Курсовая работа|История

Трагические страницы истории Великой Отечественной войны

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2017 | Страниц: 16

Введение

Глава 1. Концентрационные лагеря

1.1.Исторический обзор событий. Понятия о концентрационных лагерях

1.2.Сиротская доля военной поры

Глава 2. Подвиги  детей в войне ХХ столетия вошедших  историю

2.1  Память о родных и близких

2.2. Подвиги вошедшие в историю

Заключение

Список использованной литературы

Примечание

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Концентрационные лагеря, были известны жестоким обращением с узниками и нечеловеческими условиями их содержания.

Я выбрала эту тему, так как она до конца не изучена. Многие считают, что концлагеря возникли во времена фашистской Германии, но они появились задолго до прихода  Гитлера к власти. Концлагеря делились на мужские, женские, детские.

Изучая данную тему, я, таким образом, отдаю дань памяти всем тем, кто погиб в застенках концентрационного лагеря.

Актуальность  темы обусловлена тем, что с каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну от фашистской Германии. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашей Родины, в германских концлагерях. Ведь счёт шёл ни на сотни, ни на тысячи, даже ни на десятки тысяч, а на миллионы.

Цель исследования: изучение трагических страниц истории Великой Отечественной войны

- проанализировать проблемы раскрывающие суть детской доли  вклада в победу в войне ХХ столетия

- изучить подвиги детей в войне ХХ столетия  вошедших в историю

- работа с книгами по истории Великой Отечественной войны

- работа с документальными источниками ( фото , записи из архивов) Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.

  О чем мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно.  К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую» игру, которая длилась 4 долгих и нескончаемых года. Они, также как и я, учились в школе, посещали разные кружки, пели, танцевали. Дети любили жизнь, радуясь запаху полевых цветов, шуму дождя и радуясь лучам  утреннего солнца. Ребята еще не знали, какое испытание их ждет. В своей книге «Герои и судьбы» А. Недогонов пишет:  

Мы книги читали о счастье – они их сжигали в огне;

Мы ставили звезды на елках – они на еврейской спине.

Мы ландыши рвали руками – они их срезали ножом,

Стрижей мы ловили силками - они их сбивали ружьем…

Сколько девчонок и мальчишек взяли в плен, увезли в немецкое рабство, угнали в концлагеря. Некоторым повезло, они наравне со взрослыми шли воевать, чтобы защищать свою родину.

Детей,  оставшихся в тылу, тоже не обошла война, затронув седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Они терпели голод и холод, теряли родных и близких, работали наравне со взрослыми.        

Объектом  исследования являются немецкие концентрационные лагеря.

Предметом исследования является влияние войны на дальнейшую судьбу бывших узников фашизма.

Методы исследования:

  • анализ архивных материалов и публицистики;
  • мониторинг.

Я убедилась в том, что не зря взяла эту тему и раскрыла ее так как судьбы узников концлагерей очень поучительны для нас и сегодня. Они учат нас целеустремлённости, настойчивости, трудолюбию. Это поколение восхищает своей стойкостью духа. А эти страницы истории взывают нас делать всё возможное, чтобы люди никогда больше не испытывали всех ужасов фашизм [1] .

 

 

ГЛАВА 1 .  КОНЦЕНТРАЦИОННЫЕ ЛАГЕРЯ

1.1 Исторический обзор событий. Понятия о концентрационных лагерях

Концлагерь или концентрационный лагерь – специальное место, предназначенное для заключения лиц следующих категорий:

-политические заключенные (противники диктаторского режима);

-военнопленные (захваченные солдаты и мирные жители)

 Концлагеря фашистов печально прославились нечеловеческой жестокостью к узникам и невозможными условиями содержания. Появляться эти места заключения стали еще до прихода Гитлера к власти, и уже тогда делились на женские, мужские и детские. Содержались там, в основном, евреи и противники нацистского строя.

Унижения и издевательства для заключенных начинались уже с момента транспортировки. Людей перевозили в товарных вагонах, где не было даже проточной воды и отгороженного отхожего места. Естественную нужду узники должны были справлять публично, в бак, стоящий посреди вагона. Но это было только начало, множество издевательств и мучений готовили для неугодных нацистскому режиму концлагеря фашистов. Дневниковые записи, «истории в тетрадях» лиц, попавших в фашистские детские концлагеря, как одна из составляющих наследия Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) представляют собой уникальное, как правило, единичное явление. Созданные в удаленный от произошедших событий период и выступающие вместе с тем в качестве научной, хоть и эмоционально окрашенной, составляющей истории войны, они требует более пристального рассмотрения. У данного вида мемуарного наследия имеется огромный исследовательский потенциал, максимальное раскрытие которого позволяет документально подтвердить факты преступной деятельности немецко - фашистских захватчиков на территории СССР, проанализировать условия пребывания и существования детей в фашистских концлагерях. При всей очевидности фактов, проблема сложна для исследования, т.к. большинство бывших малолетних узников долгие годы предпочитали молчать о страшных страницах своей биографии, а если и находили силы заявить об этом, то, как правило, письменно. Так, летом 2014 г. на чердаке одного из домов посёлка Чегдомын Хабаровского края обнаружили несколько тетрадей, страницы которых рассказывали о судьбе женщины, оказавшейся в годы Великой Отечественной войны в фашистском детском концлагере. Как удалось установить, записи вела Савенко Надежда Павловна (в девичестве – Ечейстова) в возрасте 63 лет. Прожив долгую трудную жизнь, она так и не смогла забыть страшные дни своего детства. К началу Великой Отечественной войны маленькой Наде, родившейся 10 октября 1934 г. в г. Ельня Смоленской области, было шесть лет. Здесь она жила с мамой Полиной Николаевной и сестрой Ольгой, которая была на 14 лет старше. Мама работала врачом в Ельнинской больнице. В 1941 г. в их город пришли фашисты. С этого времени повседневная жизнь под жёстким контролем врага, лишения и трудности, страх и мужество стали ежедневным подвигом мирных жителей [2].

