Введение
Глава 1. Теневой рынок как основная проблема развития современной российской экономики
1.1. Анализ российского теневого рынка труда
1.2. Теневая занятость и оценка ее воздействия на рынок труда
Глава 2. Влияние теневого рынка и неформальной занятости на экономику страны и возздействие на него
2.1. Неформальная занятость: понятие и воздействие на экономические показатели РФ
2.2. Разработка программ содействия занятости населения как направление современной антикризисной политики и меры борьбы с теневым рынком труда
Заключение
Список используемой литературы
Рынок труда - это динамическая система, включающая в себя комплекс социально - трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы). В РФ рынок труда развивается в таких условиях, как зарождение многоукладной экономики, становлении рынка инвестиций, господство монополизма, отсутствие сбалансированности в предложении и спросе рабочей силы. В России присутствует теневая и вторичная занятость, достаточно высокие показатели частичной и скрытой безработицы
В настоящее время во многих странах происходит рост теневого рынка труда, причем независимо от преобладающей в них социально-экономической системы. Это довольно масштабное явление, способное влиять на социальную и политическую ситуацию в отдельной стране.
Увеличивающийся объем теневого рынка труда в современной российской экономике делает актуальным изучение его теоретических и практических проблем организации. Возникновение рынка теневого рынка труда стало действенным фактором, оказывающим весомое влияние на всю структуру занятости, причем особо остро проблема теневой занятости стоит в дотационных регионах.
Целью данной курсовой работы является изучение теневого рынка труда, сущности, структуры и последствий.
Исходя из заявленной темы были поставлены следующие задачи:
- провести анализ российского теневого рынка труда
- изучить теневую занятость и оценить ее воздействие на рынок труда
- охарактеризовать неформальную занятость и рассмотреть воздействие на экономические показатели РФ
- выявить аспекты разработки программ содействия занятости населения как направление современной антикризисной политики и меры борьбы с теневым рынком труда.
Впервые явление неформальной занятости открыл английский социолог К. Харт. Рынок труда рассматривается в работах К. Маркса, Дж. М. Кейнса, Э. Хансена, М. Фридмена, К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю, Г. Беккера, М. Грановеттера, П. Дерипгера и М. Пиоре, Я. Минсера, а также в работах известных русских ученых: Т. И. Заславской, Р. И. Капелюшникова, В. В. Радаева, Р. В. Рывкиной и др.
Так_ же исследование неформальности на рынке труда содержатся в работах X. Бланеза, Д. Гер_ шуни, М. Гранноветтера, Г. Гроссмана, П. Гут_ манна, М. Кастельса, Э. Мингиони, К. Поланьи, Р. Роуза, Д. Старка, В. Танзи.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы и четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теневой рынок как основная проблема развития современной российской экономики
1.1. Анализ российского теневого рынка труда
Долгое время считалось, что постепенное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест», что в свою очередь породило вынужденную незанятость в одних регионах (республики Средней Азии и Закавказья) и сверхзанятость в других (европейская часть РСФСР и республики в Прибалтике)[1].
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных[2].
Оценки определения доли неформальной занятости в российской экономике значительно разнятся, как и взгляды на сущность этого явления, и их количественные оценки масштабов этого явления, по самым умеренным оценкам доля теневой экономики в ВВП составляет 45%.
Теневой занятости присущи следующие качества: практически полное отсутствие социальной защищенности трудящихся, гарантированной занятости, охраны труда, социальных гарантий в обмен на предоставление работникам определенного материального вознаграждения (подчас довольно высокого, чтобы привлечь нужных работников)[3]. Неформальная занятость носит характер как первичной, так и вторичной.
Среди первичной неформальной занятости большую часть занимает сфера строительства, второе место сфера предоставления различных услуг населению (частный извоз, оказание бытовых услуг населению и пр.) на третьем месте сфера торговли и складское обслуживание (работники имеют устную договоренность с работодателями об оплате и условиях труда). Особое место в первичной нелегальной занятости занимают граждане, работающие за пределами своего региона (имеет место как вахта, так и постоянное проживание).
Вторичная неформальная занятость в России представлена, прежде всего, фрилансерами (внештатными сотрудниками каких-либо организаций, выполняющих работу от заказа к заказу на дому), финансовыми и юридическими консультантами, репетиторами и др.
К причинам неформальной занятости населения можно отнести:
1) снижение количества субъектов малого предпринимательства в регионе;
2) низким уровнем заработной платы в формальном секторе экономики области;
3) распространенной практикой выплаты зарплаты в конвертах;
4) неэффективность деятельности налоговой службы и правоохранительных органов в выявлении и пресечении нелегальной занятости;
5) фактическим отсутствием пропаганды недопустимости нелегальной трудовой деятельности и ее отрицательного влияния на экономику[4].
Для того чтобы решить проблему с теневой занятостью в современной России, необходим комплексный подход:
– во-первых, работникам необходимо самим влиять на работодателей, не соглашаясь на зарплату «в конверте», выяснять, насколько предлагаемые условия соответствуют трудовому законодательству (может ли работодатель обеспечить работнику будущую пенсию и другие социальные гарантии);
– во-вторых, необходимо снизить налоговое бремя на бизнес и тем самым создать стимулы для выхода из тени, чтобы все люди смогли легально устраиваться на работу, социальные платежи и подоходный налог должны быть снижены;