Реферат|Философия

Сравнение учений Фрейда и Маркса

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2015 | Страниц: 19

Введение

Глава 1. Возникновение человека

1.1 Орудийно-трудовая теория

1.2 Теория психосексуального развития

Глава 2. Факторы, детерминирующие развитие культуры

2.1 Марксистская концепция культуры

2.2 Фрейдистская теория культуры

Глава 3. Сравнение взглядов философов по вышеуказанным темам

Заключение

Обоснование актуальности рассматриваемой темы: Классическая философия Нового времени базировалась на определенных постулатах относительно человеческого поведения. В частности, таким постулатом считался «разум» человека и именно на него возлагали свои надежды такие знаковые философы как Рене Декарт или Иммануил Кант. К концу XIX столетия пришли новые философы, философы, которые подвергли критическому переосмыслению все те «очевидности», к которым обращались философы ранее. Этих философов принято называть «философами подозрения». Это Фридрих Ницше, Карл Маркс и Зигмунд Фрейд. Ницше подверг беспощадной критике все традиционные западноевропейские концепции о морали и нравственных ценностях, объявив, что мир, в котором мы живем, есть не что иное, как фундаментальное проявление воли к власти. Маркс обосновал в качестве субъекта и решающей силы общественного развития класс, растворив в нем индивида - одну из главных исходных точек философии Нового времени. Фрейд в свою очередь показал, что разум этого индивида является лишь тонкой защитной пленкой бессознательных глубин. Этим двум последним указанным «философам подозрения» и посвящена данная работа.

Цель работы: сравнительный анализ учений Карла Маркса и Зигмунда Фрейда.

Задачи работы:

         описать представления Карла Маркса и Зигмунда Фрейда относительно вопросов возникновения человека (на примере орудийно-трудовой теории и психосексуальной теории развития человека);

         рассмотреть факторы в учениях Карла Маркса и Зигмунда Фрейда, которые, с их точки зрения, детерминируют развитие культуры (пользуясь терминами «базис/надстройка», «Оно/Сверх Я», «Эдипов комплекс»);

         сравнить учения Карла Маркса и Зигмунда Фрейда, выделить в них общее и частное, ссылаясь на работы Мишеля Фуко, Эмиля Дюркгейма, Эриха Фромма.

Структура работы: Работа состоит из введения, основной части, разделенной на три главы, заключения и списка использованной литературы. Каждая из глав раскрывает задачи, которые были обозначены выше, в их последовательном порядке.

 

 

 

Глава 1. Возникновение человека

1.1 Орудийно-трудовая теория

Карл Маркс являлся сторонником орудийно-трудовой теории происхождения человека, изложенной в известном очерке его друга, единомышленника и соавтора Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (уже это название свидетельствует, что Энгельс строит свою теорию в контексте дарвинизма).

В этом очерке утверждалось, что в длительном процессе коллективной трудовой деятельности наших далеких предков и совершенствования орудий их труда возникла необходимость организовать совместные усилия и согласовать их, для чего потребовались средства общения. Энгельс пишет: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству».

Тот ранний этап человеческого развития, о котором говорит Энгельс, согласно теории Маркса, знаменует начало стадии первобытно-общинного строя (или первобытного коммунизма). Поскольку на этой стадии уровень экономического развития был предельно низок, а используемые орудия труда примитивны, в ее рамках не возникало возможности производства прибавочного продукта (той части общественного продукта, которая создается сверх необходимого продукта, в целях накопления).

Эта теория относительно обществ первобытного коммунизма подтвердилась исследованиями антрополога Марселя Мосса (племянника и последователя известнейшего социолога Эмиля Дюркгейма). Занимаясь изучением архаических общин, Мосс пришел к выводу, что главной их особенностью является соблюдение баланса в сфере символического обмена. Для таких сообществ было чрезвычайно важно, чтобы обмен был эквивалентен – человек должен получить ровно столько же, сколько он взял. Из этого, согласно Моссу, и складывается вся архаическая культура – в частности, обмен товара на валюту (к примеру, такие священные предметы как ракушки или собачьи зубы). На этой же основе возникает опасение приобрести или потерять что-то, то есть опасение любых асимметрических систем, любых сделок, способных умалить или приумножить богатство архаичного человека. Именно потому, что в архаических обществах результатом обмена является строгий ноль, в них нет места накоплению капитала и вообще прогрессу как таковому.

  1. Дюркгейм Э. Метод социологии. Общая ред., пер. с фр., послесловие А.Б. Гофмана; комментарии В.В. Сапова. – М.: Наука, 1991. – 576 с.
  2. Курс лекций по философии (краткое изложение). Часть пятая. Философия XIX-XX вв. // Под редакцией проф., д.филос.н. Ивановой А.А. – Учебное пособие. – М: ИПЦ МИТХТ, 2011. – 305 с.
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Диалектика природы. Пер. с нем. Д. Б. Рязанова // Собр. соч., изд. 2, т. 20. – М.: Политиздат, 1959. – 771 с.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Пер. с нем. Д. Б. Рязанова // Собр. соч., изд. 2, т. 3. – М.: Политиздат, 1955. – 689 с.
  5. Мосс М. Социальные функции священного: Избр. произведения. Пер. с фр. под общ. ред. И. В. Утехина. – СПб.: Евразия, 2000. –  444 с.
  6. Фрейд З. Я и Оно. // Очерки по истории сексуальности (от Фрейда до Фуко). – М.: АСТ, 2008. – 418 с. – 51-77 с.
  7. Фрейд З. Недовольство культурой. Пер. с нем. А. Руткевича. – СПб.: Алетейя, 1998. – 222 с.
  8. Фромм Э. Избавление от иллюзий. Сопоставление взглядов Маркса и Фрейда. Пер. с англ.: И.Е. Добровольский, Г.А. Новичкова, К.Л. Татаринова, Е.Н. Федина. Отв. ред.: П.С. Гуревич. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 156 с.
  9. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. П. Визгина, Н. С. Автономовой. – СПб.: A-cad, 2012. – 408 с.
  10. Чернышева А.В. Генезис культурологической мысли.Концепции культуры в их исторической ретроспективе: Учебное пособие. – М.: МГОУ, 2008. – 324 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2016 год 17 стр.
Философия Р.Декарта
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 12 стр.
Реферат Границы человеческого познания
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 13 стр.
Реферат Познание как вид духовной деятельности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское