Введение
1. Власть и право в философии П. И. Новгородцева
2. Есте стве нно -пра во ва я те о ри я П. И. Но вго ро дце ва ка к о сно ва е сте стве нно го пра ва в ро сси йско м пра во ве де ни и на ча ла XX сто ле ти я
3. Про бле ма о бще стве нно го и де а ла в ра бо та х П. И. Но вго ро дце ва
За ключе ни е
Спи со к и спо льзо ва нных и сто чни ко в
Актуальность исследования проблем государства и права, их понимания, сущности имеет большое значение для правовой науки. Особенно данная тема актуальна в современны период развития нашего государства, когда вновь обостряются дискуссии о построении правового государства, роли государства и доли его участия в общественной жизни и экономики, определяется вектор будущего развития. Поэтому актуальным является обращение и к истории философии права, изучение наследия выдающихся ее представителей, особенно такого как П.И. Новгородцев. Интерес к его идеям воплотился не только в публикациях его произведений, но и в многочисленных исследованиях социологов, политологов, правоведов и, конечно, социальных философов и философов права, посвященных его наследию. Высказанное им в начале прошлого века не утратило своей значимости и сегодня. Более того, эволюция его взглядов от ориентации на либеральные идеалы правового государства западноевропейского типа к осознанию необходимости обращения прежде всего к национальным — православно-христианским традициям, отражает проблемы сегодняшнего поиска вектора развития государства и общества.
Среди современных российских исследователей, занимавшихся научным наследием и общественно-политической деятельностью П.И.Новгородцева можно назвать С. И. Максимова, П. В. Алексеева, В. С. Нерсесянца, и др. Все эти исследователи, как правило, раскрывали те или иные аспекты общественно-политического и научного наследия философа или занимались теми или иными вопросами, которые исследовал П. И. Новгородцев.
Целью работы является раскрытие взглядов П. И. Новгородцева на государство и право и их сущность.
1. Власть и право в философии П. И. Новгородцева
По П.И.Новгородцеву, разумное начало в личности есть автономное нравственное начало. Разум является единственным источником идеи должного, морального закона, который представляет собой факт чистого сознания, безусловно, достоверен сам по себе и независим от исторической необходимости. Сущность морали проявляется в ее формализме, индивидуализме и абсолютизме, что во многом определяет ее критическую функцию. Нравственная идея в качестве идеала всегда императивна; она не связана с конкретным содержанием общественных отношений, а существует исключительно в личностном сознании и имеет абсолютную ценность.
Будучи приложен к сфере социальных отношений, категорический императив приобретает форму естественного права, т.е. неизменной идеальной нормы с меняющимся содержанием. Как бы ни были различны понимания идеи естественного права, считает философ, все ее сторонники сходятся между собой в том, что она подразумевает совокупность таких правил или норм, которые обязательны сами по себе, независимы от какого бы то ни было внешнего законодательства или авторитета.
Нормы естественного права, если только мы вообще признаем существование таких но рм, а вто ри те тны са ми по се бе , е ди нстве нно всле дстви е сво е й ра зумно сти . «...Сущно сть е сте стве нно -пра во во й и де и со сто и т, пре жде все го , в е е кри ти че ско м духе , – пи ше т фи ло со ф. – Она зна ме нуе т со бо й не за ви си мый и са мо сто яте льный суд на д по ло жи те льным пра во м. Это при зыв к усо ве рше нство ва ни ю и ре фо рме во и мя нра встве нных це ле й» В это м случа е е сте стве нно е пра во по луча е т зна че ни е фи ло со фско го во ззре ни я, с по зи ци й ко то ро го ра ссма три ва е тся во змо жно сть си нте за ли чно го и о бще стве нно го , со о тно ше ни е о тно си те льно го и а бсо лютно го , ра зра ба тыва ются со ци а льные и де а лы.