Курсовая работа|Инновационный менеджмент

Технопарковые структуры организации инновационной деятельности становление и перспективы развития в России

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2015 | Страниц: 28

Введение

1. История становления и развития технопарковых структур организации инновационной деятельности в России

2. Понятие, цели и задачи  технопарковых структур  как важного элемента современной инновационной экономики

3. Перспективы развития технопарковых структур организации инновационной деятельности в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Организационные формы инновационной деятельности призваны гармонизировать отношения, складывающиеся между научно-технической сферой, производственным сектором и сферой сбыта в связи с созданием и реализацией новой или усовершенствованной продукции. В настоящее время в связи с уходом в небытие прежних структур, например научно-производственных комплексов или научно-производственных объединений, прогрессивными формами инновационной деятельности, обеспечивающими взаимодействие между наукой, производством и сбытом, признаются наукограды, технико-внедренческие особые экономические зоны, инновационные центры, технологические и научные парки, бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия при вузах и научных организациях, а также инжиниринговые, внедренческие, венчурные организации и некоторые специальные их разновидности.

Особую роль среди организаций, поддерживающих развитие инновационной деятельности, играют технопарковые структуры, которые преобразуют входные ресурсы (основные и оборотные фонды, инвестиции, интеллектуальные ресурсы) в выходные инновационные услуги. Эти структуры могут значительно различаться по размеру, видам деятельности, объему входных ресурсов и выходных услуг. Соответствующие характеристики могут изменяться в значительном интервале и определять форму - от простейших структур типа научных "отелей", которые могут размешаться в одном небольшом здании и оказывать 2-3 вида услуг, до технополисов или регионов науки, занимающих значительное пространство и представляющих собой сложные региональные экономические комплексы с инновационной ориентацией.

В связи с тем, что в современном российском законодательстве нет четкого понимания спектра возможных правовых механизмов создания и функционирования инновационной инфраструктуры, а в зарубежных странах национальные особенности правового регулирования препятствуют выделению признаков, которые позволили бы однозначно разграничить указанные формы, в настоящей работе будет проведено исследование определения технопарковых структур организации инновационной деятельности, проведена их классификация, выделены модели построения, а также выявлены особенности каждой из них.

        Все вышеизложенное предопределяет актуальность темы настоящей работы и позволяет определить ее цель и задачи.

        Целью настоящей работы является рассмотрение технопарковых структур организации инновационной деятельности, их становление и перспективы развития в России.

        Задачами настоящей работы являются:

  • Рассмотреть историю становления и развития технопарковых структур организации инновационной деятельности в России;
  • Выявить определение, цели и задачи технопарковых структур организации инновационной деятельности;
  • Раскрыть перспективы развития технопарковых структур организации инновационной деятельности в России.

Объектом изучения в настоящей работе являются технопарковые структуры организации как элемент инновационной экономики.

Предметом изучения в настоящей работе – теоретические и методические подходы к формированию и развитию технопарковых структур организации инновационной деятельности. 

 

  1. История становления и развития технопарковых структур организации инновационной деятельности в России

 Впервые специальные экономические зоны и технопарки стали создаваться в США в целях обеспечения сбалансированного регионального развития, оживления малого и среднего бизнеса в депрессивных регионах страны. В 1980-е гг. технопарки стали создаваться в Бразилии, Индии, Малайзии, Корее, в Западной Европе, в 1990-е гг. технопарки начали бурными темпами развиваться в Китае. В Великобритании они были признаны важным инструментом экономического развития в соответствии с документом "Конкурентное будущее - строительство экономики, базирующейся на знаниях", изданным в декабре 1998 г. Он содержал рекомендации по применению Схемы инновационных исследований малого бизнеса, опробованной в США, предусматривающей построения эффективных инфраструктур. Анализ зарубежного законодательства показывает, что используются два основных варианта: 1) технопарк как самостоятельный субъект права; 2) технопарк без образования самостоятельного субъекта права. В последнем случае выбор зависит как от системы права в конкретном государстве, так и от сложившихся правовых традиций и направлений государственной политики.

В России формирование первой волны технопарков началось в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Между тем, еще в советское время было создано немало технополисов, научных городков (часть из которых после принятия Федерального закона от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" получили статус, ЗАТО.

Еще в Постановлении Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. N 409 "О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994 - 1995 годы" отмечалось, что на начальных этапах становления малого бизнеса наиболее актуальной является реализация мероприятий по развитию сети производственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства.  Анализ указанного Постановления показывает, что на данном этапе технопарки рассматривались как новые организационные элементы инфраструктуры малого предпринимательства, к которым были отнесены также бизнес-инкубаторы, лизинговые фирмы, производственно-технологические центры. В Постановлении Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439 "О Программе Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах"  технопарки понимались как составная часть научной инфраструктуры, которая включает научно-технические центры, технополисы, технопарки, бизнес-центры, информационные системы. Как видно, изменилась сфера функционирования технопарков - от бизнеса к науке.

