Введение
Глава 1. Реализация права на медицинскую помощь
Глава 2. Организация управления в сфере управления
2.1. Понятие и принципы деятельности органов управления здравоохранением
2.2. Органы, осуществляющие управления в сфере здравоохранения, и их компетенция
Глава 3. Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения
3.1. Модернизация системы управления здравоохранением
3.2. Внедрение элементов электронной медицины
Заключение
Список использованных источников и литературы
В условиях модернизации системы здравоохранения, вступления в силу ряда новых нормативно-правовых актов возникает острая необходимость в проведении научного анализа механизма управления здравоохранением на системной основе.
Система здравоохранения не является замкнутой, обособленной, она входит в общую систему органов исполнительной власти. И реализация права на охрану здоровья должна рассматриваться как комплексное явление с позиции политики здравоохранения, которая, в свою очередь, в контексте управления может выражаться в двух аспектах: а) в узком смысле как совокупности действий правительства, направленных на улучшение состояния здоровья населения путем предоставления здравоохранительных услуг и медицинского лечения; б) в широком - любые действия правительства, оказывающие влияние на состояние здоровья или болезнь отдельных людей, а не только действия органов управления здравоохранения и государственных учреждений здравоохранения, профессионалов и предоставление медицинских услуг.
Цель курсовой работы – формирование целостного представления об административно-правовых основах управления в сфере здравоохранения.
Задачи курсовой работы:
- проанализировать возможности реализации права на медицинскую помощь;
- рассмотреть понятие и принципы деятельности органов управления здравоохранением;
- охарактеризовать органы, осуществляющие управления в сфере здравоохранения, и их компетенцию;
- выявить возможности совершенствования государственного управления в сфере здравоохранения;
- изучить модернизацию системы управления здравоохранением;
- рассмотреть внедрение элементов электронной медицины.
Объект исследования – общественные отношения в сфере регулирования управления в сфере здравоохранения.
Предмет исследования – административно-правовые основы управления в сфере здравоохранения.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского законодательства.
Теоретической основой исследования выступили работы современных российских авторов.
Структура курсовой работы определена целью и задачами и, соответственно, включает в себя введение, три главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Глава 1. Реализация права на медицинскую помощь
Проблемным конституционно-правовым вопросом, который встречается практически во всех субъектах Российской Федерации, является осуществление (реализация, охрана и защита) права каждого на медицинскую помощь, предусмотренного ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации.
Теоретическое осмысление проблем осуществления права каждого на медицинскую помощь как на законодательном уровне, так и по результатам правоприменительной практики позволяет выявлять круг проблем и осуществлять поиск путей для их устранения.
Смысл конституционной нормы о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь заключается в том, что медицинская помощь должна позитивно влиять на здоровье человека. При этом обязательными являются такие ее характеристики, как доступность и качество. В противном случае медицинская помощь может оказать негативное влияние на одну из главных конституционных ценностей - здоровье человека.
Правоприменительная практика показывает, что среди случаев, когда возникает необходимость судебной и внесудебной защиты конституционного права каждого на медицинскую помощь, наряду с неполучением медицинской помощи в полном объеме бесплатно, незаконным взиманием денежных средств с пациентов, имеется значительное количество ситуаций, обусловленных некачественным оказанием медицинской помощи
Конституция Российской Федерации и развивающие ее положения законодательства создали ряд политических, экономических, социальных и юридических гарантий осуществления права каждого на медицинскую помощь. Для воплощения в действительность этого права, т.е. превращения его из декларированного в фактическое, существенную роль должны играть и играют юридические гарантии.
Под юридическими гарантиями конституционного права на медицинскую помощь понимаются предусмотренные законодательством средства и способы, с наличием которых связывается возможность и максимальная эффективность реализации этого права. Таким образом, предназначение юридических гарантий рассматриваемого права для пациента состоит как в его успешной реализации, так и во всесторонней охране и защите права в случае его нарушений.
Одной из главных гарантий права на медицинскую помощь является бесплатность ее предоставления государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в соответствии с утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации программой и территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Однако, к сожалению, эта юридическая гарантия нередко оказывается декларативной. Многие связывают эту проблему с ее экономической необеспеченностью государством.
С этой гарантией тесно связана другая гарантия - доступности оказания медицинской помощи. В Российской Федерации впервые для человека гарантия доступности медицинской помощи была отражена в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, в виде одного из основных принципов охраны здоровья граждан - доступности медико-социальной помощи (ст. 2). Данный Закон был принят за полгода до принятия Конституции РФ в декабре 1993 г., которая определила дальнейшее развитие содержания доступности медицинской помощи как важной составляющей части конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Таким образом, начиная с декабря 1993 г. граждане в Российской Федерации получили право на доступную медико-социальную помощь как производную от конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Но при этом такая характеристика медицинской помощи, как ее качество, тогда являлась не правом, а лишь законным интересом человека, т.е. правовой дозволенностью, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе способом и требовать соответствующего поведения от других лиц. Это означало не только то, что гражданин Российской Федерации мог получить и получал качественную медицинскую помощь и этот его законный интерес не встречал сопротивления в обществе, но и то, что данный пациент, к сожалению, не нашел бы официальных лиц, обязанных ему обеспечить эту ключевую характеристику медицинской помощи и не мог бы ставить вопрос об их юридической ответственности за оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Нормы, направленные на обеспечение осуществления права каждого на медицинскую помощь с помощью института качества медицинской помощи, изложены в положениях Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 326-ФЗ) и Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 323-ФЗ).