Введение
Глава 1. Возникновение человека
1.1 Орудийно-трудовая теория
1.2 Теория психосексуального развития
Глава 2. Факторы, детерминирующие развитие культуры
2.1 Марксистская концепция культуры
2.2 Фрейдистская теория культуры
Глава 3. Сравнение взглядов философов по вышеуказанным темам
Заключение
Обоснование актуальности рассматриваемой темы: Классическая философия Нового времени базировалась на определенных постулатах относительно человеческого поведения. В частности, таким постулатом считался «разум» человека и именно на него возлагали свои надежды такие знаковые философы как Рене Декарт или Иммануил Кант. К концу XIX столетия пришли новые философы, философы, которые подвергли критическому переосмыслению все те «очевидности», к которым обращались философы ранее. Этих философов принято называть «философами подозрения». Это Фридрих Ницше, Карл Маркс и Зигмунд Фрейд. Ницше подверг беспощадной критике все традиционные западноевропейские концепции о морали и нравственных ценностях, объявив, что мир, в котором мы живем, есть не что иное, как фундаментальное проявление воли к власти. Маркс обосновал в качестве субъекта и решающей силы общественного развития класс, растворив в нем индивида - одну из главных исходных точек философии Нового времени. Фрейд в свою очередь показал, что разум этого индивида является лишь тонкой защитной пленкой бессознательных глубин. Этим двум последним указанным «философам подозрения» и посвящена данная работа.
Цель работы: сравнительный анализ учений Карла Маркса и Зигмунда Фрейда.
Задачи работы:
описать представления Карла Маркса и Зигмунда Фрейда относительно вопросов возникновения человека (на примере орудийно-трудовой теории и психосексуальной теории развития человека);
рассмотреть факторы в учениях Карла Маркса и Зигмунда Фрейда, которые, с их точки зрения, детерминируют развитие культуры (пользуясь терминами «базис/надстройка», «Оно/Сверх Я», «Эдипов комплекс»);
сравнить учения Карла Маркса и Зигмунда Фрейда, выделить в них общее и частное, ссылаясь на работы Мишеля Фуко, Эмиля Дюркгейма, Эриха Фромма.
Структура работы: Работа состоит из введения, основной части, разделенной на три главы, заключения и списка использованной литературы. Каждая из глав раскрывает задачи, которые были обозначены выше, в их последовательном порядке.
Глава 1. Возникновение человека
1.1 Орудийно-трудовая теория
Карл Маркс являлся сторонником орудийно-трудовой теории происхождения человека, изложенной в известном очерке его друга, единомышленника и соавтора Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (уже это название свидетельствует, что Энгельс строит свою теорию в контексте дарвинизма).
В этом очерке утверждалось, что в длительном процессе коллективной трудовой деятельности наших далеких предков и совершенствования орудий их труда возникла необходимость организовать совместные усилия и согласовать их, для чего потребовались средства общения. Энгельс пишет: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству».
Тот ранний этап человеческого развития, о котором говорит Энгельс, согласно теории Маркса, знаменует начало стадии первобытно-общинного строя (или первобытного коммунизма). Поскольку на этой стадии уровень экономического развития был предельно низок, а используемые орудия труда примитивны, в ее рамках не возникало возможности производства прибавочного продукта (той части общественного продукта, которая создается сверх необходимого продукта, в целях накопления).
Эта теория относительно обществ первобытного коммунизма подтвердилась исследованиями антрополога Марселя Мосса (племянника и последователя известнейшего социолога Эмиля Дюркгейма). Занимаясь изучением архаических общин, Мосс пришел к выводу, что главной их особенностью является соблюдение баланса в сфере символического обмена. Для таких сообществ было чрезвычайно важно, чтобы обмен был эквивалентен – человек должен получить ровно столько же, сколько он взял. Из этого, согласно Моссу, и складывается вся архаическая культура – в частности, обмен товара на валюту (к примеру, такие священные предметы как ракушки или собачьи зубы). На этой же основе возникает опасение приобрести или потерять что-то, то есть опасение любых асимметрических систем, любых сделок, способных умалить или приумножить богатство архаичного человека. Именно потому, что в архаических обществах результатом обмена является строгий ноль, в них нет места накоплению капитала и вообще прогрессу как таковому.