Введение
Глава 1. Специфика финансового планирования деятельности в отрасли общественного питания
1.1. Сущность бюджетирования в системе финансового планирования
1.2.Характеристика ООО «Турсервис»
1.3. Оценка финансовой стратегии
Глава 2. Расчет операционных бюджетов
Заключение
Список литературы
Приложения
Бюджетирование предприятия является одной из важнейших составляющих экономического планирования, которое в свою очередь является частью финансового менеджмента. По сути дела, оно является особым видом планирования, которое основано на принципах и методах исполнения, составления, контроля, оценки и корректировки бюджетов, представленных в виде специфической формы планов. По-другому можно сказать, что бюджетирование на предприятии является планированием будущей хозяйственной деятельности организации, результаты которой оформляются при помощи системы бюджетов. Основное его предназначение – это выработка, а также повышение обоснованности и эффективности всевозможных управленческих решений.
Механизмы, которые имеет бюджетирование на предприятии, могут быть эффективны при попытках сделать рабочий процесс более эффективным, раздобыть новые ресурсы, повысить плановые показатели. Бюджетирование на предприятии позволяет: оптимизировать прибыль и затраты; согласовать деятельность разных подразделений предприятия; выявить то, в каких ресурсах есть потребность, а от каких можно отказаться; провести анализ финансовой деятельности части предприятия или всего его целиком; укрепить дисциплину внутри предприятия.
Необходимо иметь в виду, что бюджетирование на предприятии отделена от налогового, а также бухгалтерского учета. Бюджеты, как правило, создаются в рамках текущего планирования. Это означает, что важна их обусловленность стратегическими планами. Бюджет является оперативным планом, при помощи которого можно определить соотношение финансовых потоков к какому-либо конкретному подразделению либо виду деятельности за определенный период времени. На основании его можно предугадать будущие результаты, смысл совершения тех или иных действий.
Цель исследования – разработка рекомендация по совершенствованию бюджетного планирования.
Предмет исследования – бюджетирование на предприятии.
Объект исследования – ООО «ТурСервис».
Задачи исследования:
- изучить основы концепции разработки бюджета предприятия;
- рассмотреть основные виды бюджетов предприятия и методы их составления;
- проанализировать взаимосвязь бюджетирования на предприятии с финансовым планированием;
- разработать мероприятия по совершенствованию организации бюджетирования на предприятии.
Методами исследования являются дедукция, анализ, сравнение.
Проблемы постановки и совершенствования систем бюджетирования на предприятиях активно обсуждались и анализировались в экономической литературе в теоретическом и в практическом аспектах такими учеными-экономистами как: М.Н. Крейниной, В.В. Ковалева, В.Р. Банка, М.В. Мельник, В.Г. Артеменко, А.Н. Хорина, В.Э. Керимова, Э.А. Маркарьяна и многих других. Также использовались периодические экономические издания «Финансовый менеджмент», «Финансы», «Экономист», «Консультант директора», «Бюллетень финансовой информации», интернет-ресурсы, справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
1.1. Сущность бюджетирования в системе финансового планирования
Бюджеты разрабатываются для предприятия в целом и для отдельных структурных подразделений с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых технико-экономических показателей, лимитов наиболее важных расходов, обоснования финансовой состоятельности тех видов производственно-хозяйственной деятельности, которыми занимается данное предприятие. При разработке процесса бюджетирования на предприятии важно не просто понимать общее назначение финансово-производственного планирования, но и то, какие задачи в условиях конкретного предприятия или фирмы будет обеспечить бюджетирование. Прежде всего, речь идет о задачах, соответствующих главным целям компании.
Бюджет предприятия – является своеобразным томографом, высвечивающим всю деятельность предприятия[1]. На каждом этапе развития деятельности предприятия предприятие имеет конкретные задачи и функции, для осуществления которых необходим методичный и последовательный план действий. Причем, в разработке такого плана должны участвовать не только специалисты руководящих служб предприятия, но и все работники предприятия. Ведь, в конечном итоге, реализация плана действий предприятия, реализация бюджета предприятия зависит от слаженной и гармоничной работы всей команды предприятия.
Предприятие, это своего рода мини-государство, и здесь как и в государстве все должны иметь четкое представление об основных целях деятельности предприятия, о необходимости осуществления той или иной политики предприятия. Когда участники (работники) предприятия находятся в изоляции от управления предприятием, это ведет в конечном итоге к снижению результатов производственной деятельности предприятия
Применительно к процессу бюджетирования предприятия это может выражаться не только в контроле за исполнением бюджета, но применительно к этапу составления бюджета каждый может вносить свои предложения по совершенствованию использования финансово-производственных ресурсов. Согласно стратегии абсолютного лидерства в издержках предполагается жесткий контроль за затратами на производство и снижение себестоимости единицы продукции до уровня более низкого, чем у конкурентов.
Кроме того, предполагается и ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия. Ведь даже небольшое изменение коэффициента оборачиваемости может высвободить достаточно большие суммы денежных средств. «Высвобожденные» денежные средства можно направить на дополнительные инвестиции в производство, либо использовать на иные цели предприятия.
Применительно к процессу бюджетирования данная стратегия предполагает разработку четких и детальных планов использования материальных затрат на каждый день работы предприятия. Каждый работник предприятия должен четко осознавать, что в данный конкретный момент важен и производственный результат деятельности и необходимы внедрение и разработка новых способов ведения деятельности, позволяющих более эффективно использовать материальные затраты[2].
Стратегия дифференциации предполагает создание такой продукции, которая будет являться уникальной или высокотехнологичной. Причем, дифференциация может осуществляться в разных формах: технологической, функциональной, обслуживанию потребителе и других. Данная стратегия в случае её успешной реализации является превосходным инструментом увеличения прибыли предприятия. Кроме того, данная стратегия позволяет предприятию занимать более благоприятной позицией по отношению к субститутам чем её конкуренты. Стратегия фокусирования предполагает фокусирование на определенной группе покупателей, виде продукции или географическом сегменте рынка. Данная стратегия должная применяться на практике в сочетании с первыми двумя. Таким образом процесс разработки производственного и финансовых планов предприятия заключается не только в сборе и статистическом учете информации о планируемых объемах производства, о предстоящих затратах, о движении денежных средств и данных бухгалтерского и налогового учета, но и в выработке стратегии предприятия и возможности участия в процессе разработки и реализации данных планов всех работников предприятия.
Элементами управления процессами экономического и социального склада являются планирование и прогнозирование. Они применяются для установления наиболее адекватных направлений развития экономики, для корректировки темпов роста определенных отраслей. Финансовое прогнозирование и планирование — понятия не идентичные между собой, они предназначены для выполнения различных задач. Финансовое прогнозирование и планирование очень важны, как для отдельного предприятия, так и для целой страны, ведь эти элементы управления формируют условия для реализации поставленных задач. В широком понимании финансовое прогнозирование направлено на изучение ожидаемого в будущем экономического положения.