Большая часть технопарков была организована в высшей школе. Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. В единичных случаях технопарки были образованы в форме ЗАО, которая дает возможность осуществлять гибкое управление при относительной независимости от базовой организации. Российские технопарки, в основном, не выполняют функций инкубатора, а служат своеобразными «площадками безопасности», ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют в среднем около 10 лет (при международном стандарте в 2-3 года).

Первый технопарк в России был создан в 1990 г. – это «Томский научно-технологический парк». Он создан на основе опыта одного из иннорегионов Франции. Затем в течение года появились: технопарк (научно-технологический парк) МГУ (Москва) и технопарк города Зеленоград. Затем их образование резко ускорилось: 1991 г. – 8, 1992 г. – 24, 1993 г. – 43, 2009 г. – 80 технопарков, преимущественно при вузах. Однако реально действующих технопарков значительно меньше: так, в 2000 г. была проведена аккредитация, которую сумели пройти около 30 технопарков. И только чуть более десяти из них были признаны отвечающими международным стандартам. Самые высокие агрегатные показатели были у 10 технопарков, приведенных в таблице 1 приложения 1.

В середине 90-х годов в России происходит естественный процесс расслоения созданных в стране технопарков. Под влиянием, как объективных обстоятельств, так и в немалой степени субъективных факторов некоторые из технопарков (Москва, Томск, Санкт-Петербург, Зеленоград, Уфа) существенно опережают в своем развитии другие технопарки.

В стране продолжается дальнейший количественный рост технопарков, инкубаторов бизнеса и подобных им структур. В этот период появляются, пока еще в небольшом количестве, технопарки, организуемые не при университетах, а на базе крупных научных центров (ГНЦ), в академических городках, наукоградах, в ранее закрытых поселениях (московские технопарки «Технопарк-Центр», «Аэрокон», технопарки в подмосковных наукоградах Пущино, Черноголовке, Троицке, Дубне), в Обнинске.

В 90-х годах прошлого века стали активно создаваться технопарки, и только последние годы в рамках государственной инновационной политики стали уделять внимание развитию самой элементарной формы технопарковых структур - инкубаторам.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 20.04.2015) "О статусе наукограда Российской Федерации" // СЗ РФ", 12.04.1999, N 15, ст. 1750.
  3. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // СЗ РФ.2005, N 30 (ч. II), ст. 3127.
  4. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439 "О Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах"// СЗ РФ.  1995, №21, ст. 1966.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 N 328-р (ред. от 29.11.2014) <О государственной программе "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" // СЗ РФ", 13.03.2006, N 11, ст. 1226.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года>(вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собрание законодательства РФ. 2008, N 47, ст. 5489.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р (ред. от 14.12.2009) <Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации> // СЗ РФ. 2008, N 48, ст. 5639.

Специальная литература

  1. Авакьян С.А. Государственная инновационная политика и ее организационно-правовое обеспечение //Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 11. С.14-17.
  2. Белицкая А.В., Хаустов Д.В. Правовой режим территорий, созданных с целью развития инноваций // Закон. 2013. N 6. С. 140 - 147.
  3. Верещагин С.Г. Управление свободными и особыми экономическими зонами //Административное и муниципальное право. 2008. № 7. С.17-19.
  4. Городов О.А. Правовое обеспечение инновационной деятельности как условие модернизации экономики России // Предпринимательское право. 2012. N 2. С. 10 - 14.
  5. Губарева А.М. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: правовой аспект // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2013. N 2. С. 40 - 43.
  6. Ефимцева Т.В. Соотношение инновационного права и предпринимательского права // Российская юстиция. 2013. N 1. С. 54 - 56.
  7. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, О. П. Молчанова и др.; под ред. д-ра экон. наук, проф. О. П. Молчановой. М., 2001. 529 с.
  8. Перевалов Ю. В. Инновационное предпринимательство и проблемы технологического развития // Общество и экономика. 1997. N 5.
  9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2006. Шадрина Т. В. Субъекты инновационной деятельности // Юрист. 2005. N 8.
  10. Сысоев Г.В. Комплекс мероприятий по развитию российских бизнес-инкубаторов // Безопасность бизнеса. 2008. № 1.
  11. Терещенко Л.К., Калмыкова А.В. О правовом статусе технопарков // Журнал российского права. 2011. N 12. С. 21 - 30.
  12. Технопарки в инфраструктуре инновационного развития: монография / Т.А. Едкова, А.В. Калмыкова, Н.Б. Крысенкова и др.; под ред. Л.К. Терещенко. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. 245 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Инновационный менеджмент
2016 год 23 стр.
Курсовая Инновационный проект в сельском хозяйстве. Бенчмаркинг
diplomstud
Курсовая работа Инновационный менеджмент
2012 год 38 стр.
Курсовая Инновационные стратегии организации
diplomstud
Курсовая работа Инновационный менеджмент
2015 год 40 стр.
Курсовая Механизм управления инновациями
diplomstud
Курсовая работа Инновационный менеджмент
2013 год 15 стр.
Курсовая Инновационные производственные технологии НГТУ
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское