ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие, структура, особенности развития малого и среднего предпринимательства
1.2. Законодательные и нормативно-правовые основы поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральное законодательство.
ГЛАВА 2. ООО «N-АЯ ОПТОВАЯ КОМПАНИЯ» КАК СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1. Организационная структура и социально-экономическая характеристика ООО «N-ая оптовая компания».
2.2. Взаимодействие ООО «N-ая оптовая компания» с государственными и муниципальными структурами.
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «N-АЯ ОПТОВАЯ КОМПАНИЯ»
3.1. Предложения по совершенствованию функциональных обязанностей.
3.2. Показатели эффективности проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цель работы заключается в анализе состояния малого и среднего предпринимательства, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых и средних предприятий на примере ООО «N-ая оптовая компания».
Исходя из цели, будут изучены следующие задачи:
- дать характеристику малым и средним предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
- провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в РФ;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
- дать социально-экономическую и организационную характеристику магазина ООО «N-ая оптовая компания»;
- изучить документацию магазина ООО «N-ая оптовая компания»;
- предложить основные направления развития системы поддержки магазина ООО «N-ая оптовая компания» а так же малого и среднего предпринимательства Российской Федерации в целом.
В процессе работы над дипломной работой были использованы следующие материалы:
- Конституция Российской Федерации применялась для исследования прав и обязанностей человека и общества в целом.
- Трудовой Кодекс Российской Федерации использовался при изучении мотивации и прав работников магазина.
- Налоговой кодекс Российской федерации был использован при изучении магазина ООО «N-ая оптовая компания» как плательщика налогов.
- Доклад «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» г. Москва 20015 год.
- Федеральный Закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
- Закон N-ой области от 30.12 2008 года № 154 - ЗО «Об установлении предельных значений площади арендуемого недвижимого имущества».
- Федеральный Закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ в ред. О17.07. 2009 года №149-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Федеральный закон от 26 декабря 2009 года № 381-ФЗ. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
- Закон N-ой области от 13.04.2009 года №24 – ЗО « О развитии малого и среднего предпринимательства в N-ой области».
- Приказ Минпромторга РФ №123 от 15 февраля 20010 года "Об утверждении Ведомственной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле".
- Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в РФ".
- Постановление от 27 ноября 2007 года №368-ПА «О Координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве N-ой области»
- Постановление Администрации N-ой области №280-па от 01.09.2008г. "Об утверждении долгосрочной целевой программы N-ой области "Развитие малого и среднего предпринимательства N-ой области на 2009-2013 годы".
- Постановление № 1300 от 28.10.2013 года «Об утверждении муниципальной программы города Городе «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Городе» на 2014-2019 годы». Основной целью программы является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Городе.
- «Стратегия Комплексного развития малого и среднего предпринимательства города Городе» от 2011 года. ( Администрация города Городе).
Материалы федеральных и региональных Программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Использованы статистические данные официальных источников, материалы Российской и Всемирной сетей Интернет.
Для изучения основных функций магазина ООО «N-ая оптовая компания» были использованы:
- устав организации;
- отчеты и положения;
- приказы;
- закупочные документы;
- текущий архив ООО «N-ая оптовая компания».
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, приложения.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие, структура, особенности развития малого и среднего предпринимательства
Развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития страны. Малое предпринимательство – это институт, который обеспечивает занятость населения. При этом малые и средние предприятия делают среду для проживания более комфортной и удобной. С малым и средним бизнесом связано решение задач по обеспечению экономического роста и перехода на путь инновационного развития. Особые надежды возлагаются на малый и средний бизнес в условиях действия кризиса. Малые и средние компании в силу присущей им мобильности и гибкости могут сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся с крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста. Малое и среднее предпринимательство - это не только источник средств существования, но и средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей.
Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с указанными критериями по состоянию на 1 января 2014 года по данным Росстата, основанными на выборочном наблюдении за сектором малого и среднего предпринимательства, и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято 25 % от общей численности занятых в экономике.
Общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот, полученный предприятием (как правило, за один год); а также величина активов. Практически во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства является численность работающих человек. В Российской практике существование малого и среднего предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности —100 человек; в строительстве — 100 человек; на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Итоги исследования российских предприятий Федеральной службой государственной статистики РФ показали, что в розничной торговле компании, относящимися к малому бизнесу, обеспечивают 26% общероссийского оборота, в оптовой торговле — 51%, в подрядных строительных работах — 28%. В общем объеме промышленного производства доля малого бизнеса — всего 4%. Однако в отдельных отраслях этот показатель существенно выше. В полиграфической промышленности он составляет около 26%, в лесной и деревообрабатывающей — 11%, в пищевой — 8%.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
[1] Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса , 7 апреля 2015 года 17:35 Москва, Кремль.
