Введение
Глава 1. Исторические аспекты административного задержания в России
Глава 2. Административное задержание: понятие и общая характеристика
2.1 Понятие административного задержания
2.2 Виды задержания
Глава 3. Особенности процессуального порядка административного задержания
3.1 Сроки административного задержания
3.2 Протокол административного задержания
3.3 Иные особенности административного задержания как меры государственного принуждения
Заключение
Список использованных источников и литературы
Административное задержание представляет из себя одну из мер процессуального обеспечения, которая заключается в кратковременном лишении свободы физического лица.
Лишь в исключительных случаях срок административного задержания может быть более чем три часа.
Административное задержание в процессе своей реализации преследует ряд важнейших целей. В частности, оно обеспечивает правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении, а также, способствует исполнению постановлению по дела об административном правонарушении.
По просьбе задержанного лица о его месте нахождения в кратчайшие сроки должны быть уведомлены родственники, администрация по месту учебы, работы и защитник.
Особый порядок задержания характерен несовершеннолетним. В этом случае в обязательном порядке должны быть уведомлены родители или же их законные представители.
Административное задержание является исключительно кратковременным ограничением свободы физического лица и может быть применено только в ряде исключительных случаев. Тогда, когда это необходимо для того, чтобы обеспечить правильное и своевременное рассмотрения дела об административном правонарушении.
Не смотря на то, что по отношению к определенному лица применяются меры административного принуждения, тем не менее, такое лицо имеет свои определенные права.
По поводу административного задержания должен быть составлен протокол, где указываются дата и место составления, ФИО лица, которое его составило, ФИО лица, которое было задержано, а также время, место и мотивы задержания. Протокол об административном задержании должен быть в обязательном порядке подписан лицом, которое его составило, а также задержанным лицом. В том случае, если лицо, которое было задержано, отказывается подписывать протокол, то в нем делается соответствующая отметка. Копия протокола также должна быть вручена лицу, которое задержано, в том случае, если он изъявит на это желание.
По общему правилу срок административного задержания не должен быть выше чем три часа. Такой срок является общим. Существует и специальный, согласно с котором задержание может быть не больше 48 часов.
Лицо в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что влечет в качестве одной из мер административного наказания арест, может быть задержано также на срок не более 48 часок. Срок административного задержания начинает исчисляться с момента доставления лица в орган рассмотрения административного дела.
Задержанное лицо содержится в помещении органа внутренних дел или же в специальном учреждении, которое создано в установленном законодательством порядка. Такого рода помещения должны отвечать санитарным требованиям, а также исключать возможность самовольного их оставления.
На основе всего сказанного можно сделать вывод о том, чем же именно обусловлена актуальность выбранной темы исследования. Административное задержание в обществе выполняет важнейшие функции в рамках административного процесса. Оно помогает обеспечить своевременное и правильное рассмотрение дела об административном правонарушении, а также, способствует исполнению постановления по делу об административном правонарушении. Порядок административного задержания предусмотрен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и должен соответствовать этим нормам при непосредственной реализации. Таким образом, выбранная тема исследования является крайне актуальной для изучения на любом этапе развития в современном государстве, демократического и правового толка.
Объект исследования – отношения в сфере административных правонарушений.
Предмет исследования – административное задержание как мера государственного принуждения.
Главной целью исследования является полное и всесторонне изучение особенностей административного задержания.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели исследования, необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть особенности задержания в историческом аспекте;
изучить административное задержание и его основные категории;
проанализировать процессуальный порядок административного задержания.
Методы, которые были использованы в процессе исследования, следующие: сравнительно-правовой, статистический, синтеза и анализа, а также различные другие.
Структурно исследование состоит из трёх глав, которые дополнительно включают в себя параграфы.
Глава 1. Исторические аспекты административного задержания в России
Впервые задержание в современном своем понимании появилось еще в договоре Олега с греками, а также в Краткой редакции Русской Правды[1]. Там содержались нормы, которые касались конкретно задержания, связанного с уголовными правонарушениями.
Пространная редакция Русской Правды также содержала в себе статьи, которые были в определенной мере связаны с задержанием, но только уголовного характера.
Правовые источники периода феодальной раздробленности учитывали место задержания с поличным при определенной территориальной подведомственности. То есть, в этом случае вора или же убийцу судили там, где его задержали, а не там, где он жил или совершил преступление.
При Иоанне IV стал формироваться институт губных старост и губных целовальников. Жителям было разрешено в каждом округе или губе, заключавшем в себе несколько селений, избирать из своей среды старост – губных, а также нескольких губных целовальников. Жители каждой из таких губ обязаны были сами преследовать у себя разбойников и представлять их на суд губным старостам. Губные старосты избирались всеми сословиями волости из числа дворян и детей боярских[2]. Губные старосты приводились к присяге в Разбойном присяге и получали наказные памяти. Губные целовальники избирались крестьянами на каждую волость по два человека сроком на один год и приводились к присяге на месте при воеводах и старостах. Обязанностью указанных губных учреждений было преследование «ведомых воров» и разбойников. В подобном виде система губных учреждений функционировала до 1679 г. И хотя в 1684 г. институт губных старост был восстановлен, указом 1702 г. ликвидирован окончательно[3].
Судебник 1550 г. по сравнению с ранее действовавшим законодательством усилил государственно-властное начало уголовного процесса[4].