Введение
Глава 1. Понятие и предмет правового регулирования
1.1.Понятие правового регулирования
1.2. Предмет правового регулирования
Глава 2. Сущность механизма правового регулирования, его стадии и структура
2.1.Понятие механизма правового регулирования
2.2. Стадии и структура механизма правого регулирования
Заключение
Список литературы
Приложение
Современный этап развития России характеризуется существенными преобразованиями во всех сферах общественной жизни, что влияет на процессы правового регулирования, в которых в полной мере раскрывается динамичный, функциональный характер права. Еще в советской науке отмечалось, что направленность правового регулирования определяется рядом объективных и субъективных факторов: степенью политического и экономического развития; степенью зрелости общественных отношений; сформированностью социальных связей; уровнем правовой культуры отдельной личности и общества в целом; объектом правового воздействия.
Представленный вывод не вызывает никаких сомнений. Он подтверждает свою справедливость в условиях кардинального изменения типа экономической, политической, социальной и правовой систем, переориентации моральных ценностей. Чем цивилизованнее и разнообразнее социальные отношения, тем более многоаспектны интересы и потребности людей, тем большей вариативностью отличаются средства правового опосредования общественной жизни.
Правовые нормы не могут реализовываться сами по себе, равно как и правовое регулирование не может осуществляться исключительно путем принятия правовых норм. Для осуществления правового регулирования общественных отношений, помимо правовых норм, принятых в установленном порядке, необходимы еще и некоторые инструменты, позволяющие претворять в жизнь предписания этих правовых норм. Речь идет о механизме правового регулирования.
Вопросы понимания механизма правового регулирования изучаются в России уже достаточно длительное время. Образование категории «механизм правового регулирования» связано с синтезом как некоторых ранее существовавших теоретических представлений, так и выводов, сделанных к этому времени отраслевыми юридическими науками. Механизму правового регулирования посвящено немалое число исследований под авторством А.А. Абрамовой, С.С. Алексеева, И.В. Борисковой, И.А. Вдовина, И.И. Веремеенко, Ю.С. Жарикова, И.М. Клеандрова, Н.М. Кропачева, В.С. Прохорова, А.Н. Тарбагаева и др., однако нельзя утверждать, что указанная категория, несмотря на свою значимость и важность, до сих пор не получила однозначного и единообразного толкования в научной среде, что побуждает к дальнейшему исследованию данного правового явления и обуславливает актуальность выбора темы настоящего исследования.
Цель курсовой работы – теоретический анализ сущности механизма правового регулирования.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования общественных отношений.
Предмет исследования – научные труды российских ученых, исследующих вопросы механизма правового регулирования общественных отношений.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить понятие правового регулирования;
- определить предмет правового регулирования;
- выявить сущность механизма правового регулирования;
- рассмотреть стадии и структуру механизма правового регулирования;
- обобщить полученные сведения и сделать необходимые выводы.
Теоретической основой исследования послужила учебная и научная литература по теории государства и права.
Методологическую базу исследования составляет диалектико-материалистический метод научного познания объективного мира, основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы теоретического анализа − системно-структурный, анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1.Понятие и предмет правового регулирования
1.1.Понятие правового регулирования
Все традиционно существующие в теории права трактовки категории «правовое регулирование» можно условно разделить на две группы. К первой из них принадлежат те трактовки, для которых характерен широкий подход к предмету, ко второй – те, что используют более узкий подход.
При широком подходе к правовому регулированию относят все без исключения формы воздействия права на поведение и сознание людей. Поэтому компонентный состав правового регулирования они видят также исключительно широко, включая в число элементов правового регулирования и правовые принципы и нормотворческий процесс и правовой статус граждан, который охватывает их личные, экономические, политические и культурные права, избирательную систему, правосознание и т.п.
Л.С. Явич, являясь сторонником широкого подхода, понимает под правовым регулированием различные формы юридического воздействия государства на поведение субъектов общественных отношений, каковое воздействие осуществляется в интересах некоей определенной группы населения или же всего общества[1].
С.С. Алексеев считает правовое регулирование осуществляемым при помощи права и всей совокупности правовых средств результативным воздействием на общественные отношения с целями их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями[2].
В.И. Червонюк предлагает еще более широкое определение. Он утверждает, что правовое регулирование «представляет собой все формы воздействия права на общественную жизнь: издание норм права, общевоспитательное воздействие права, осуществление правовых предписаний в конкретных действиях субъектов права, обеспечение исполнения этих предписаний, то есть само правомерное поведение, а также все то, что создает основу и предпосылку для такого поведения, обеспечивает его»[3].