[2] Тлисов А. Б. Компаративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом / А. Б. Тлисов, Н. Н. Татаренко // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 552-556.
[3] Гурьянов П. А. Анализ состояния малого бизнеса в России 2008-2011 гг. / П. А. Гурьянов // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 116-118.
[4] Васюхин О. В. Развитие малого бизнеса в России [Текст] / О. В. Васюхин, К. . Ван // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 22-24.
[5] Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие - Инфра-М,2007. 224 с.
[6] Грузинов В., Грибов В., «Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательской деятельности»//Экономика предприятия. М., 2006 г.
[7] Буянкина А.Н. «Малый бизнес: государственное регулирование» М.:ИНФРА-М, 2006 г.-с.65.
[8] Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие - Инфра-М,2007, 224 с.
[9] Грачев И. «Развитие малого предпринимательства» // Деньги и кредит : 2008 №17.
[10] Федеральная служба государственной статистики: (Электронный ресурс) Режим доступа - http://www.gks.ru.
[11] Грузинов В., Грибов В., «Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательской деятельности»//Экономика предприятия. М., 2006 г.
[12 ] Конституцией Российской Федерации ст. 34.
[13] Орлова Н.Я. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России и за рубежом. - М.: Сфера, 2007 г. – с.54.
[14] Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 г №209 ФЗ, ст.16.
[15] Кавеев Х. «Роль и место малых предприятий в экономике РФ» //Власть, №8-9, 2008г.
[16] Щетинин О. «Развитие малого бизнеса в России.-М.:Сфера, 2007г. – с.17.
[17] Буянкина А.Н. «Малый бизнес: государственное регулирование», М.:ИНФРА, 2006 г. – с.65.
[18] Буянкина А.Н. «Малый бизнес: государственное регулирование», М.:ИНФРА, 2006 г. – с.72.
[19]Осипова Ю.М. «Основы предпринимательского дела», изд. «БЕК», Москва , 2006г. – с.234.
[20 ] Блинов А.О., Шапкин И.Н., «Малое предпринимательство: теория и практика» (уч. для вузов) М.: Дашков и Ко, 2005 – с.136.
[21] Программа обучения "Менеджмент в малом и среднем бизнесе".
[22]Указ президента Российской Федерации Д.А. Медведева «О неотложных мерах по ликвидации ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
[23] «Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства». Приказ Минэкономразвития России от 14 марта 2011 года № Пр-63.
[24] «Стратегия комплексного развития малого и среднего предпринимательства города Городе» Администрация города Городе 2011 г.
[25] Устав ООО «N-ая оптовая компания» // Текущий архив ООО «N-ая оптовая компания» Бухгалтерия.
[26] Личные наблюдения автора.
[27] Трудовой кодекс РФ Глава 10 и 11.
[28] Трудовой кодекс РФ Статья 66 содержит общие положения о трудовой книжке. Подробно порядок ее заполнения установлен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках».
[29] Договор аренды №2739 от 10.03.2005 // Архив ООО «N-ая оптовая компания».
[30] Договор купли-продажи недвижимого имущества №36 12.05.2015 //Архив ООО «N-ая оптовая компания».
[31] Налоговый Кодекс РФ п.2 ст.356.26.
[32] Унифицированная система документации ГОСТ Р 6.30-2003 Утверждена Постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 года №65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта российской федерации».
[33] Социальные технологии в управлении организацией: анализ экономической эффективности проектов: учебное пособие / А.П. Багирова, В.Н. Дорман. – Екатеринбург: УрФУ, 2012. – 154 с. ISBN 978-5-321-02238-2.
1.Федеральный закон РФ от 10.09.1995 г. №132 –ФЗ «О государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» (в ред. от 24.11.2014 г.) //N-ие ведомости , 1995 .- 12 сентября.
-
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 г №209 ФЗ, ст.16. // ООО «Консультант Плюс Сервис» РИЦ 167, OOO "БиТ" РИЦ 511 Общероссийской Сети Консультант Плюс.
-
Федеральный Закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ в ред. О17.07. 2009 года №149-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 г.
4. Федеральный закон от 26 декабря 2009 года № 381-ФЗ. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». // Борисов А.Н. «Деловой двор» , 2010.
-
Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в РФ". // ООО «Консультант Плюс Сервис» РИЦ 167, OOO "БиТ" РИЦ 511 Общероссийской Сети Консультант Плюс.
-
Закон N-ой области от 30.12 2008 года № 154 - ЗО «Об установлении предельных значений площади арендуемого недвижимого имущества».// АО «Кодекс» ,2015.
-
Закон N-ой области от 13.04.2009 года №24 – ЗО « О развитии малого и среднего предпринимательства в N-ой области». // АО «Кодекс», 2015.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст (по сост. на 21 марта 2002г.) // Кодексы и законы РФ. - СПб.: Весь, 2012. – 992 с.
-
Постановление от 27 ноября 2007 года №368-ПА «О Координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве N-ой области».
-
Постановление Администрации N-ой области №280-па от 01.09.2008г. "Об утверждении долгосрочной целевой программы N-ой области "Развитие малого и среднего предпринимательства N-ой области на 2009-2013 годы".
-
Приказ Минпромторга РФ №123 от 15 февраля 2010 года "Об утверждении Ведомственной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле".
-
Постановление № 1300 от 28.10.2013 года «Об утверждении муниципальной программы города Городе «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Городе» на 2014-2019 годы». Основной целью программы является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Городе.
-
Указ президента Российской Федерации Д.А. Медведева «О неотложных мерах по ликвидации ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
-
«Стратегия Комплексного развития малого и среднего предпринимательства города Городе» от 2011 года. ( Администрация города Городе).
-
Доклад «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» г. Москва 20015 год.
-
Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. // РГ .-1993.- № 237.- 25 дек.
-
ГОСТ Р 6.30-2003. «Унифицированная система организационно -распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Утверждена Постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 года №65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта российской федерации».
-
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. – Изд. 2-е, испр. – М.: Омега-Л, 2011. - 584 с.
-
Кокин А.С. Финансовый менеджмент (Электронный ресурс): электронный уебник /А.С. Кокин, В.Н. Ясенев – М.:ЮНИТИ –ДАНА, 2011.
-
Скляренко В.К. Экономика предприятия: учебник /В.К.Скляренко , В.М. Прудников; Российская экономическая академия. – М.: ИНФРА-М, 2008.
-
Тлисов А. Б. Компаративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом / А. Б. Тлисов, Н. Н. Татаренко // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 552-556.
-
Гурьянов П. А. Анализ состояния малого бизнеса в России 2008-2011 гг. / П. А. Гурьянов // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 116-118.
-
Васюхин О. В. Развитие малого бизнеса в России / О. В. Васюхин, К. . Ван // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 22-24.
-
Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие - Инфра-М,2007, 224 с
-
Грузинов В., Грибов В., «Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательской деятельности»//Экономика предприятия. М., 2006 г.
26. Буянкина А.Н. «Малый бизнес: государственное регулирование» М.:ИНФРА-М, 2006 г.-с.65.
-
Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие - Инфра-М,2007, 224 с.) c. 43
-
Грачев И. «Развитие малого предпринимательства» // Деньги и кредит : 2008 №17.
-
Жуплев А.В. и др. Мотивация и проблемы малого бизнеса: опыт сравнительного исследования в России и США/Жуплев А.В., Коньков А.Т., 30.Киснер В.Ф. // Управление персоналом.-1998.-N8.-С.44-52.
-
Кавеев Х. «Роль и место малых предприятий в экономике РФ» //Власть, №8-9, 2008г.
-
Осипова Ю.М. «Основы предпринимательского дела», изд. «БЕК», Москва , 2006г. – с.234.
-
Блинов А.О., Шапкин И.Н., «Малое предпринимательство: теория и практика» (уч. для вузов) М.: Дашков и Ко, 2005 – с.136
-
Программа обучения "Менеджмент в малом и среднем бизнесе".
-
Багирова А.П. Социальные технологии в управлении организацией: анализ экономической эффективности проектов: учебное пособие / А.П. Багирова, В.Н. Дорман. – Екатеринбург: УрФУ, 2012. – 154 с. ISBN 978-5-321-02238-2.
-
«Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства». Приказ Минэкономразвития России от 14 марта 2011 года № Пр-63.
-
«Стратегия комплексного развития малого и среднего предпринимательства города Городе» Администрация города Городе 2011 г.
-
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2007 года // http://www.nisse.ru/analitics.
-
Трудовой кодекс РФ Статья 66, 10,11.
40. Налоговой кодекс Российской федерации п.2 ст.356.26.
-
Статистические данные официальных источников, материалы Российской и Всемирной сетей Интернет.
-
Текущий архив ООО «N-ая оптовая компания» // Бухгалтерия.