Введение
1. Общая характеристика антикоррупционной политики
1.1. Состояние коррупции и правовые меры борьбы с ней
1.2. Современный механизм противодействия коррупции
2. Особенности административно-правовых запретов в механизме противодействия коррупции
2.1. Ответственность за административные правонарушения коррупционного характера
2.2. Административно-правовые запреты и их эффективность
Заключение
Библиографический список
В науке административного права на сегодняшний день существуют правовые и организационные проблемы, которые требуют своего разрешения. Одной из таких проблем является институт правового запрета в сфере публичного управления. Названные положения обусловлены целым рядом обстоятельств. Нужно отметить, что административные запреты обеспечивают безопасность личности, общества и государства, а также нормальное развитие общественных отношений в сфере публичного управления. Эффективность реализации правового запрета вообще и административного запрета в частности во многом зависит от теоретических разработок, которые определяют механизм реализации соответствующих правовых средств.
Ситуация с коррупцией и противодействием ей в России вызывает неослабевающий интерес общества и неравнодушных граждан нашей страны, а также находится под пристальным вниманием на только иностранных наблюдателей, но и ведущих мировых держав уже хотя бы в силу того, что коррупция отнюдь не является исключительно российской проблемой либо российской особенностью государственного устройства. Коррупция присутствует в государственном аппарате любой страны, но в силу множества причин, анализировать которые на страницах настоящей публикации не представляется возможным хотя бы в связи с ограничением размера статьи, тематика этой работы посвящена не общим вопросам зарождения и развития коррупционных механизмов в государственном аппарате вообще, а, скорее, вопросам формирования эффективного, организационно несложного и экономически целесообразного механизма противодействия коррупции методами и средствами административно-правового характера. Объем имущественного вреда, который причиняет коррупционная среда нашему обществу и государству (и это помимо оправданного поведением коррумпированных чиновников формирования в обществе нигилистических и антигосударственных настроений) составляет суммы, соразмерные с бюджетом некоторых стран.
Цель работы – изучить административно-правовой запрет: понятие, цель, признаки в механизме противодействия коррупции. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать состояние коррупции и правовые меры борьбы с ней;
- рассмотреть современный механизм противодействия коррупции;
- определить ответственность за административные правонарушения коррупционного характера;
- проанализировать административно-правовые запреты и их эффективность.
Предмет исследования - механизм противодействия коррупции. Объект исследования - административно-правовой запрет.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
- Общая характеристика антикоррупционной политики
1.1. Состояние коррупции и правовые меры борьбы с ней
Последнее десятилетие характеризуется повышенным интересом к проблеме борьбы с коррупцией как социальным злом, представляющим собой "один из основных источников угроз национальной безопасности" нашего государства. Коррупция в органах государственной власти ущемляет конституционные права и интересы граждан, разрушает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению государственных реформ и в конечном итоге подрывает доверие граждан к власти.
Коррупция как социальное явление имеет глубокие исторические корни и носит международный характер. Первое упоминание о коррупционных правонарушениях (взяточничестве) относится еще к Законам царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.).
Пагубное воздействие коррупции ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства или традиций. Многовековая история России свидетельствует о том, что коррупция наряду с другими социальными недугами (воровством, пьянством, беззаконием и др.) всегда была чрезвычайно распространена в стране.
Безусловно, причины возникновения коррупции в разные периоды неодинаковы, но связь ее с органами государственной власти неизменна. Противодействие коррупции сопровождало всю историю существования государства. Уместно вспомнить слова великого древнегреческого философа Аристотеля, который писал, что "самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка
Так, начиная с 90-х гг. XX в. было принято более 200 нормативных правовых актов, которые прямо или косвенно затрагивали тему борьбы с коррупцией. В 1992 г. Президент РФ подписал Указ от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы", который должен был заложить административно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы. Однако отсутствие в то время действенных механизмов реализации предусмотренных мер привело к децентрализации и тотальности коррупции.
К началу XXI в. уровень распространения коррупции в России достиг катастрофических размеров и стал представлять собой основное препятствие на пути экономического подъема страны. Необходимо было осуществление радикальных мер по противодействию коррупции: раскрыть основные направления антикоррупционной политики, дать определение коррупции, принять блок антикоррупционных нормативных правовых актов. Начало решению указанных задач было положено 9 декабря 2003 г., когда Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., с последующим ее ратифицированием в 2006 г.
В этих условиях принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) стало мерой, которую ждали много лет.
Закон о противодействии коррупции - это и нормативный правовой акт, и программный документ, который определяет основные направления государственной деятельности в сфере борьбы с коррупцией, устанавливает сферу применения антикоррупционной политики (в первую очередь как сферу служебных отношений), фиксирует социальные ожидания в данном виде деятельности.
Важной антикоррупционной правовой мерой является установление юридической ответственности. Закон о противодействии коррупции содержит определение коррупции, которое называет лишь некоторые коррупционные правонарушения, но при этом не раскрывает их содержания и не указывает вид ответственности, который может наступить за их совершение.
Согласно Национальному плану противодействия коррупции, утвержденному Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г. N Пр-1568, под коррупционным правонарушением понимается отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность. При этом необходимо проводить четкую грань, прежде всего, по степени тяжести последствий между коррупционным дисциплинарным проступком, коррупционным административным правонарушением и коррупционным преступлением.
Международный опыт борьбы с коррупцией свидетельствует об активном развитии в национальных законодательствах норм, устанавливающих административную ответственность за административные правонарушения коррупционного характера, о приоритете профилактических мер перед мерами уголовной ответственности.
Выступая на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ, Д.А. Медведев подчеркнул, что следует не только фиксировать преступления, но и предостерегать чиновников от них: "Нужно посмотреть на поляну шире. Не могу вспомнить ни одного случая и прокурорской реакции на конфликт интересов чиновника еще до стадии совершения преступления. Надо стимулировать чиновников к правомерному поведению".
(Научные статьи, монографии, учебные пособия, учебники)
1. Алексеев И.Н. Коррупция в сфере налогообложения // Организованная преступность и коррупция: результаты криминологических исследований. Сборник статей под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. Саратов, 2010.
2. Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. - М., 2012.
3. Антикоррупционная политика: справ. / Под ред. А.В. Малько. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.
4. Борисова В.Д. Актуальные проблемы экономической безопасности России на современном этапе // Вопросы экономики. - 2012. - №2.
5. Дамм И.А. Коррупция и ее формы в избирательном процессе // Проблемы борьбы с проявлениями криминального рынка. – Владивосток, 2013.
6. Долгова А.И. Организованная преступность, терроризм и коррупция: тенденции и совершенствование борьбы с ними // Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. - М., 2014.
7. Зотова Н. Гусаков Н. Современные проблемы национальной безопасности // Национальная безопасность. – 2011. - №8-9.
8. Исмаилов Р. Экономическая безопасность России // Бизнес и безопасность. – 2014. - №2.
9. Исмаилов Р. Экономическая безопасность России: теория и практика. - СПб, 2012.
10. Колосов А.В. Экономическая безопасность. - М.: ЗАО Финстатинформ, 2010.
11. Лыкшин С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности // Вопросы экономики. - 2014. - № 12.
12. Номоконов В.А. Особенности политики борьбы с организованной преступностью и коррупцией в России // Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. - М., 2014.
13. Преступность в разных ее проявлениях и организованная преступность / Под ред профессора А.И. Долговой. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2014.
14. Преступность и коррупция: современные российские реалии / Сборник научных трудов под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. – Саратов: Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2013.