Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки миссии, целей и стратегии
1.1. 1.1 Роль миссии в стратегическом управлении
1.2 Определение и свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации
Глава 2. Анализ деятельности предприятия ОАО «Калужская обувная фабрика «КАЛИТА»
2.1. Анализ внешней среды предприятия ОАО «Калужская обувная фабрика «КАЛИТА»
2.2. Анализ конкурентной среды предприятия
2.3. Анализ внутренней среды предприятия
Глава 3. Пути совершенствования стратегии предприятия
3.1. Выявление проблем в деятельности организации
3.2 Реализация стратегии
Заключение
Список литературы
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование предприятия и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.
Актуальность данной работы состоит в том, что в наше динамичное время повышение эффективности управления является ключевой задачей, поскольку в жёсткой конкурентной борьбе выживают лишь сильнейшие – те, которые умеют вовремя перестроиться в соответствии с быстро меняющейся окружающей средой.
Успешное достижение целей организации невозможно без взаимодействия с внешней по отношению к ней средой. Любая организация нуждается в получении из внешнего окружения исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за ее существование. Поэтому менеджмент организации занимается не только внутренними ее вопросами, но в равной, а может быть и в большей мере его взор направлен за пределы организации, на взаимодействие с окружающей действительностью, влияния на нее и адаптации к ней.
Внешнее окружение организации состоит из двух сфер: внешней среды прямого воздействия и внешней среды косвенного воздействия.
Целью исследования является анализ существующей стратегии управления ОАО «Калита» и определение направлений её совершенствования.
Задачи работы:
Изучить теоретические аспекты исследования внешней среды предприятия.
Описать методы исследования внешней среды предприятия;
Рассмотреть методы сбора и обработки маркетинговой информации;
Дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
Описать внешнюю среду ОАО «Калита»;
Провести SWOT-анализ ОАО «Калита»;
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Калита».
Предметом исследования является существующая деятельность ОАО «Калита».
Методы исследования работы определены целью работы и задачами по ее решению. Для проверки исходных положений использовался комплекс методов исследования, включающий: абстрактно-логический, монографический, контент – анализ, анализ вторичных данных, ситуационный, социологический.
Информационной базой работы послужили труды ведущих отечественных и зарубежных авторов в области управления предприятием, менеджеров.
Глава 1. Теоретические основы разработки миссии, целей и стратегии
1.1. Роль миссии в стратегическом управлении
Существуют широкое и узкое понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функционирования.
В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана [6; С. 48].
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:
- собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;
- сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;
- покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;
- деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;
- местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;
- общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.
Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов. Степень проявления в миссии интересов каждого из данных шести субъектов принципиально зависит от того, какие размеры имеет организация, в каком она состоит бизнесе, где расположена и т.п. Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации независимо от того, что организация собой представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей [3; С. 125].
Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ О защите конкуренции на рынке финансовых услуг (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 02 февраля 2006 г.) //»Российская газета», № 23, 13.04.2009 г.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ О защите конкуренции. //Российская газета, № 27, 25.12.2006 г.
Приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 3 июня 1994 г. № 66 «Об установлении предельной величины доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке для квалификации доминирующего положения» (в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 № 71). //Российская газета, № 237, 07.03.2007 г.
Абчук В. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск.– СПб., 2009. - 336 с.
Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2011. -519с.
Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов / Ассэль Генри; Пер. с англ. М. З. Штернгарца. – М.: Инфра-М, 2011. 816 с.
Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова Е. Попова // Маркетинг. - 2012 - №4. - С. 41-45.
Белоусов, В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В.Л. Белоусов / Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №5. - С. 29-35.
Богомолова, И. П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И.П Богомолова, Е.В. Хохлов // Маркетинг. - 2011. - №8. - С. 44-51.
Бланк И.А. Торговый менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2010. 268с.
Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. М.: Экономика, 2010. 368 с.
Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. – М.: Финпресс 2011. 289 с.
Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. 135 с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2011. 528 с.
Глухов В.В. Основы менеджмента. - М., 2012 - 125с.
Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, Юнити, 2011. 120 с.
Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2009. 223с.
Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: ДеКа, 2011. 145 с.
Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб. 2011. 496 с.
Котлер Ф. Маркетинг: учебник для вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз; пер. с англ. В. Н. Егорова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 1064 с
Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. - СПб, 2010. - 284 с.
Маркетинг: Учебн. пособие для вузов / Мурашкин Н.В., ТюкинаО.Н., Сеник Н.М., Мурашкин А.Н., Яллай В.А. / Под общей редакцией проф. МурашкинаН.В. – Псков, 2011.- 361 с.
Муравьев А. И. Предпринимательство: Учебник / А. И. Муравьев, А. М. Игнатьев, А. Б. Крутик; М-во образования РФ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. – СПб.: Лань, 2009. -696 с.
Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник под ред. Русинова Ф.М., Разумеев М.Л. - М.: ФБК - Пресс, 2012. -504 с.
Мазур И.И. Управление качеством – 4-е изд. М. 2011. -400 с.
Лифиц. И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-Издат, 2012.- 336 с.
Нуреев Р.А. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство. - Вопросы экономики, 2013. -246 с.
Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях. М.: Финансы и статистика, 2011. -389 с.
Новицкий Н.И., Пашуто В.П. Организация, планирование и управление производством. М.: Финансы и статистика, 2011. -575с.
Петров А.Н. Стратегический менеджмент. СПб. 2011. -490 с.
Портер М. Конкуренция М.: Издательский дом «Вильямс», 2010. -495 с.
Семь нот менеджмента. – 5-е изд., доп. – М.: Изд-во «Журнал Эксперт», изд-во ЭКСМО», 2011. 656 с.
Сребник, Б.В. Маркетинг. – М. : Высшая школа, 2011. – 360 с.
Резанович И.В. Менеджмент: конспект лекций для слушателей Президентской программы. – Челябинск: Изд. – во ЮУрГУ, 2012. -110 с.
Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательства конкуренции.-6-е изд. М. 2013. -608 с.
Румянцева, З.П., Саломатин, И.А. Менеджмент организации: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. - 432 с.
Рогожин, С. В. Теория организации: учебник по специальности «Менеджмент организации» / С. В. Рогожин, Т. В. Рогожина. - М.: Экзамен, 2011. -320 с.
Томпсон, А.А., Стрикленд, А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для ВУЗов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. -576 с.
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2012. - 400 с.
Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник для студентов вузов. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 201. -360 с.
Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник для студентов вузов. – М.: Дело, 2014. - 448 с.
Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2009. -544 с.
Финансовый учет: Учеб. для вузов / В. Е. Ануфриев, З. Д. Бабаева, В. Г. Гетьман и др. / Под ред. В. Г. Гетьмана. – М.: Финансы и статистика, 2011. 639 с.
Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей Тандем, издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2011. 384 с.