Надежда вспоминала, как в один из дней она с другими детьми спасалась от обстрела в пшеничном поле. Немецкий летчик прекрасно видел «живую мишень», но стрелял из пулемёта до тех пор, пока не закончились патроны. Многие дети остались лежать в золотой пшенице. Вскоре Наде пришлось пережить очередные страшные события: её чуть не задавил танк, на глазах фашист пронзил штыком друга Саньку и бросил ещё живого в колодец. Тяжелым ударом для ребёнка стал расстрел горожан и, конечно, её матери. Согласно статистическим данным на оккупированных территориях РСФСР фашисты преднамеренно уничтожили 1,8 млн мирных граждан. Сама Надя чудом выжила в машине - душегубке, но её, считая умершей, заживо погребли среди мертвых тел во рву. Фашисты обнаружили выжившего ребёнка и отвезли в госпиталь для раненых немцев, где детей использовали как доноров. И снова чудо спасло Надежду: у неё не успели взять кровь, как у других детей, т.к. врач, хорошо знавший её маму, сказал немцам, что у девочки туберкулез и вывел из госпиталя. Надежда шла по дорогам, в пути попадались добрые люди, однако оставить её у себя не решились. Однажды девочку снова схватили и привезли в детский концлагерь, который немцы назвали «приютом». Надежда Павловна с горечью писала, что слово «приют» доброе, тёплое, производное от слов «приютили», «пригрели», а для неё до сих пор от этого слова веет холодом. «Приют» находился в г. Мосальске Калужской области. Здесь до войны был детский дом, на его базе и создали концлагерь. Дети стали легкоуязвимыми жертвами нацистов, которые использовали их в качестве рабов, доноров и биологического сырья, ежедневно ставя над ними зверские эксперименты. Так, их по нескольку дней не кормили, многократно выгоняли голыми на мороз, заставляли перекатывать огромные чурбаки по двору. Многие из детей не выдерживали. Из детских трупов вдоль длинного сарая фашисты выложили огромную «поленницу». Надежда Павловна вспоминала, что за этим страшным сооружением дети прятались, спасаясь от натравленных на них собак. Особые воспоминания связаны с тем, как кормили. Хлеб - это крошечный кусок черно - зелёной мякоти, к которому в концлагере давали одну картофелину или брюкву. Гнилой перемёрзший картофель, сваренный в «мундире» представлял собой отвратительное месиво, проглотить которое было невозможно. Под видом еды детям давали и клей, называя блюдо «брынзой». После т.н. «брынзы» дети умирали по нескольку человек. Цинизм фашистов не имел предела. Так, на Рождество детям дали на первое фасолевый суп, а на второе – картофель, огурец, два больших куска хлеба и настоящий чай. После вкусного обеда многие стали терять сознание от страшных болей в желудке, т.к. до этого детей два дня совсем не кормили. Надежде и не только ей этот обед запомнился на всю жизнь. Описывая страдания, женщина пишет, что именно во время войны она осознала, что русский народ – самый добрый на земле. Выживших детей освободила Красная Армия в конце 1942 г., после чего их направили для лечения в госпиталь, а затем – в советский детский дом. История в тетрадях не только печальная и трагическая, но и жизнеутверждающая. Героине пришлось увидеть много жестокости и злобы, но сила духа, терпение, помогли в нечеловеческих условиях выдержать все выпавшие испытания, выжить и остаться собой. К настоящему времени дневники этой смелой женщины собраны в формате документальной повести - свидетельства «Судьба, опалённая войной. » Такое наследие за счёт включения его в культурное пространство, позволит воссоздать ещё более полную и точную картину истории Великой Отечественной войны, сохранить память о мужестве и героизме советского народа и его малолетних граждан.

Одним из таких лагерей  был Са́ласпилс — лагерь смерти на территории оккупированной нацистами во время Второй мировой войны Латвии, предназначенный для массового уничтожения людей. В нём содержались советские военнопленные,  а также евреи из Чехии, Австрии и Германии. Он также стал центральным лагерем для всех восточных оккупированных территорий. Находился в 18 километрах от Риги с октября 1941 года до конца лета 1944 года.

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. Это не был лагерь уничтожения, такой как Майданек или Освенцим, с газовыми камерами для одновременного убийства большого числа человек, и крематориями для сжигания трупов с заранее просчитанной производительностью так называемых «фабрик смерти». Но в него люди посылались только с одной целью — чтобы они умирали мучительной смертью [3].

1.Адамович, Александр Михайлович. Блокадная книга / А. М. Адамович, Д. А. Гранин. — М.: Эксмо, 2014. — 638 с. — (Большая книга).

2.Большакова О.В. История России в гендерном измерении: Современная    зарубежная историография: Аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч. - информ. исслед. Отд. истории; Отв. ред. Метлицкая З.Ю. – М., 2010. – 122 с.

3.Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь: справочное издание / Г. Ф. Кривошеев [и др.]. - Москва : Вече, 2010. - 384 с.

4.Начало Великой Отечественной войны: Современная историография: Сб. обзоров и реф. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч. - информ. исслед. Отд. истории; Отв. ред. Минц М.М. – М., 2011. – 160 с.

5.7 великих побед и еще 42 подвига в Великой Отечественной войне / Ю. Лубченков, Ю. Попов. - Москва: Эксмо, 2010. - 251 с

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское