ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
1.1. Патриотизм в современных условиях:
1.2. Воспитание патриотизма у школьников:
ГЛАВА 2
2.1. Выявление уровня развития патриотических чувств у младших школьников
2.2. Реализация мероприятий,
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет.
Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.
А.В. Суворов, русский полководец
Развитие гражданско-патриотических качеств личности — процесс противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения закладываются в дошкольные годы, а активно формируются и развиваются в младшем школьном возрасте. И от того, как понимается гражданственность и патриотичность, какое отношение к ним вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение и его гражданская позиция.
Актуальность. Проблема формирования патриотизма как качества личности состоит в том, что на сегодня констатируются существенные изменения жизненных стратегий и ценностных ориентаций значительной части молодёжи, ее отчуждение от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей в среде детей и молодежи. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, аудио и видеопродукции, социального расслоения общества во много раз превзошла влияние семьи, школы и других общественных институтов воспитания. И как результат - рост наркомании, пьянства, детской преступности, отказ молодых людей от службы в Вооруженных Силах. Многие школьники выдвигают главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру, деньги, при этом пути достижения цели представляют не всегда четко. Проблемным моментом в воспитании является и отсутствие у подрастающего поколения ясности в жизненных ориентирах. Проблема усугубляется оттоком талантливой молодежи за границу, нежелание участвовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения, что в целом угрожает национальной безопасности страны. Успешное решение проблемы патриотического воспитания гражданина-патриота сегодня ( это залог гарантированного будущего для всего российского общества.
В условиях переосмысления сущности образования молодых поколений в духе патриотизма и гражданственности приобретает все большее значение, становится предметом государственной важности, что отражено в Концепции модернизации Российского образования, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». Сегодня проблема воспитания гражданина, патриота являются одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.
Особенность социально-педагогической направленности воспитания патриотизма у школьников состоит в том, что сегодня формирование гражданско-патриотических качеств личности обеспечивает: позицию хранителя и носителя семейных традиций (патриот семьи); владение культурой межличностных отношений, готовность защищать свои права и интересы в среде сверстников (патриот группы); осознание причастности к истории, культуре, традициям школы (патриот школы); знание и поддержание исторических и культурных традиций народа, социума (село, город, район и т. д.) (патриот малой родины); защита отечества (патриот страны), способность интегрироваться в мировую культуру, не теряя национальной самобытности (гражданина мира).
Различные варианты патриотизма описаны в работах В. А. Кольцовой, В. А. Соснина, А. Н. Малинкина, И. В. Лысак, И. А. Наливайченко, А. В. Вырщикова, М. Б. Кусмарцева и др. Патриотическому воспитанию большое внимание уделяли классики педагогики (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Н. В. Ломоносов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Я. Яковлев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). В настоящее время этой проблеме посвящены труды А.А. Аронова, Быкова, Т.С. Буториной, И.И. Валеева, А.Н. Вырщикова, Н.П. Овчинниковой, Б.Т. Ю.В. Лазарева, Б.Т. Лихачева и др. Проблемы приобщения детей к истории, культуре, социальной жизни родного края, города отражены в современных исследованиях Т.Н. Антоновой, Е.П. Арнаутовой, Т.Т. Зубовой, М.Ю. Новицкой.
Несмотря на достаточную представленность разработок теоретического и практического плана в обозначенном направлении в реальном педагогическом процессе существует противоречие между осознаваемой необходимостью формирования патриотизма как качества личности и определенным скептицизмом к возможностям эффективного его осуществления в современных социально-политических условиях. Также потребность в формировании патриотизма как системообразующей социокультурной ценности и усиливающаяся депатриотизация детей и молодежи свидетельствуют о необходимости продолжения исследований в обозначенном направлении.
Объект исследования: патриотическое воспитание.
Предмет исследования: воспитание патриотизма как социально-педагогическая проблема.
Цель исследования: рассмотреть проблемы воспитания патриотизма у школьников и определить направления их решения.
Гипотеза: процесс формирования патриотизма будет способствовать успешной социализации школьников при соблюдении следующих условий: системность и содержательность проводимой работы; обеспечение эмоционально-ценностного уровня принятия учащимися содержания мероприятий; разнообразие форм, методов при организации работы в обозначенном направлении.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические аспекты понимания патриотизма, в том числе на современном этапе.
Представить и проанализировать патриотизм как социально-педагогическую проблему.
Определить методические подходы к воспитанию патриотизма у школьников.
Выявить в ходе опытно-экспериментальной работы уровень развития патриотических чувств у младших школьников посредством организации мероприятий, посвященных Дню Победы.
Методы исследования: теоретические ( психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, моделирование; эмпирические ( анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, опрос, педагогический эксперимент; статистические ( методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Экспериментальной базой послужила МБОУ города Брянска «Средняя общеобразовательная школа №60». В исследовании приняли участие ученики 2-А класса (всего 29 человек).
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретического материала по пониманию и формированию патриотизма в контексте патриотического воспитания школьников на современном этапе и разработки на этой базе дидактических материалов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что систематизированные в ней материалы и предложенные разработки могут быть использованы учителями-практиками, в частности при организации мероприятий, посвященных Дню Победы.
Структура работы обусловлена спецификой исследовательского подхода: она состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы (61 источник) и приложений. Общий объем работы составляет 48 страниц.