22.02.16).
  7. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/144929/
  8. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_130516/ (Обращение к ресурсу 18.02.15).
  9. Федеральный закон от 28.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/045109/ (Обращение к ресурсу 11.09.16).
  10. Кржечковский А.Ю. Формирование самосознания у детей и подростков как метод профилактики пограничных психических расстройств [Текст] / А.Ю. Кржечковский // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. - № 5. Режим доступа: http:// medpsyru
  11. Министерство внутренних дел РФ: база данных содержит сведения о состоянии преступности в РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Магистерская диссертация Психология
2014 год 151 стр.
Детерминанты конфликтного взаимодействия в супружеских парах
diplomstud
Магистерская диссертация Психология
2020 год 82 стр.
Дипломная Влияние производственной среды на работников Крайнего Севера
avtorklass
Магистерская диссертация Психология
2019 год 79 стр.
Диссертация Мотивация к достижению успеха у подростков
avtorklass
Магистерская диссертация Психология
2017 год 99 стр.
Диссертация Внутриличностный конфликт
Alcofribas
Магистерская диссертация Психология
2019 год 84 стр.
Диплом Особенности познавательного развития детей в предшкольном образовании
avtorklass

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское