Цель исследования: обосновать теоретические основы и разработать направления совершенствования методов оценки эффективности закупок материальных ресурсов в исследуемой организации. Для реализации поставленных задач в курсовой работе было необходимо:
1) изучить теоретические аспекты управления закупками материальных ресурсов;
2) проанализировать процесс управления закупками материальных ресурсов в исследуемой организации;
3) разработать направления совершенствования методов оценки эффективности закупок материальных ресурсов в исследуемой организации.
Объектом исследования в работе является система управления закупками материальных ресурсов в ОАО «-».
Предмет исследования: совершенствование методов оценки эффективности закупок материальных ресурсов в ОАО «-».
В работе использованы методы общелогического познания исследуемых явлений (сравнения, анализа, синтеза, аналогии, обобщения), методы теоретического исследования (типологизации, конкретизации).
В ходе написания работы использованы законодательные, нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия, монографии и др. литература, а также отчетные данные ОАО «-».
1 Теоретические основы использования методов оценки эффективности закупок материальных ресурсов
1.1 Сущность и содержание работы по планированию обеспечения предприятия материальными ресурсами
Коммерческая деятельность промышленного предприятия по материально-техническому обеспечению представляет собой ряд взаимосвязанных функций по закупке и доведению материальных ресурсов до непосредственных потребителей (производственных субъектов). Одной из таких функций является планирование обеспечения предприятия материальными ресурсами [18, с. 104].
В условиях плановой экономики материально-техническое обеспечение промышленных предприятий Беларуси осуществлялось в рамках централизованного планирования народного хозяйства. Сущность планирования материально-технического обеспечения предприятий проявлялась в определении плановой потребности в необходимых материальных ресурсах для выполнения производственной программы и других работ, а также получении от вышестоящих органов фондов (лимитов) на сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, полуфабрикаты.
Разработка плана снабжения промышленного предприятия завершалась составлением баланса материально-технического обеспечения, в котором материальные потребности сравнивались с источниками их удовлетворения.
В рыночной экономике планирование материально-технического обеспечения производства носит иной характер, оно, прежде всего, должно быть взаимосвязано с планированием производства, нацеленного на требования потребителей. С дальнейшим развитием рыночных отношений необходима глубокая адаптация производства к требованиям потребителей, так как в мире все большее признание приобретает индивидуальный маркетинг. Поэтому при планировании материально-технического обеспечения необходимо учитывать две основные стратегии планирования производства [18, с. 107].
- Стратегия следования производства за спросом товаров на рынке. В этом случае производственные мощности предприятия адаптируются к величине спроса на продукцию. Потребность в материальных ресурсах при планировании материально — технического обеспечения определяется на основе норм расхода на единицу продукции и объемов производимой продукции.
- Стратегия фиксированного объема производства. Иначе ее называют стратегией производства «на заказ». Чаще всего она применяется в единичном, а также мелкосерийном производстве. Иногда может трансформироваться в стратегию проектирования «на заказ», когда разработка продукции начинается с этапа конструкторской подготовки производства. В случае применения этой стратегии разница между возросшим спросом на продукцию и объемом производства должна покрываться запасами, сверхурочными работами, наймом персонала на время.
Планирование материально-технического обеспечения является составной частью планирования хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Система планов предприятия должна включать долгосрочные и текущие планы.
Долгосрочное планирование предприятия выражает его общую стратегию. Долгосрочный план - это, по существу, изложение концепции развития, где рассматриваются основные проекты и задаются приоритеты. Долгосрочный план разрабатывается на уровне высшего руководства. Цели планирования определяются системой ценностей, а она принадлежит тем, кто держит в руках ключевые ресурсы.
Процесс долгосрочного планирования на промышленном предприятии в условиях рынка включает три стадии [33, с. 111].
На первой стадии формулируются цели предприятия, собирается внешняя информация об окружающей среде, отрасли, конкурентах.
На второй стадии, исходя из целей предприятия на перспективу, определяются уровни притязаний, темпы роста основных показателей деятельности, рыночная доля предприятия. Затем важнейшие показатели прогнозируются при условии сохранения действующей политики предприятия на рынке и сравниваются с уровнем притязаний. Выявляется разница между прогнозными значениями и теми, на которые претендует предприятие.
На третьей стадии разрабатывается новая стратегия с целью устранения разницы между прогнозными значениями и теми, на которые претендует предприятие. В рамках долгосрочного планирования должна определяться - перспективная потребность в материальных ресурсах в укрупненной номенклатуре, которая является базой текущего планирования материально-технического обеспечения предприятия, включающего в себя:
- исследование рынка сырья и материалов;
- определение потребности предприятия по всей развернутой (специфицированной) номенклатуре потребляемых материальных ресурсов;
- составление плана закупок материальных ресурсов;
- стоимостной анализ заготовительной сферы [33, с. 112].
Планирование материально-технического обеспечения предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. Главной целью текущего материального планирования является обеспечение гарантии поставок при низких затратах. Планирование материально-технического обеспечения предприятий — важный инструмент, позволяющий предвидеть риск, возникающий в данной сфере.
Изучение рынка сырья и материалов — один из элементов планирования материально-технического обеспечения промышленного предприятия.
Целями исследования рынка сырья и материалов являются достижение обозримости этого рынка и возможность рациональной закупки материальных ресурсов.
В Республике Беларусь в соответствии с существующей классификацией материальных ресурсов различают:
- сырье — продукция добывающих отраслей;
- основные материалы — предметы труда, составляющие субстанцию готовой продукции;
- вспомогательные материалы — предметы труда, играющие вспомогательную роль в производственном процессе;
- комплектующие детали и покупные полуфабрикаты — предметы труда, входящие в готовую продукцию и требующие дополнительной обработки на данном предприятии и затрат труда на сборку [37, с. 12].
Рационально закупить материальные ресурсы — значит приобрести их нужного качества, в необходимом количестве, в требуемое время, у надежного поставщика и по приемлемой цене.
Развитие новых отраслей экономики, постоянно расширяющаяся номенклатура материальных ресурсов, появление совершенно новых видов сырья с новыми физическими и химическими свойствами все это делает рынок менее обозримым.
В то же время условием успешного материального обеспечения промышленного предприятия является наличие полной информации о рынке.
Изучение рынка сырья и материалов предполагает:
1) систематический сбор, обработку, анализ и оценку информации о предложении конкретных видов материальных ресурсов на рынке потенциальных поставщиков, ассортименте материальных ресурсов, новых технологиях изготовления важнейших для потребителя материалов, ценах на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты;
2) хранение информации;