ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОВД ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
1.1 Понятие групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
1.2 Действия органов внутренних дел после ликвидации массовых беспорядков
ГЛАВА 2. ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ НАРЯДОВ ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
2.1 Специальная операция по пресечению массовых беспорядков
2.2 Функциональные группы по предупреждению и пресечению массовых беспорядков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Поддержание надлежащего уровня общественного порядка создает благоприятные условия для жизнедеятельности людей, обеспечения прав и законных интересов граждан, а также осуществления хозяйственной деятельности. Именно поэтому любое государство заинтересовано в охране общественного порядка, без которого невозможно социально-экономическое развитие и благополучие. Государство вовлекает в административно-правовой механизм охраны общественного порядка различные органы государственной власти, среди которых особое место занимают органы внутренних дел, обладающие необходимым арсеналом административно-правовых средств для обеспечения должного общественного порядка.
Групповые, спонтанные, а также массовые беспорядки представляют повышенную общественную опасность, которая усиливается при проведении различного рода публичных мероприятий. Для эффективной деятельности органов государственной власти в сфере предупреждения и пресечения массовых беспорядков при проведении публичных мероприятий необходимо совершенствовать правовые и организационные основы соответствующей административной деятельности. Массовые беспорядки при проведении публичных мероприятий всегда носят резонансный характер. В ходе таких происшествий нарушаются субъективные права граждан, создаются серьезные препятствия в функционировании предприятий транспорта, связи, а также социальной инфраструктуры. В этой связи органы государственной власти должны оперативно и системно реагировать как на сами массовые беспорядки при проведении публичных мероприятий, так и на обстоятельства, способствующие их возникновению.
Цель настоящей работы: теоретическое раскрытие содержания административно-правового механизма предупреждения и пресечения массовых беспорядков.
Задачи исследования:
- рассмотреть такие нарушения общественного порядка, как массовые беспорядки;
- изучить деятельность органов внутренних дел по предупреждению и предотвращению данных правонарушений.
Объект исследования: общественные отношения, которые складываются в результате деятельности ОВД по предупреждению и пресечению массовых беспорядков.
Предмет исследования: массовые беспорядки, как вид нарушения общественного порядка.
Глава 1. Деятельность ОВД по пресечению массовых беспорядков
1.1 Понятие групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
В своей деятельности по охране общественного порядка сотрудники полиции часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, как между гражданами, так и между гражданами и должностными лицами.
Из этого следует, что сотрудники полиции должны четко знать какие действия содержат в себе признаки групповых нарушений общественного порядка, а какие массовых беспорядков.
Под групповыми нарушениями следует понимать нарушение общественного порядка двумя и более лицами с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, повлекшим за собой нарушение работы транспорта, связи и организаций.
К групповым нарушением общественного порядка можно отнести:
- нарушение установленного порядка проведения митингов и иных публичных акций;
- групповые драки на стадионах и улицах;
- проявление противоправного недовольства, как правило, законными действиями органов внутренних дел.
Массовые беспорядки - это совершаемое большой группой людей (толпой) посягательство на общественную безопасность, сопровождающееся насилием над людьми, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Во время массовых беспорядков нарушается общественный порядок на значительной территории, парализуется деятельность органов власти и управления.
Судебная практика относит также к массовым беспорядкам факты насильственного освобождения толпой лиц, находящихся в местах лишения свободы, либо арестованных, содержащихся под стражей в следственных изоляторах.
Под организацией массовых беспорядков понимается деятельность лица или нескольких лиц по объединению толпы либо руководство ею с целью осуществления преступных деяний.
Под насилием понимается как физическое, так и психическое насилие. Оно может выражаться в угрозе убийством или причинении тяжкого вреда здоровью, нанесении или угрозе нанесения побоев, а также в причинении или угрозе причинения легкого, средней тяжести и тяжкого (без особо отягчающих обстоятельств) вреда здоровью.
Насилие в ходе массовых беспорядков представляет собой причинение вреда здоровью различной тяжести либо побоев и истязаний.
Под погромами понимаются насильственные посягательства на материальные ценности (порча и уничтожение имущества).
В большинстве случаев организаторы и участники массовых беспорядков действуют из хулиганских побуждений, из чувства злобы, мести. Этим чувством подвержены наиболее несознательные граждане, которые легко поддаются «психологии толпы».
Массовые беспорядки являются тяжким преступлением, дестабилизирующим обстановку в районах проживания населения, подрывающим устои общества и государства, нарушающих нормальную жизнедеятельность граждан, работу предприятий, учреждений, организаций. Они могут возникнуть спонтанно в результате нарушений законности либо тактически неправильных действий сотрудников полиции.
В целях успешной работы по предупреждению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков сотрудникам полиции необходимо знать признаки обострения социальной напряженности и межнациональных противоречий, которые могут перерасти в массовые беспорядки. Эти признаки могут быть:
- проявление значительными группами граждан недовольства недостатками в решении экономических, социальных и политических проблем, действиями органов власти и местного самоуправления;
- обострение межнациональных и межрегиональных отношений;
- рост преступных посягательств на жизнь, здоровье и собственность граждан;
- ухудшение экологической обстановки и т.п.
Необходимо отметить, что сами по себе названные причины и условия необязательно всегда приводят к возникновению групповых нарушений общественного порядка и тем более к массовым беспорядкам.
Большую опасность представляют неформальные лидеры, могущие стать организаторами групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. Эти личности обладают талантом объединения и сплочения людей, могут подчинять их своей воле, убеждать и «заводить толпу».
Нормативно-правовые акты:
1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ) // Российская газета 8.12.1994 г. № 238-239
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ (ред. От 21.102013) // «Российская газета», 31.12.2001, № 256.
3) Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» (принят ГД ФС РФ 28.01.2011); (действующая редакция от 25.11.2013).
Учебная и научная литература:
4) Батычко В.Т. Правоохранительные органы в вопросах и ответах. Конспект лекций. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
5) Бекетов О.И., Бочаров С.Н., Каплунов А.И., Кокорев А.Н., Маслов А.Е., Опарин В.Н., Телегин А.С., Цуканов Н.Н. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. – М.: ЦОКР МВД России, 2011.
6) Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть. – М.: Академия МВД РФ, 2010.
7) Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М.: Зерцало-М, 2010.
8) Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А., Шумилов Ю.И. Правоохранительные органы Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2009.
9) Звягин М.М. Административно-правовые средства охраны общественного порядка и права граждан на проведение публичных мероприятий в Российской Федерации // Современное право, 2007. №10.
10) Савюк Л.К. Правоохранительные органы. – М.: НОРМА, 2009.
11) Тонков Е.П., Кнайкин В.С. Правоохранительные органы Российской федерации. – Белгород: БелГУ, 2010.
12) Чичин С.В. Организационно-тактические основы несения службы подразделениями ОВД по охране и обороне особо важных объектов: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.