ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА
1.1.Современные методы психологического воздействия на аудиторию
1.2.Манипулирование аудиторией
1.3.Психологическая культура журналиста
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ I
РАЗДЕЛ II. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
2.1. Связь психологии и журналистики
2.2. Методы психологического воздействия на аудиторию
2.3. Позиция журналиста и социальная оценка персонажей
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследᴏвания. Речь по природе своей имеет воздействующий характер. Среди ее функций – множество видов воздействия на адресата, от прямого побуждения к тем или иным поступкам до изменения или уточнения картины мира, существующей в сознании реципиента. Особую значимость проблема власти языка приобрела в современном информационном обществе, где человек огромное количество времени проводит в «силовом поле» средств массовой информации, рекламы и Интернета.
СМИ играют роль основных каналов воздействия на массовую аудиторию со стороны политиков и промышленно-торговых корпораций. Поэтому весьма существенно, чтобы журналисты сознавали значимость собственного речевого поведения, чувствовали ответственность за написанное или произнесенное слово.
Кроме того, работники средств массовой информации, как и все остальные, постоянно являются объектами речевого воздействия. Одна из актуальных для современного человека задач – не стать жертвой манипуляций, не поддаться магии умело построенной речи, намеренно искажающей образ реальности. С этой точки зрения также исключительно важно понимание механизмов словесного воздействия и готовность к «интеллектуальной самообороне».
Известные нам теории, которые рассматривают информацию как источник общественного прогресса и средство власти, дают возможность для исследования воздействия социальной, политической информации на общественное сознание (Р.Ф.Абдеев, Э.Тоффлер, М.Кастельс, А.Д.Урсул, В.Л.Иноземцев, Э.П.Семенюк, И.И.Юзвишин, В.Д. Попов, А.И.Соловьев и др. Ученые провели фундаментальные исследования нарождающегося информационного общества, «коммуникативного сообщества», определили основные его приоритеты и сформировали глоссарий информационной эпохи.
Цель исследования – изучение психологического воздействия журналистики: формирование позитивного и негативного фона у аудитории.
Главные задачи исследования:
- Рассмотреть современные методы психологического воздействия на аудиторию;
- Раскрыть информацию о манипулировании аудитории;
- Изучить психологическую культуру журналиста;
- Узнать связь между психологией и журналистикой;
- Обосновать методы психологического воздействия на аудиторию;
- Проанализировать позицию журналиста и социальную оценка персонажей.
Объект исследования – является специфика журналистской профессии и профессиональная деятельность работников в медиа сфере.
Предметом исследования – методы и критерии эффективности воздействия телевидения.
Теоретико-методологическая база нашего исследования. Анализ данных, изучение подобранных материалов, их обобщение, содержательный и структурный анализ, функциональное сравнение.
Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты позволяют углубить свои познания в публицистике.
Практическая значимость. Предложенные материалы могут быть использованы в изучении публицистики для оптимизации учебного процесса в целом. Полученные результаты могут найти применение в работе преподавателей и в изучении студентами.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, состоящих из 26 источников.
Общий объем работы – 43 стр.
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА
1.1.Современные методы психологического воздействия на аудиторию
Понятие «информационно-психологическое воздействие» принято употреблять в нескольких значениях. Прежде всего, с помощью этого понятия обозначают всякое воздействие на человека, поскольку оно направлено на его психику и проходит через нее. В данном случае информационно-психологическое воздействие нацелено на психологический уровень сознания (подсознание) отдельного человека или группы людей. Этот уровень связан с непосредственными реакциями человека на осуществляемое воздействие, в том числе эмоциональными. Часто данным понятием обозначают воздействие, ориентированное не столько на понимание, сколько на эмоциональное восприятие. В этом случае информационно-психологическое воздействие выступает как метод манипуляции человеком или социальной группой. Считается, что стратегия информационно-психологического воздействия выбирается в зависимости от его целей, задач, объектов, имеющихся сил и средств, а также доступности каналов доведения информации. Результативность и эффективность воздействия зависит от того, насколько правильно учтены те сферы психики, от которых зависит управление поведением человека (большими или малыми группами людей) в конкретной обстановке [1].
Информационно-психологическое воздействие организуется в формах информирования (устного, письменного, визуального), демонстрации (действия, передвижения, манипуляции) или физического действия (использования средств и методов скрытой модификации психики личности). В каждом из названных случаев эффект обусловливается не только качеством воздействия, но и той сферой психики человека (психологии общности), на которую оно направлено.
Информационно-психологическое воздействие осуществляется также в формах: информации (соответствующей или несоответствующей действительности), дезинформации (умышленной или ошибочной), имитации (по содержанию не имеющей прямого отношения к конкретной действительности), а также слухов.
В качестве составляющих информационно-психологического воздействия специалистами рассматриваются: субъект и объект воздействия; каналы информационно-психологического обмена; социальная перцепция; средства, способы, методы, приемы и условия психологического воздействия; мотивация и эффекты психологического воздействия; обратная связь [26].
В целом, с точки зрения политической психологии, все процессы информационно-психологического воздействия имеют конечной целью изменение тех или иных социальных установок (мотивации поступков). Для этого используется определенный набор психологических приемов, которые создают логический контекст восприятия, т. е. такой контекст, по которому объект воздействия оценивает получаемую информацию с точки зрения ее логической обоснованности.
Однако чаще, на практике, оказывается так, что несмотря на безупречную логику получаемой информации, объект воздействия отказывается ее воспринимать. Это дает основание предположить, что существуют какие-то другие факторы, влияющие на эффективность восприятия информации. Комплекс этих факторов составляет психологический контекст восприятия.
Опыт показывает, что информационно-психологическое влияние на людей может осуществляться путем убеждения и психического внушения, а также с использованием комбинированного способа информационно-психологического воздействия. В этой связи к методам информационно-психологического воздействия (доведения информации) относятся: убеждение (доказательство на основе построения логической схемы); внушение (психическое поражение на уровне подсознания); комбинированный способ (попеременное, скоординированное воздействие на сознание и подсознание объекта) [3].
Понятно, что доказательство, основанное на логике (убеждение), в процессе психологического воздействия не сводится лишь к демонстрации фактов и доводов, из которых выводится истинность основного положения в точном соответствии с правилами логики. Средства аргументации и доказательства в массовых коммуникационных процессах чрезвычайно многообразны. Они не ограничиваются каким-то одним, универсальным, средством убеждения или простой иллюстрацией при помощи факта. Кроме того, в условиях подобного рода деятельности убеждение обычно осложняется рядом факторов, учет которых крайне необходим для прогнозирования эффективности информационно-психологического воздействия. Ключевые факторы обусловливаются: приемлемостью аргументации для данной аудитории или определенной категории лиц; их уместностью для доказательства конкретного тезиса; обстоятельствами, в которых осуществляется это воздействие. Важнейшее свойство информации, используемой в психологическом воздействии, – ее субъективная значимость. Если источник информации (коммуникатор) подкрепляет свои выводы на основе их субъективной значимости, вероятность восприятия информации объектом воздействия (реципиентом) значительно повышается. В этой связи большой эффективностью могут обладать аргументы, основанные на бесспорных фактах, истинах, на жизненном опыте объекта воздействия. Лишь в данном случае можно надеяться на совпадение объективности аргументов и доказываемых тезисов с их субъективной приемлемостью для объекта информационно-психологического воздействия.
Вместе с тем грамотно выстроенная система психологического убеждающего воздействия на основе построения логической схемы доказательства (убеждения) основывается на интерпретации трех основных категорий аргументов.