Введение
Глава 1. Структура Федерального Собрания РФ
1.1.Совет Федерации и Государственная Дума: порядок формирования, компетенция, организация работы
Глава 2. Законодательный процесс в РФ: понятие и основные стадии развития
Глава 3. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
3.1.Основные гарантии члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. В России происходит активное становление системы органов государственной власти, форм их взаимоотношений и деятельности. Особенность всей создающейся системы государственной власти России заключается в том, что она строится на основополагающих принципах общественного устройства, которые провозглашены в России впервые за всю историю существования нашей страны.
Российская Федерации провозглашена демократическим правовым государством, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. В частности, система органов государственной власти основана на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые являются самостоятельными. Структура органов государственной власти выстроена таким образом, чтобы был баланс между всеми ветвями власти.
Объектом исследования данной работы является Федеральное собрание (Парламент РФ, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), как высший законодательный и представительный орган государственной власти.
Предмет исследования - общественные отношения, возникающие в процессе реализации деятельности Федерального собрания РФ в соответствии
с Конституцией РФ.
Цель работы состоит в анализе сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.
Задачами работы является:
- изучение структуры, порядка формирования палат, компетенции и организации работы Совета Федерации и Государственной Думы РФ;
- анализ Законодательного процесса в РФ, включая основные стадии его развития;
- исследование правового статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Структура исследования. Работа представляет собой исследование, состоящее из введения, основной части и заключения. Основная часть состоит их трех глав.
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
1.1.Совет Федерации и Государственная Дума: порядок формирования, компетенция, организация работы
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации осуществляет государственную власть и является законодательным органом в системе разделения властей.
Парламент - это законодательный орган. Парламент имеет представительный характер. Считается, другими словами, что парламент сам знает, чего хочет народ, и выражает его волю в законах и иных актах.
Принятие законов - это основная задача Федерального Собрания, и ее выполнение должно занимать в деятельности депутатов ведущее место. Утверждение бюджета, принятие правил внутреннего распорядка работы парламента, парламентский контроль - это тоже очень важные полномочия, но все же они не являются главными. Важно отметить, что компетенция Парламента не является неограниченной, изъяты распорядительные функции, ограничены контрольные.
Структура Федерального собрания РФ в определенной степени отражает характер самого органа государственной власти и обусловлена, по меньшей мере тремя факторами:
- федеральным характером российского государства;
- сущностными признаками этого органа и особенностями его формирования;
- функциональными закономерностями, основными направлениями его деятельности.
Исходя из структурных признаков, различают нижние и верхние палаты
Парламента. Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат:
Совета Федерации и Государственной Думы.
Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Совета Федерации — не установлен и не ограничен временными рамками.
Порядок формирования палат Федерального собрания.
Выборы в Госдуму осуществляются по смешанной системе: одна половина депутатов (225) будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина – по единому федеральному избирательному округу по пропорциональной системе с 5 % барьером.
В настоящее время выборы депутатов Госдумы проводятся на основе Конституции РФ, Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Государственная Дума избирается сроком на пять лет. В соответствии с законом депутаты Госдумы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года и обладающий активным избирательным правом .
Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Половина депутатов Госдумы (225) избираются по одномандатным и избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства.
Вторая половина Госдумы (225) избирается по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
Система предусматривает распределение депутатских мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями (блоками).
На территории РФ образуется 225 округов на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный округ.
Кандидаты в депутаты в одномандатном избирательном округе выдвигаются как непосредственно избирателями, так и федеральными избирательными объединениями (блоками). При этом установлено правило: как группа избирателей, так и избирательное объединение вправе выдвигать не более одного кандидата в одном избирательном округе. Для выдвижения кандидата необходимо собрать подписи не менее одного процента избирателей округа. Регистрируются кандидаты в окружной избирательной комиссии на основании подписных листов и заявлений кандидатов.
Выдвижение кандидатов по федеральному округу производится только избирательными объединениями (блоками) в форме федерального списка. Федеральный список (не более 270 человек) выдвигается на съезде (конференции) избирательного объединения. Для регистрации федерального списка в ЦИК РФ необходимо, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 200 тысяч избирателей РФ.
Для выборов депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает два бюллетеня: один — по выборам депутатов по одномандатному округу, второй — по федеральному. В первом перечислены фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных в этом округе кандидатов, а также их данные. Во втором приведены названия избирательных объединений (блоков) и фамилии, имена, отчества первых трех кандидатов из выдвинутых ими федеральных списков.