Введение
1. История становления и развития технопарковых структур организации инновационной деятельности в России
2. Понятие, цели и задачи технопарковых структур как важного элемента современной инновационной экономики
3. Перспективы развития технопарковых структур организации инновационной деятельности в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Организационные формы инновационной деятельности призваны гармонизировать отношения, складывающиеся между научно-технической сферой, производственным сектором и сферой сбыта в связи с созданием и реализацией новой или усовершенствованной продукции. В настоящее время в связи с уходом в небытие прежних структур, например научно-производственных комплексов или научно-производственных объединений, прогрессивными формами инновационной деятельности, обеспечивающими взаимодействие между наукой, производством и сбытом, признаются наукограды, технико-внедренческие особые экономические зоны, инновационные центры, технологические и научные парки, бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия при вузах и научных организациях, а также инжиниринговые, внедренческие, венчурные организации и некоторые специальные их разновидности.
Особую роль среди организаций, поддерживающих развитие инновационной деятельности, играют технопарковые структуры, которые преобразуют входные ресурсы (основные и оборотные фонды, инвестиции, интеллектуальные ресурсы) в выходные инновационные услуги. Эти структуры могут значительно различаться по размеру, видам деятельности, объему входных ресурсов и выходных услуг. Соответствующие характеристики могут изменяться в значительном интервале и определять форму - от простейших структур типа научных "отелей", которые могут размешаться в одном небольшом здании и оказывать 2-3 вида услуг, до технополисов или регионов науки, занимающих значительное пространство и представляющих собой сложные региональные экономические комплексы с инновационной ориентацией.
В связи с тем, что в современном российском законодательстве нет четкого понимания спектра возможных правовых механизмов создания и функционирования инновационной инфраструктуры, а в зарубежных странах национальные особенности правового регулирования препятствуют выделению признаков, которые позволили бы однозначно разграничить указанные формы, в настоящей работе будет проведено исследование определения технопарковых структур организации инновационной деятельности, проведена их классификация, выделены модели построения, а также выявлены особенности каждой из них.
Все вышеизложенное предопределяет актуальность темы настоящей работы и позволяет определить ее цель и задачи.
Целью настоящей работы является рассмотрение технопарковых структур организации инновационной деятельности, их становление и перспективы развития в России.
Задачами настоящей работы являются:
- Рассмотреть историю становления и развития технопарковых структур организации инновационной деятельности в России;
- Выявить определение, цели и задачи технопарковых структур организации инновационной деятельности;
- Раскрыть перспективы развития технопарковых структур организации инновационной деятельности в России.
Объектом изучения в настоящей работе являются технопарковые структуры организации как элемент инновационной экономики.
Предметом изучения в настоящей работе – теоретические и методические подходы к формированию и развитию технопарковых структур организации инновационной деятельности.
- История становления и развития технопарковых структур организации инновационной деятельности в России
Впервые специальные экономические зоны и технопарки стали создаваться в США в целях обеспечения сбалансированного регионального развития, оживления малого и среднего бизнеса в депрессивных регионах страны. В 1980-е гг. технопарки стали создаваться в Бразилии, Индии, Малайзии, Корее, в Западной Европе, в 1990-е гг. технопарки начали бурными темпами развиваться в Китае. В Великобритании они были признаны важным инструментом экономического развития в соответствии с документом "Конкурентное будущее - строительство экономики, базирующейся на знаниях", изданным в декабре 1998 г. Он содержал рекомендации по применению Схемы инновационных исследований малого бизнеса, опробованной в США, предусматривающей построения эффективных инфраструктур. Анализ зарубежного законодательства показывает, что используются два основных варианта: 1) технопарк как самостоятельный субъект права; 2) технопарк без образования самостоятельного субъекта права. В последнем случае выбор зависит как от системы права в конкретном государстве, так и от сложившихся правовых традиций и направлений государственной политики.
В России формирование первой волны технопарков началось в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Между тем, еще в советское время было создано немало технополисов, научных городков (часть из которых после принятия Федерального закона от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" получили статус, ЗАТО.
Еще в Постановлении Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. N 409 "О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994 - 1995 годы" отмечалось, что на начальных этапах становления малого бизнеса наиболее актуальной является реализация мероприятий по развитию сети производственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства. Анализ указанного Постановления показывает, что на данном этапе технопарки рассматривались как новые организационные элементы инфраструктуры малого предпринимательства, к которым были отнесены также бизнес-инкубаторы, лизинговые фирмы, производственно-технологические центры. В Постановлении Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439 "О Программе Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах" технопарки понимались как составная часть научной инфраструктуры, которая включает научно-технические центры, технополисы, технопарки, бизнес-центры, информационные системы. Как видно, изменилась сфера функционирования технопарков - от бизнеса к науке.
Большая часть технопарков была организована в высшей школе. Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. В единичных случаях технопарки были образованы в форме ЗАО, которая дает возможность осуществлять гибкое управление при относительной независимости от базовой организации. Российские технопарки, в основном, не выполняют функций инкубатора, а служат своеобразными «площадками безопасности», ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют в среднем около 10 лет (при международном стандарте в 2-3 года).
Первый технопарк в России был создан в 1990 г. – это «Томский научно-технологический парк». Он создан на основе опыта одного из иннорегионов Франции. Затем в течение года появились: технопарк (научно-технологический парк) МГУ (Москва) и технопарк города Зеленоград. Затем их образование резко ускорилось: 1991 г. – 8, 1992 г. – 24, 1993 г. – 43, 2009 г. – 80 технопарков, преимущественно при вузах. Однако реально действующих технопарков значительно меньше: так, в 2000 г. была проведена аккредитация, которую сумели пройти около 30 технопарков. И только чуть более десяти из них были признаны отвечающими международным стандартам. Самые высокие агрегатные показатели были у 10 технопарков, приведенных в таблице 1 приложения 1.
В середине 90-х годов в России происходит естественный процесс расслоения созданных в стране технопарков. Под влиянием, как объективных обстоятельств, так и в немалой степени субъективных факторов некоторые из технопарков (Москва, Томск, Санкт-Петербург, Зеленоград, Уфа) существенно опережают в своем развитии другие технопарки.
В стране продолжается дальнейший количественный рост технопарков, инкубаторов бизнеса и подобных им структур. В этот период появляются, пока еще в небольшом количестве, технопарки, организуемые не при университетах, а на базе крупных научных центров (ГНЦ), в академических городках, наукоградах, в ранее закрытых поселениях (московские технопарки «Технопарк-Центр», «Аэрокон», технопарки в подмосковных наукоградах Пущино, Черноголовке, Троицке, Дубне), в Обнинске.
В 90-х годах прошлого века стали активно создаваться технопарки, и только последние годы в рамках государственной инновационной политики стали уделять внимание развитию самой элементарной формы технопарковых структур - инкубаторам.